2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства



О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства


Вместо этого принципа в концепции надо четко сформулировать главные цели и задачи Федеральной продовольственной корпорации:

- организация поставок продовольствия исключительно в Федеральный фонд в устанавливаемых Правительством объемах по максимально выгодным для государственного бюджета ценам;

- обеспечение необходимым продовольствием спецпотребителей (армии, милиции и т.п.); а также регионов с особым порядком поставок продовольствия, определяемым Федеральными законами;

- организация сохранности закупленного продовольствия и создание условий для проведения быстрых товарных интервенций продовольствия из Федерального фонда, решения о проведении которых приняты Правительством,

Исходя из этих целей должно быть определено и место Федеральной продовольственной корпорации в органах государственной власти и на продовольственном рынке. О ее месте в органах государственной власти, мы скажем чуть позже, так как в этом вопросе мы, во-многом, согласны с разработчиками концепции, а вот ее место на продовольственном рынке должно быть совершенно отличным от предложенного в концепции. Федеральная продовольственная корпорация должна быть на продовольственном рынке исключительно государственным заказчиком по закупкам продовольствия в Федеральный фонд. Главным условием деятельности Федеральной продовольственной корпорации на рынке должен быть запрет на самостоятельную закупку продовольствия в Федеральный и иные фонды и несанкционированную Правительством поставку продовольствия из них. Цены на поставляемое из Федерального фонда продовольствие должны определяться Правительством, а вырученные деньги поступать в государственный бюджет. Главной же задачей корпорации на продовольственном рынке России должна стать организация конкурсов на поставку продовольствия в Федеральный фонд на основе принятого Правительством Положения о конкурсах. С целью эффективного проведения конкурсов фиксированный процент от сэкономленных в результате конкурсов денежных средств целесообразно направлять в премиальный фонд Федеральной продовольственной корпорации. А оставшуюся часть (большую) средств - на поддержку семеноводства и элитного животноводства.

В Положении о конкурсах следует учесть, что конкурс должен быть открытым, а условия конкурса должны быть четко определены заранее и доступны всем желающим принять участие в конкурсе. При этом критерии конкурсного отбора должны быть четкими и экономически обоснованными, чтобы избежать субъективизма при определении победителей. В этих критериях должны быть четко оговорены товарные объемы и позиции, гарантии и сроки исполнения. При этом гарантиями исполнения конкретного заказа могут выступать следующие признаки, отличающие крепкую коммерческую структуру:

- наличие собственных емкостей для хранения зерна, элеваторов, своих перерабатывающих мощностей;

- наличие банковских гарантий.

Побеждать должен тот, кто дает наименьшую цену за данную культуру при фиксированных объемах и сроках поставки.

При этом формы расчета с поставщиками могут быть различны. Наряду с денежной формой это могут быть такие формы, как передача поставщику

- права распоряжения федеральным кредитом;

- в собственность (или залог) акций предприятий АПК, находящихся в государственной собственности;

и ряд других форм.

Можно использовать и комбинированные формы расчета.

Полный список этих форм необходимо включить в Положение. А форма (или формы) расчета для каждого конкурса в отдельности должны утверждаться конкурсной комиссией и оговариваться в его условиях.

После проведения конкурса до каждого участника конкурса доводятся его результаты. При этом все вышеперечисленные шаги контролируются Государственной Хлебной Инспекцией, Министерством Финансов, Минсельхозпродом, банками, отвечающими за финансирование данного проекта. Необходимо разработать и штрафные санкции для фирм, не справившихся с поставками. Таким образом, во всей цепочке движения товара и денег будет определенность и ответственность.

Конкурсы должны проводиться два раза в год. Первый раз в марте для заключения форвардных контрактов по гарантированным ценам с последующей поставкой зерна нового урожая и в июле-августе для осуществления закупок по факту.

Ответственность за нарушения Положения о конкурсах должна нести Федеральная продовольственная корпорация.

О гарантированных ценах и объемах закупок в Федеральный фонд надо сказать особо.

Минимальные гарантированные цены являются важным механизмом государственного регулирования рынка и поэтому необходимы. Однако введение гарантированных цен по схеме концепции и в таких масштабах на деле означает возврат к дотациям, имевшим место в нашей недавней истории, когда продукты покупались у сельхозпроизводителя по закупочным ценам, превышающим розничные. Практика СССР 60-90-х годов наглядно показала, что подобная мера отбивает у производителя стимулы к повышению эффективности производства и приводит к застою и иждивенческим настроениям. Подобные гарантированные цены приведут к полной стагнации всех операций по торговле зерном, значительно увеличат дефицит бюджета и поставят крест на финансовой стабилизации. А зачем нужны конкурсы и оптовые рынки, если единственным покупателем будет Федеральная продовольственная корпорация? Можно вспомнить печальный опыт 1993-1994 годов, когда установление гарантированных закупочных цен выше рыночных немедленно приводило к осеннему всплеску инфляции.

