2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом



Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом


В настоящее время в экономической литературе все чаще встречаются мнения о том, что условием роста благосостояния российского населения становится переход от конкуренции между внутренними территориями России к обеспечению их кооперации и конкурентоспособности в геоэкономическом масштабе [1]. В основе региональной кооперации в России должна лежать отраслевая специализация промышленности страны.

С 1992г. в агропромышленном комплексе России осуществляются коренные преобразования, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово распорядительной системы на рыночную. Однако адекватных изменений в системе управления не происходит. Выход на международный рынок и действие рыночного регулятора развития организационных структур производства, начиная с 1991г. привело к последовательному повторению стадий эволюционного пути развития соответствующих производственных структур капиталистических стран с копированием всех достоинств и недостатков такого развития. Кроме того, наша промышленность оказалась беспомощной перед организованными, мощными, опередившими на несколько стадий эволюций, а значит, и значительно более эффективными монополистическими объединениями капиталистических стран. При этом за годы реформ наблюдается следующая тенденция - все большая часть управленческих функций, ранее выполняемых отраслевым органом управления, переносится на территориальные органы управления, не имевшие и не имеющие до настоящего времени для их выполнения ни нужного опыта, ни материальной базы. Вот почему важен поиск путей решения возникшей проблемы организации управления в продовольственном комплексе.

Важнейшая проблема сегодняшнего дня – обеспечение четкого взаимодействия федеральных министерств и ведомств и государственных органов управления продовольственным комплексом в субъектах Российской Федерации. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что отказ от жесткого директивного планирования и распределения ресурсов предполагает усиление регулирующей роли государства в интересах каждого субъекта Федерации и страны в целом.

Перераспределение функции и ответственности между федеральными органами государственного управления и субъектами Федерации в конечном итоге сводится к поиску оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.

Рассмотрим отраслевую ветвь управления продовольственным комплексом и основную ее функцию – обеспечение продовольственной безопасности страны. Анализ структуры исполнительных органов власти РФ показал, что координатором в продовольственном комплексе, а также ответственным за продовольственную безопасность в стране является Министерство сельского хозяйства РФ. Следовательно, отраслевым органом управления продовольственным комплексом в РФ является Министерство сельского хозяйства РФ. Данные функции закреплены в Положении о Министерстве сельского хозяйства РФ. В том же положении зафиксировано, что Министерство сельского хозяйства РФ имеет свои территориальные органы управления.

Если считать, что территориальными органами управления Министерства сельского хозяйства РФ являются соответствующие органы управления на уровне административно-территориального деления РФ, то логично вытекает вывод о том, что цели, задачи и функции Министерства сельского хозяйства РФ должны распространяться и на них. Кроме того, ответственность за состояние дел в продовольственном комплексе страны должны нести и все территориальные органы Министерства сельского хозяйства РФ.

Анализ законодательных актов по вопросам Министерства сельского хозяйства Саратовской области показал, что данный орган управления организационно входит в состав областного Правительства, финансирование министерства осуществляется из областного бюджета, цели, задачи и функции данного органа управления распространяются непосредственно на областной уровень, основной задачей является обеспечение продовольственной безопасности в Саратовской области.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. У Министерства сельского хозяйства РФ нет территориальных органов управления, которые находились бы в прямом непосредственном его подчинении;

2. Органы управления продовольственным комплексом на уровне субъектов Российской Федерации являются областными органами власти;

3. За продовольственную безопасность в стране в целом отвечает лишь Министерство сельского хозяйства РФ. Вызывает серьезные сомнения, что одно ведомство без территориальных органов управления, находящихся в непосредственном подчинении, способно справиться с такой непростой задачей.

Данные рассуждения приводят к мысли о том, что в стране практически отсутствует отраслевая ветвь управления продовольственным комплексом.

Если же исходить из того, что за работу всех объектов продовольственного комплекса, расположенных на определенной территории, например области, несет ответственность соответствующий территориальный орган управления (министерство, департамент, комитет, управление), тогда логично следует, что основная задача – обеспечение продовольственной безопасности, должна распространяться намного дальше границ соответствующей области. Данный вывод основан на объективно существующей специализации каждой территорий, в том числе и административно-территориальных единиц, на выпуске той или иной продукции.

