2013-05-15 22:11:15
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки



Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки


Настоящим прорывом в развитии федерализма и научных знаний о нем произошел после принятия Конституции США 1787 г., закрепляющий федеративное устройство страны. Пиком интереса исследователей к федерализму наблюдался в XIX - начале XX вв., однако уже перед Второй мировой войной вопросы, связанные с федерализмом, обозначались как «не заслуживающие особого внимания». Спад интереса к федерализму объяснялся крайне болезненными последствиями экономической депрессии 1920-1930-х гг. для многих стран и, в первую очередь, для федеративных США.

Тем не менее, уже начиная 1950-х гг. в мире наблюдалось восстановление интереса к проблематике федерализма. «Классические» федерации (США, Швейцария, Канада, Австралия) претерпевали глубокие внутренние изменения. Вместе с этим в середине XX в. резко увеличилось количество федеративных государств за счет стран, освободившихся от колониальной зависимости. В результате федеративных экспериментов 1950-1960-х гг. возникли: Индия (1950 г.), Пакистан (1956 г.), Малайа (1948 г., ставшая в 1963 г. федеративной Малайзией), Нигерия (1954 г.), Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963 гг.), Вест-Индия (1958 г.), Федерация Мали (1959-1960 гг.), Индонезия (1948-1950 гг.) и др. В этот же период были «обновлены» федеративные конституции в Бразилии (1946 г.) и Аргентине (1949 г.) с акцентом на усиление федерального центра. В 1948 г. федеративная конституция была принята в Венисуэле. В 1949 г. под надзором западных стран-победительниц была принята федеративная конституция в Западной Германии и т.д.

В 1990-х гг. мировой список федераций снова существенно пополнился. В 1993 г. в результате длительной и сложной конституционной реформы федерацией стала Бельгия, в конце 1994 г. - Эфиопия; в 1995 г. возникла Федерация Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. При этом обратные тенденции, такие как распад Югославии, сопровождавшийся кровопролитием и мирное упразднение Чехословакии не дискредитировали идею федерализма, однако показали хрупкость федеративных систем, не подкрепленных демократическими традициями и определенной «зрелостью» общества. Согласно Д. Элейзеру, увеличение числа федеративных государств и расширение использования федеративных принципов унитарными государствами и международными организациями позволили говорить о «федеративной/конфедеративной революции».


Современные федеративные системы


 

Страна

Общие

сведения

Состав (составные части)

Основа (конституционная или договорная)

1.

Российская Федерация

Площадь - 17075 тыс. кв.км.

89 субъектов, имеющих равный статус по Конституции 1993 г. В силу фактической разностатусности субъектов, Россия - ассиметричная федерация

Конституция 1993 г., Федеративный договор 1992 г.

Население - 145,5 млн. чел.

2.

Австралия (Австралийский союз)

Площадь - 7687 тыс. кв.км.

6 штатов + 2 территории: Столичная территория Австралии (уступлена федерации штатом Южный Уэльс в 1911 г.; самоуправление с 1988 г.) + Северная территория (передана федерации штатом Южная Австралия в 1911 г.; самоуправление с 1978 г.

Конституция 1990 г. (вступила в действие в 1901 г.), которая по своей природе является актом Парламента Великобритании. Формальным главой государства является монарх Великобритании, в лице генерал- губернатора

Население - 18,1 млн. чел.

3.

Австрия (Австрийская республика)

Площадь - 84 тыс. кв.км.

9 земель, включая столичную Вену, приравненную к остальным землям.

Конституция 1920 г., изменения к Конституции 1929 г. Восстановлена в 1945 г.

Население - 8,2 млн. чел.

4.

Аргентина (Республика Аргентина)

Площадь - 2780 тыс. кв.км.

23 провинции + 1 столичный федеральный округ.

Конституция 1994 г. (является обновлением Конституции 1853 г., созданной по образцу Конституции США).

Население - 36,1 млн. чел.

5.

