2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства



Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства


Преодоление кризиса российской экономики невозможно без значительного наращивания инвестиционной активности, создания условий для результативного накопления и использования инвестиций. Формирование и развитие рынка капиталов и инвестиций является главным условием, позволяющим не только стабилизировать экономику, но и обеспечить последовательное расширение и наращивание потенциала отраслей производства.

В настоящий момент определяющим направлением развития производства стал научно-технический прогресс, под влиянием которого складываются новые макроэкономические пропорции. Они заключаются в изменении соотношения между возмещением и накоплением, накоплением и инвестициями. Это приводит к отрыву величины и скорости движения амортизационных отчислений от величины износа и кругооборота основного капитала (его активной части). Необходимость обновления основных фондов, вызванная конкуренцией товаропроизводителей, заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения их в инновации. Таким образом, осуществляется интенсивное воспроизводство.

Вследствие того, что амортизация приобретает собственные формы существования и движения и перестает быть выражением физического износа основного капитала, происходит размывание границ между амортизационным фондом и чистым доходом, фондами возмещения и накопления. Таким образом, расширяется и становится более устойчивой финансовая база для инвестирования. Амортизация превращается в важный инструмент регулирования инвестиционной деятельности предприятий.

Принцип ускоренной амортизации (как экономический стимул инвестирования) заключается в том, что искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно увеличиваются нормы амортизации. При этом фактические сроки службы основного капитала существенно превышают величину амортизационного периода, что позволяет предприятию возвратить в более короткие сроки вложенный капитал в форме стоимостного износа основных средств. Такой метод ускоренной амортизации применяется в нашей стране, поскольку с 1 января 1991 г. предприятиям разрешается утвержденные нормы амортизационных отчислений по конкретным инвентарным объектам увеличивать, но не более чем в два раза.

Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую, более производительную.

Повышенные амортизационные отчисления на машины, оборудование и транспортные средства осуществляются в течение нового расчетного амортизационного срока их службы до полного перенесения всей стоимости на издержки производства. В этот период за счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно, величина налога. В данном случае имеет место портфельное инвестирование государства в конкретное предприятие.

В целях активизации инвестиционного рынка, должна быть принципиально изменена кредитная политика государства. Для этого необходимо расширить возможности Центрального банка России при воздействии на кредитную политику коммерческих банков, стимулируя их кредитовать прежде всего вложения в производство и инновации. Повысить роль кредитного финансирования в инвестиционных вкладах юридических и физических лиц, обеспечить постепенный переход к преимущественно кредитному финансированию, облегчение доступа предприятий и организаций независимо от форм собственности к льготным кредитным ресурсам с одновременным снижением в 3 - 4 раза банковских учетных кредитных ставок. Принимая во внимание мировую практику, заключающуюся в том, что снижение учетных кредитных ставок - это сигнал к расширению инвестиций, следует отметить, что смягчение последствий структурной перестройки народного хозяйства и предотвращение развала экономики возможно лишь при условии проведения целенаправленной кредитно-инвестиционной политики. Она должна предполагать достаточно широкое кредитование и субсидирование в первую очередь производства, оказавшегося при переходе к рыночной экономике в сложном положении. В то же время эти меры необходимо сочетать с постепенным переводом основных отраслей производства в режим реального самофинансирования, что позволит в значительной мере ограничить масштабы кредитной эмиссии, а также сократить прямое бюджетное субсидирование этих производств. Кроме этого создается возможность для аккумулирования не только кредитных, но и собственных средств в производственном секторе, что позволит расширить его инвестиционные возможности и повысить эффективность проводимых экономических реформ.

Следует также изменить фискальную политику как федерального центра так и регионов. Нельзя признать нормальным, когда большая часть прибыли предприятий уходит в налоги. Не выдерживают критики высказывания отдельных финансистов о том, что большое количество налогов и сборов включаются в себестоимость и якобы на величину прибыли не влияют. Совершенно ясно, что эти сборы не только уменьшают величину прибыли, но и, поднимая цену, делают отечественную продукцию неконкурентоспособной. Поэтому, на мой взгляд, необходимо мерами гибкой аналоговой политики, предусматривающей на деле долговременные, равные и постоянные предельные размеры налогообложения товаропроизводителей независимо от форм собственности, постепенное ограничение и сокращение не менее чем в два раза налога на добавленную стоимость, стимулировать инвестиционную активность.

Задача привлечения и эффективного использования инвестиций всех уровней, как отечественных, так и зарубежных, неразрешима без формирования результативно функционирующей системы регулирования инвестиционной сферы, которая была бы достаточно стабильной по отношению к различным политическим и экономическим рискам. Этому во многом должна способствовать структурная перестройка, призванная возобновить и ускорить экономический рост на новом этапе реформ, поскольку задача осуществления структурной перестройки настоятельно потребует увеличения объема инвестиций.

Эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с реализацией комплексных федеральных и региональных целевых социально-экономических программ. Успешное регулирование и управление инвестициями должно сочетаться с мероприятиями по созданию восприимчивой к инвестициям рыночной среды, шагами, направленными на расширение финансово-кредитных источников инвестирования, в том числе нетрадиционных, создание устойчивого механизма мотиваций к долговременному вложению капитала. При этом должны использоваться и собственно рыночные факторы, стимулирующие приток инвестиций, такие как конкуренция, ограничение монополистической деятельности, возможность прибыльного вложения капитала в производство, его свободный перелив между отраслями и регионами.

Обобщая указанные закономерности, следует подчеркнуть, что в процессе децентрализации управления и перенесения центра тяжести экономической реформы на региональный уровень, децентрализуется политика, регулирование инвестиций все более смещается в сторону регионов, причем, совершенно очевидно, что эта тенденция в дальнейшем будет углубляться.







Интересное:


Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики федеративного государства
О государственном воздействии на развитие сельскохозяйственного производства
К проблеме определения объекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России
Международные аспекты бюджетной политики
Вернуться к списку публикаций