Из всего этого следует, что минимальные гарантированные закупочные цены должны устанавливаться не из себестоимости продукции (как предлагается в концепции), а

- на основе механизма, базирующегося на квалифицированно собранном статистическом материале, объективно отражающем текущую ценовую конъюнктуру, спрос и предложение на различные виды зерновых культур;

- на научно обоснованных прогнозных исследованиях в области ценообразования;

и учитывать то, что объявляемые закупочные цены не должны превышать реально выделяемые государством финансовые ресурсы. Эти цены должны устанавливаться не Федеральной продовольственной корпорацией, а главным распорядителем государственного бюджета - Минфином по согласованию с Минсельхозпродом, Минэкономики и Федеральной продовольственной корпорацией. Эти цены не должны быть дотациями сельхозпроизводителю, а лишь ориентиром для него в наступающем зерновом году. При этом в Федеральный фонд закупаться по гарантированным ценам должно только то зерно, на поставку которого были заключены соответствующие форвардные контракты. Остальные закупки должны проводиться только по рыночным ценам. Опыт успешного установления официального курса рубля по отношению к доллару Центральным Банком России говорит о том, что разработать эффективный механизм расчета гарантированных цен в условиях российского рынка возможно.

При определении объемов закупок в Федеральный фонд необходимо четко определить его структуру. Федеральный фонд должен состоять из трех частей.

Первая часть - это продовольствие для спецпотребителей и регионов с особым порядком поставок продовольствия, определяемым Федеральными законами. Объем этих закупок должен определятся только правильно оцененными их потребностями. Для получения правильных оценок необходимо наряду с оценками самих потребителей использовать и оценки независимых экспертов и в случае их сильного расхождения образовывать согласительные комиссии. План поставок из этой части Федерального фонда должен быть подготовлен совместно Федеральной продовольственной корпорацией и потребителями и утвержден правительственным постановлением.

Вторая часть - это резервный фонд для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Практика развитых продовольственных рынков показывает, что для сохранения стабильности на этом рынке достаточно иметь запас в размере 3-5% от объемов годового потребления. Опыт российского рынка продовольствия в 1994-1996 годах показал, что такие объемы достаточны и для поддержания его стабильности. Товарные интервенции из этой части Федерального фонда должны осуществляться исключительно по решению Правительства.

И наконец, третьей частью Федерального фонда должны быть стратегические запасы продовольствия. Объемы закупок в эту часть должны определяться характером его использования. Эта часть Федерального фонда должна использоваться исключительно для ликвидации последствий стихийных бедствий и при возникновении политических кризисов. Объемы закупок в этот фонд должны учитывать все аспекты безопасности страны. В частности, эти объемы не должны быть непосильными для государственного бюджета и не выводить его дефицит за рамки, чреватые финансовой нестабильностью. Поэтому объем закупок в эту часть Федерального фонда на текущий год должен определяться комиссией, состоящей из представителей Минфина, МИДа, СВРа, ФСБ, МЧС и Минобороны. Координирующую роль в этом вопросе должен взять на себя Совет безопасности России. Поставки из этой части Федерального фонда должны осуществляться исключительно на некоммерческой основе и по решению Правительства. Увеличение объемов закупок сверх утвержденных в начале года в эту часть Федерального фонда должно приниматься Правительством и только в двух случаях:

- в случае возникновения или реальной угрозы возникновения указанных выше кризисных ситуаций;

- в случае благоприятной ценовой конъюнктуры на продовольственном рынке России, позволяющей осуществить закупки в больших объемах без привлечения дополнительных средств.

Из приведенного следует, что объемы поставок в Федеральный фонд не должны определяться Федеральной продовольственной корпорацией и поэтому нецелесообразно приводить точные объемы поставок в концепции.

И наконец, на наш взгляд, нет необходимости точно определять в федеральных нормативных документах долю участия государства во вновь создаваемых рыночных институтах. Эта доля должна определяться местными органами власти в зависимости от степени развития региона и она может составлять от 0% (для регионов с развитой рыночной инфраструктурой) до 100% (для регионов, в которых эта инфраструктура практически отсутствует). Гораздо важнее оказать опосредованную государственную поддержку, путем подготовки нормативных актов, устанавливающих "режим наибольшего благоприятствования" для этих структур.

В заключении остановимся на положениях концепции, касающихся места Федеральной продовольственной корпорации в органах государственной власти. Эти положения необходимо поддержать. Только последняя из задач Государственного комитета РФ по продовольственной политике - "осуществление функции единого государственного заказчика по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды" должна быть изложена в следующей редакции:

- осуществление функции государственного заказчика по закупкам и поставкам продовольствия в Федеральный фонд.

Так как в первоначальной редакции эта задача противоречит Указу Президента РФ "О либерализации зернового рынка в России " и Закону РФ "О местном самоуправлении".

Необходимо также дополнить задачи Государственного комитета РФ по продовольственной политике задачей

- создания и эксплуатации информационной сети, обеспечивающей субъекты рынка необходимыми данными: о его конъюнктуре, ценах, объемах сделок, о местах предложения и покупки и др.

При этом Федеральная продовольственная корпорация должна стать структурным подразделением вновь созданного Государственного комитета, на которое следует возложить исполнение функций государственного заказчика. Так как эта задача является одной из основных задач Государственного комитета, то целесообразно и совмещение должностей Генерального директора Федеральной продовольственной корпорации и первого заместителя Государственного комитета РФ по продовольственной политике.

Подведем итог вышеизложенному. Из вышеизложенного следует, что подготовленный проект концепции не может быть принят, так как многие его положения противоречат Закону РФ "О местном самоуправлении", Указу Президента РФ "О либерализации зернового рынка в России", антимонопольному законодательству и ряд) других нормативных актов. Необходимо существенно переработать проект, с целью исключения из него данных положений. При переработке проекта необходимо учесть высказанные замечания и предложения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Возможные социальные последствия очередного этапа реформирования системы образования в России
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Вернуться к списку публикаций