Поэтому, с одной стороны, вполне логичным было бы распределить ответственность за обеспечение продовольственной безопасности в стране в соответствии со специализацией той или иной территории на выпуске определенных продуктов питания. Однако, построение схем отраслевого управления на основе существующей сетки административно-территориального деления страны не вполне целесообразно. Этот вывод основывается на том простом факте, что несколько соседних административно-территориальных единиц (областей) специализируются на производстве одной и той же продукции. А, попросту говоря, сетка административно-территориального деления страны не совпадает с территориальной специализацией продовольственного комплекса.

Межрайонное территориальное разделение труда в сельском хозяйстве России и в АПК в целом развито слабее, чем в промышленности и не всегда научно обосновано. В России пока не существует конкурентного рынка сельхозпродукции, поэтому рыночные факторы не оказывают влияния на формирование и углубление региональной специализации. Кроме того, стремление регионов к полному самообеспечению продовольствием приводит к развитию производств, не имеющих для этого достаточных природно-экономических условий. Становление рыночно обусловленной специализации – процесс очень длительный, поэтому государство должно при помощи экономических методов (кредитов, субсидий и пр.) стимулировать данный процесс [2].

Поэтому, на наш взгляд, необходимо, во-первых, создать отраслевые органы управления продовольственным комплексом в соответствии с реальной и научно обоснованной территориальной специализацией продовольственного комплекса, во-вторых, перераспределить права и ответственность между отраслевыми и местными органами управления продовольственным комплексом страны. В общем виде основное различие в задачах и функциях данных органов управления таково: территориальные (местные) органы управления несут ответственность за состояние и развитие отраслей в пределах своего региона, а отраслевые органы управления – за развитие отраслей в масштабах страны.

С точки зрения отрасли, на наш взгляд, можно выделить пять основных направлений, с помощью которых отраслевые органы управления должны оказывать влияние на предприятия и через них на экономическую и социальную структуру региона:

1) определять количественные и качественные параметры закупок для государственных нужд страны;

2) изучать и информировать предприятия о сложившейся географии и емкости рынков реализации продукции и возможности приобретения необходимых средств труда и предметов труда;

3) реализовывать научно-техническую политику с учетом достижений смежных отраслей через систему экономических рычагов – льготный порядок налогообложения, кредитования, прямое государственное финансирование и т.п.;

4) разрабатывать и доводить до сведений предприятий важнейшие технико-экономические нормативы, носящие рекомендательный характер, учитывающие качественные сдвиги в технике и технологии производства, требования к технике безопасности и осуществлению природоохранной политики;

5) согласовывать тарифы на энергоносители для предприятий отрасли, налоговую политику, экспортные и импортные квоты на продукцию отрасли, таможенные пошлины, отвечать за распределение экспортно-импортных лицензий.

В заключении обобщим полученные в ходе рассуждений выводы:

1. Свободный рынок не в состоянии сам отрегулировать управленческие проблемы на основе спроса и предложения.

2. Законодательное внедрение государственными органами схем управления без учета спроса на них со стороны субъектов рынка так же не увенчались успехом.

3. Обеспечение продовольственной безопасности России в долгосрочном периоде возможно только на основе глубокой региональной специализации сельского хозяйства и пищевой промышленности.

4. За годы реформ в стране произошло необоснованное ослабление отраслевого управления продовольственным комплексом.

5. С началом реформ наблюдается негативная тенденция, с одной стороны, идет расширение прав и самостоятельности региональных органов управления, а с другой - ограничение их ответственности рамками региона.

6. При ликвидации централизованного управления через единый народнохозяйственный план дальнейшая либерализация территориального подхода к управлению становится опасной с позиций целостности страны как федеративного государства.

7. Для восстановления управляемости в продовольственном комплексе страны, необходимо воссоздание организационных структур отраслевого управления и перераспределение прав и ответственности между отраслевыми и местными органами управления, опираясь при этом на научно-обоснованную территориальную специализацию продовольственного комплекса в рамках целой страны.


Д.Ю.Городилин



[1] Авдеев С. Крупный капитал делит регионы // Экономика и жизнь. 2003. №2. С.30

[2] Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М., 1998.







Интересное:


Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы
Взгляд на введение обязательного медицинского страхования
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Международные аспекты бюджетной политики
Вернуться к списку публикаций