2009-07-07 21:49:06
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики



Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики


Вопрос о причинах, формах и методах участия государства в экономической жизни относится к числу наиболее актуальных и традиционно является предметом научных исследований. Эффективная система государственного регулирования рыночной экономики является важнейшим условием поступательного экономического развития и поддержания политической стабильности страны. Современное государство не является пассивным наблюдателем того, что происходит в экономической жизни. Оно в нее активно вмешивается и в случае необходимости принимает меры по ее оздоровлению.

П. Самуэльсон подчеркивает, что правительства практически всех стран мира стараются держать руку на пульсе экономики. В современных экономических системах государство предпринимает множество действий в ответ на сбой в работе рыночного механизма. Современный капитализм является системой, в котором функции рынка и государственного регулирования неразрывно связаны и дополняют друг друга.

Как отмечается в докладе Всемирного банка «Государство в меняющемся мире», хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое социально-экономическое развитие невозможно. В докладе особо подчеркивается, что изменения в глобальной экономике не просто заставляют вернуться к базовым вопросам о роли государства на современном этапе, но и делают их одними из наиболее актуальных как с научной, так и с практической точки зрения.

В течение всего XX века происходило неуклонное усиление роли государства в экономике. Об этом свидетельствует не только рост государственных доходов и расходов относительно ВВП, но и возрастающее значение регулирующих мер правительства, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике. Вызванная самой хозяйственной практикой потребность расширения временных горизонтов планирования компаниями своей деятельности обнаружила новое понимание роли государства в хозяйственном развитии страны. В настоящее время сам бизнес предъявляет спрос на услуги государства, так как он в первую очередь заинтересован в преодолении рисков и неопределенности, обусловленных слабостью или неэффективностью государственной власти.

Изменения задач и способов государственного регулирования экономики происходят под воздействием различных факторов, среди которых особое место занимают финансовая глобализация, особенности инновационного развития, а также социально-политические факторы. Поэтому возникает проблема качества государства, способного эффективно выполнять свои функции в постоянно изменяющихся условиях. Показательно усиление внимания к данной проблеме в западных странах.

Попытка решения вопроса об экономической роли государства в терминах «увеличение-уменьшение» государственного регулирования неизбежно отодвигает на второй план гораздо более важный вопрос о качестве государственных институтов. Последовательная политика, направленная на создание эффективной экономики, может быть связана как с сокращением, так и увеличением государственного влияния.

Политика регулирования условий хозяйствования с учетом глобализации и инновационных процессов становится ведущей в системе финансовой политики государства. Особого внимания требует проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики, для решения которой и осуществляется поиск новых приоритетов государства в экономике. На практике государство может усиливать свое присутствие в одних сферах и одновременно уменьшать или даже ликвидировать его - в других. В странах с развитой рыночной экономикой происходит процесс, который нельзя охарактеризовать, как усиление или ослабление регулирующей роли государства, поскольку речь идет о качественном видоизменении функций государства в экономике, направленном на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.

Не подлежит сомнению, что государственное регулирование экономики должно осуществляться таким образом, чтобы избегать злоупотреблений при принятии конкретных решений. Данная проблема является одной из самых трудных в экономической науке и во многом выходит за ее рамки.

Функции и способы регулирования экономики меняются в зависимости от конкретных исторических условий, тем не менее основополагающие функции государства в рыночной системе остаются неизменными. Они являются необходимыми конструктивными элементами рыночной системы, без которых невозможно развитие современной экономики.

Дж. Тобин обосновал необходимость государственного регулирования экономики следующим образом: «Теорема о «невидимой руке» должна быть модифицирована с учетом существования экстерналий и общественных благ, где индивидуальные и общественные интересы могут расходиться. Отсюда вытекает необходимость государственной деятельности, направленной на защиту коллективных интересов... Смитовская система может работать только в условиях, когда существуют институты, направляющие эгоистическую энергию в конструктивное русло».

Преимущества конкурентных рынков в повышении экономической эффективности и стимулировании инновационной активности общепризнанны, и государства, добившиеся наибольших результатов в своем развитии, опираются на них в своих усилиях обеспечить экономический рост. Вместе с тем для их успешного функционирования требуется адекватная инфраструктура и институты. Государству принадлежит важная роль в создании условий, позволяющих рынкам функционировать эффективно. Среди этих условий следует назвать прежде всего ясные права собственности, что предполагает наличие независимой судебной власти, действующей на основе тщательно разработанных законодательных процедур.

Как показывает практика, рынок не может удовлетворить всех потребностей экономических субъектов. В современной рыночной экономике базовые функции, возложенные на государство, связаны главным образом с вмешательством в экономические процессы в целях корректировки «недостатков рынка». К числу таких функций относятся производство общественных благ, государственное антимонопольное регулирование, регулирование «внешних эффектов» (экстерналий) и обеспечение равного доступа к достоверной информации. Поэтому результат функционирования системы государственных финансов воплощается прежде всего в том, насколько эффективно государство исправляет «недостатки» рынка.

Существуют необходимые блага, производство которых не может взять на себя частный сектор. Классическими примерами таких благ являются защита прав собственности, обеспечение обороноспособности государства, проведение внешней политики, правопорядок в стране. Удовлетворение потребностей в таких благах должно быть результатом деятельности всего общества, как единого целого. Таким представителем общественных интересов и является государство. Оно изначально несет ответственность за обеспечение населения коллективными или общественными благами.

К основным характеристикам общественных благ как особой экономической категории относятся:

1) неконкурентность в потреблении, которая означает, что индивиды не вступают в конкуренцию между собой, потребляя общественные блага. Предельные издержки потребления коллективного блага дополнительным индивидом равны нулю, таким образом, присоединение к потреблению общественного блага дополнительных индивидов не уменьшит его доступности для других. В то же время потребление частного блага каким-либо индивидом полностью исключает потребление этого блага другими.

2) общественные блага обладают свойством неисключаемости из потребления, так как невозможно запретить дополнительным потребителям пользоваться общественными благами или снизить долю определенного субъекта в потреблении им общественных благ. Например, невозможно «исключить» из потребления индивидом таких благ, как обеспечение обороноспособности государства или поддержание правопорядка.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Опыт использования форм федерального вмешательства как инструмента региональной политики современной России с 1991 по 2004 года
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Вернуться к списку публикаций