Бельгия (Королевство Бельгия)

Площадь - 30 тыс. кв.км.

3 региона (фламандский, валлонский, столичный регион Брюсселя). Официальное административное деление: 10 провинций + столичный Брюссель

Конституция 1831 г. неоднократно обновляемая (до 1970 г. Бельгия - унитарное государство). Конституционные реформы 1970, 1980, 1988-1989 гг. подготовили основу для введения полноценной федеративной системы в 1993 г. Конституционные поправки о федеративном устройстве страны были зафиксированы в Конституции 1994 г.

Население - 10,1 млн. чел.

6.

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия)

Площадь - 8512 тыс. кв.км.

26 штатов + 1 федеральный столичный округ

Декрет временного Правительства 1889 г., Конституции 1891, 1926, 1934, 1937, 1946, 1967, 1969, 1988 гг.

Население - 170,4 млн. чел.

7.

Венесуэла (Республика Венесуэла)

Площадь - 912 тыс. кв.км.

23 штата + 1 федеральная зависимая территория (состоит з 11 островных групп, включающих 72 острова в Карибском море) + 1 федеральный округ.

Конституция 1936 г., восстановленная в 1948 г. В настоящее время действует конституция 1999 г.

Население - 24,2 млн. чел.

8.

Германия (Федеративная Республика Германия)

Площадь - 357 тыс. кв.км.

16 земель, из которых 5 вошло в состав ФРГ после воссоединения ГДР с ФРГ в 1990 г.

Основной закон ФРГ 1949 г. стала Конституцией объединенной Германии в 1990 г.

Население - 82,0 млн. чел.

9.

Индия

Площадь - 3288 тыс. кв.км.

28 штатов + 7 территорий федерального подчинения, включая Дели.

Конституция 1949 г. (вступила в действие в 1950 г.).

Население - 1 008,9 млн. чел.

10.

Канада

Площадь - 9971 тыс. кв.км.

10 провинций + 3 территории

Акт о британской Северной Америке 1867 г., Конституция 1982 г., Референдум по Квебеку 1992 г.

Население - 30,8 млн. чел.

11.

Коморские 342 острова (Федеративная исламская республика Коморские острова)

Площадь - 2 тыс. кв.км.

3 острова + 4 муниципалитета

Бывшая французская колония. Конституции 1978, 1992, 1996 гг. В 2001 г. был проведен референдум о поддержке проекта новой Конституции, предполагающей большую автономию островов), за которую проголосовали 70% населения.

Население - 0,6 млн. чел.

12.

Малайзия

Площадь - 330 тыс. кв.км

13 штатов + 2 федеральные территории

Конституция 1957 г. с поправками, внесенными в 1963 г.

Население - 22,2 млн. чел.

13.

Мексика (Соединенные штаты Мексики)

Площадь - 1973 тыс. кв.км

31 штат + 1 федеральный округ

Федерация с 1824 г. Конституция с 1917 г.

Население - 98,9 млн. чел.

14.

Микронезия (Федеративные Штаты Микронезии)

Площадь -1 тыс. кв. км.

4 штата на основе 4 островных групп

Конституция с 1979 г. После прекращения в 1986 г. опеки США Микронезия - свободно ассоциированное с США государство (на основе договора)

Население - 0,1 млн. чел.

15.

Мьянма

Площадь - 678 тыс. кв.км.

7 национальных областей + 7 административных областей

1948 г.

Население - 47,7 млн. чел.

16.

Нигерия (Федеративная Республика Нигерия)

Площадь - 924 тыс. кв.км.

36 штатов + 1 федеральный столичный округ.

Конституция 1999 г. с положением о возможности создания новых штатов.

Население - 113,9 млн. чел.

17.

Объединенные Арабские Эмираты

Площадь - 84 тыс. кв.км.

7 эмиратов, причем каждый из них - абсолютная монархия. Правители эмиратов из своего числа избирают пожизненного президента.

