2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг



Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг


О необходимости структурной перестройки российской экономики (и, прежде всего, реструктуризации промышленности) сегодня говорят многие отечественные экономисты. Этой теме посвящены публикации в российской экономической литературе, авторы которых предлагают свои варианты реорганизации экономики. Однако в условиях производственного спада и при крайне несовершенной пока рыночной инфраструктуре абсолютно необходимым является непосредственное государственное управление процессом сохранения, наращивания и реализации реструктуризации экономики.

Во-первых, государство должно самым активным образом действовать в направлении повышения качества и совершенствования структуры совокупного спроса. В качестве инструментов такой политики могут выступать такие меры, как, конкурсное распределение заказов среди предприятий и фирм на производство высокотехнологичной продукции; установление жестких, приближенных к мировым, стандартов при ее приемке; отладка системы сертификации инновационных услуг; постоянный мониторинг технологических инноваций в развитых странах; развитие патентной политики; предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в инновации и т.д.

Во-вторых, государство обязано самым активным образом стимулировать предложение дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для подъема конкурентоспособности промышленности. Это предполагает серьезные инвестиции в науку и новые технологии, равно как и в профессиональную подготовку и образование; в развитие инфраструктуры рынка инновационных услуг с целью создания национальной инновационной системы.

В этой связи очень важна роль государства в стимулировании российских предпринимателей в инновационном бизнесе или так называемого малого инновационного предпринимательства, которое в настоящее время испытывает острейший дефицит источников финансирования. Используя опыт зарубежных стран, например США, государство может участвовать в создании инвестиционных компаний малого бизнеса, предоставлять налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам предоставляемым инновационным предприятиям, а также эффективно поддерживать широкую частную инициативу по освоению производств нового технологического уклада. Важным в данной связи становится создание организационно-экономических условий свободного доступа всех хозяйствующих субъектов к достоверной научно-технической и экономической информации путем развертывания соответствующих информационных систем.

Кроме того, особая проблема связана с ситуацией финансовой несостоятельности большого количества предприятий. В этом случае государственная поддержка конкретных предприятий должна концентрироваться в направлении стимулирования их реконструкции или модернизации на основе перспективных технологий нового технологического уклада. Из этого же принципа следует исходить в политике совершенствования организации промышленного производства в целом и в той ее составляющей, которая связана с созданием конкурентоспособных на мировом рынке финансово-промышленных групп.

Таким образом, государство призвано решать двуединую задачу: с одной стороны, оно должно уберечь от разрушения перспективные производства и создать условия для их роста при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре, а с другой – облегчить высвобождение капитала и труда из устаревших и бесперспективных производств, санацию и перепрофилирование соответствующих производственных мощностей на базе современных научно-технических разработок.

В-третьих, необходима государственная поддержка защиты интеллектуальной собственности всех экономических субъектов, и, в первую очередь, товаропроизводителей. В этой связи, следует отметить особую значимость принятого 22 июля 1998 года президентского указа №863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», который определяет приоритетные в этой политике направления. К ним относятся: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий; государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышения на данной основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.

Для реализации указанных направлений необходима разработка пакета новых законодательных и нормативных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений в области создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности и по существу регламентирующих правоотношения на рынке инновационных услуг. Необходимость в таком правовом механизме сегодня очень велика, поскольку существует ряд серьезных проблем, связанных именно с несовершенством российского законодательства в этой области. Так, например, нет четкости в определении прав, обязанностей и взаимоотношения авторов и владельцев созданной с использованием средств государства интеллектуальной собственности; нет механизма, фиксирующего процедуры движения этих активов внутри крупных корпораций и т.п.

В-четвертых, активной государственной поддержки требует реализация динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях. Так, в структуре российской индустрии и сферы услуг, как известно, охраняются сектора, обладающие уникальными технологиями и способные выполнить роль экспортного лидера. Это, прежде всего, авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность и судостроение, космические услуги и услуги по разработке программного обеспечения. Но, как известно, в мировом масштабе на этих рынках особенно сильно противодействие западных конкурентов, которые опираются на всю мощь государственной и негосударственной поддержки и функционирование которых непосредственно входит в сферу геополитических интересов ведущих западных стран и их группировок. Выход на эти рынки, а значит и реализация конкурентных преимуществ, невозможны без активной помощи государства, включая применение адекватных мер торговой политики. Освоение экспортного потенциала названных и некоторых других наукоемких секторов народного хозяйства, обеспечив их сохранение и развитие в условиях обвального сокращения, позволит решить ряд приоритетных задач промышленной политики. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, прежде всего, стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах, технологическую и организационную модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении сектора стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и реорганизации промышленности, повышения эффективности общественного производства.

В связи с тем, что российская наукоемкая промышленность была гипертрофированно милитаризирована, реализация имеющихся возможностей расширения нового технологического уклада и структурной перестройки экономики невозможна без государственной поддержки конверсии, которая может стать на начальном этапе ключевым направлением экономической политики государства. Эта поддержка должна включать в себя использование всех инструментов государственной политики: госзакупок, ассигнований на НИОКР, льготных кредитов, гарантий под кредиты на расширение производства, форм стимулирования создания финансово-промышленных групп, субсидирования импорта технологий, целевых инвестиционных программ и т.д.

В-пятых, в силу слабой заинтересованности предприятий в финансировании поисковых НИОКР значительная часть затрат на эти цели падает на государство. Проведение этих исследований абсолютно необходимо для своевременного создания условий экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Кроме того, больших финансовых затрат требуют переквалификация и трудоустройство кадров, высвобождаемых в результате реконструкции экономики, а также обеспечение качественного подъема образовательной сферы (поскольку высокий уровень образования населения – непременное условие развития высокотехнологичных производств).

Таким образом, обобщая направления государственной политики по становлению и развитию рынка инновационных услуг, можно четко обозначить основные приоритеты деятельности государства:

1) разработка и выполнение федеральных программ по развитию и распространению ключевых технологий нового технологического уклада; 2) формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство; 3) выявление и поддержка тех технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке; 4) содействие в создании инфраструктуры рынка инновационных услуг, включая разработку и выполнение программы по развитию малого инновационного предпринимательства; 5) подготовка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (например, создание инновационно-технологических центров); 6) активное использование государственных закупок передовой техники и передачи ее в лизинг для ускорения обновления производственных фондов; 7) совершенствование механизма регулирования правоотношений на рынке инновационных услуг в целях обеспечения согласованности в проведении технологических разработок, их патентовании и реализации; 8) определение системы налоговых льгот для инновационно активных предприятий вплоть до освобождения от налогов затрат на НИОКР; 9) разработка и реализация программ по повышению уровня образования населения и профессиональной подготовки кадров в инновационной сфере, в частности, интенсивная подготовка менеджеров для инновационного бизнеса.







Интересное:


О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор Российской геополитики
Аспекты профессионализма в системе государственной службы
Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Вернуться к списку публикаций