2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики



Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики


Реформа органов местного самоуправления в Российской Федерации находится в общем контексте мер по децентрализации власти в период перехода от бюрократического, тоталитарного государства к конституционному.

Реформирование системы органов местного самоуправления не должно происходить спонтанно, под неё необходимо подвести прочную правовую базу, которая бы конкретизировала конституционные принципы организации и деятельности местного самоуправления. При подготовке и принятии необходимых законодательных актов надо учитывать ряд обстоятельств, которые, на наш взгляд, характерны для начавшегося процесса реформ в этой области государственного строительства.

Во-первых, по своей сущности образование системы новых органов носит не политический, а административный характер, поскольку речь идёт, прежде всего, о передаче самоуправляющим субъектам права самостоятельного осуществления функций управления подведомственной территорией.

Подтверждением этого служит и то, что органы местного самоуправления не являются звеном системы органов государственной власти.

Во-вторых, поскольку, как было уже отмечено, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, характер их взаимоотношений между собой не может строиться на принципах соподчинённости. В силу этого органы государственной власти и органы местного самоуправления становятся по существу равноправными субъектами правовых отношений.

В-третьих, перелив властных полномочий на местах будет и уже происходит по двум основным каналам:

- наделение органов местного самоуправления собственной компетенцией в решении вопросов местного значения;

- делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Таким образом, современная концепция организации местного самоуправления в России, основные принципы которой закреплены Конституцией Российской Федерации, изначально содержит в себе определённого рода дуализм.

С одной стороны, в своей деятельности органы местного самоуправления будут связаны с интересами местного населения, а с другой - с интересами государства в целом.

Между двумя видами интересов возможны столкновения, которые могут привести к нарушению известного баланса и в конечном счёте к конфликтным ситуациям.

1. Поскольку прерогативы деятельности органов местного самоуправления ограничены исключительно функциями управления, по своей сути не носят характера осуществления государственных властных полномочий и не являются проявлением политической власти, считаем нецелесообразным при нормативном установлении подряда формирования органов местного самоуправления предусматривать выдвижение кандидатов от политических партий и общественных движений. Предоставить это право необходимо исключительно группам населения, проживающим на данной территории.

2. На общефедеральном законодательном уровне представляется целесообразным определить предметы ведения органов местного самоуправления, а также процедуру их установления в случае возникновения спорных ситуаций между органами государственной власти и местного самоуправления.

3. В законодательном порядке необходимо также установить процедуру делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления: порядок контроля за осуществлением делегированных полномочий, а также ответственность за надлежащее их исполнение.

4. Важно в законодательном порядке установить порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между органами государственной власти и местного самоуправления.

5. Необходимо чётко определить особенности организации и деятельности органов местного самоуправления в городах. Это диктуется спецификой городского управления, а также сложившейся мировой практикой и историческими традициями России, от которых нам не следует отказываться.







Интересное:


Место государственного долга в современной бюджетной политике
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Возможные социальные последствия очередного этапа реформирования системы образования в России
Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом
Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Вернуться к списку публикаций