Договор 1968 г. между княжествами Омана, Бахрейна и Катара. Конституция 1971 г. (статус постоянной с 1996 г.).

Население - 3,0 млн. чел.

18.

 

Пакистан (Исламская Республика Пакистан)

Площадь - 804 тыс. кв.км.

4 провинции +1 столичная территория + племенные территории, управляемые территориальным правительством.

Конституция 1973 г. с поправками. Периодически (1977, 1999 гг.) действие Конституции приостанавливалось военными.

Население - 141,3 млн. чел.

19.

Сент-Киттс и Невис (Федерация Сент-Киттс и Невис)

Площадь - 0,2 тыс. кв.км.

2 острова. Официальное административно- территориальное деление: 14 округов-графств.

Федеративная конституция 1983 г. (предусматривает право выхода из государства)

Население - 0,04 млн. чел.

20.

Соединенные Штаты Америки

Площадь - 9373 тыс. кв.км.

50 штатов + 1 федеральный округ. В состав США также входят: 2 присоединившиеся самоуправляющие общины + 3 неприсоединившиеся территории, имеющие статус свободно ассоциированных с США

Конституция 1787 г. (в действии с 1979 г.) первоначально распространила принцип федерализма на 13 штатов.

Население - 283,2 млн. чел.

21.

Танзания

Площадь - 945 тыс. кв.км.

Объединяет Танганьику и Занзибар. Официальное админстративно- территориальное деление: 25 регионов.

Договорная федерация с 1964 г. В 1964- 1965 гг. были приняты две временные конституции объединенного государства. В 1977 г. принята новая Конституция, в которую в 1984 г. внесены поправки и изменения.

Население - 0,03 млн. чел.

22.

Швейцария (Швейцарская конфедерация)

Площадь - 41 тыс. кв.км.

26 кантонов, включая 6 полукантонов,

функционирующих как полные кантоны.

До 1848 г. - договорная конфедерация. Конституция 1848 г. провозгласила Швейцарию федеративным государством. Сейчас действует Конституция 1874 г.

Население - 7,2 млн. чел.

23.

Эфиопия (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)

Площадь - 1134 тыс. кв.км.

9 штатов на этнической основе + 2 самоуправляющихся единицы.

Федеративное государство совместно с Эритреей с 1950 г. В 1993 г. Эритрея отделилась от Эфиопии. Новая Конституция была принята в 1994 г. (в действии с 1995 г.).

Население - 62,9 млн. чел.

24.

Югославия (Союзная Республика Югославия). Сейчас Сербия и Черногория)

Площадь - 102 тыс. кв.км.

2 республики + 2 автономных края в составе Сербии - Воеводина и Косово, фактически отделившееся от Сербии.

Конституция 1992 г.

Население - 10,8 млн. чел.

25.

Южно-Африканская Республика

Площадь - 1226 тыс. кв.км.

9 провинций

Конституция 1996 г. (поэтапное введение в действие с 1997 г.).

Население - 43,3 млн. чел.


Развитие научных знаний о федерализме, сопровождавшее вышеописанные процессы, позволяет выделять основные характеристики, свойственные федерациям. Очевидно, что одной из важнейших характеристик любого (не только федеративного) государства является территория. Причем территория всегда является в большей или меньшей степени неоднородной по социокультурным и природно-географическим параметрам. Также любое государство имеет внутреннюю структуру и административно-территориальное деление.

Как результат, в любом государстве имеются как минимум два уровня политического процесса. Один из них мы назовем общегосударственным, для политической регионалистики это - «центр» в широком смысле слова, как субъект отношений «центр - регионы». Другой уровень - региональный, это - «регион» в системе отношений «центр - регионы». Сразу следует подчеркнуть, что в зависимости от размеров и неоднородности государства региональный уровень может быть более или менее сложно устроенным и многослойным (т.е. это может быть не один уровень, а несколько).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Общая характеристика бюджетной политики
Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы
Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции
Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Вернуться к списку публикаций