2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков



Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков


Необходимость создания в России механизма государственного регулирования АПК вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных особенностей переходного периода в России. В частности, АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям, а уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

Программа оказания помощи АПК изложена в Указе Президента Российской Федерации от 16. 04. 1996 г. № 565 и постановления Правительства Российской Федерации от 21. 06. 1996 г. № 723 “О мерах стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе”. Намечены следующие мероприятия:

1) оказание содействия в создании и деятельности эффективных хозяйственных структур;

2) государственное финансирование структурной перестройки АПК, санация убыточных сельскохозяйственных предприятий;

3) развитие кооперативных отношений в АПК (создание производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, страховых, потребительских и других видов кооперативов);

4) оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники;

5) разработка федеральной программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) создание лизинговых фондов;

7) организация сети машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования различных форм собственности для улучшения обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств;

8) отсрочка платежей до 2005 г. и др.

В соответствии с вышеуказанными документами министерствами сельского хозяйства и продовольствия, экономики, финансов, научно- исследовательскими институтами Российской академии сельскохозяйственных наук разработана Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 гг. Подобные программы созданы во всех областях и краях России. В них включены следующие разделы:

1) состояние и современные тенденции в развитии АПК;

2) цели, задачи и этапы реализации программы;

3) первоочередные антикризисные меры;

4) стабилизация и развитие агропромышленного производства (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, рыбное хозяйство, развитие фондопроизводящих отраслей);

5) развитие аграрной реформы (институциональные преобразования, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, меры государственной поддержки, развитие рыночной инфраструктуры, товаропроводящей сети и формирование оптовых продовольственных рынков, формирование рынка материально-технических ресурсов для АПК России, система управления) и т.д.

Правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство устанавливает федеральный закон РФ “О государственном регулировании агропромышленного производства, подписанный Президентом РФ 14. 07. 1997 г.

В Законе излагается понятие, задачи и основные направления государственного регулирования агропромышленного производства, его финансирование, в частности: государственное регулирование реализации залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; перечисляются мероприятия по стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; называются государственные агенты, осуществляющие г о с у д а р с т в е н н о е регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, осуществляющие лизинг в сфере агропромышленного производства; устанавливается порядок ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие (рыночные, гарантированные, целевые цены); рассматривается антимонопольное регулирование цен в агропромышленном производстве; дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям; намечены меры государственного регулирования кредитования, страхования и система расчетов в агропромышленном производстве.

В Федеральном Законе определены основные направления государственного регулирования агропромышленного производства: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; другие направления, определенные законодательством РФ.

Для развития и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, постановлением правительства № 1121 от 03. 10. 1994 г. была создана Федеральная продовольственная корпорация, задачами которой являлось:

1) формирование и организация использования продовольственных фондов, осуществление товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия с целью его регулирования и стабилизации, размещение на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций;

2) осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и производителей продовольственной продукции в реализации производимой продукции на продовольственном рынке на основе применения гарантированных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в продовольственные фонды, а также авансирование товаропроизводителей под залог сельскохозяйственной продукции;

3) содействие развитию рыночной инфраструктуры, обеспечение методологического и организационного единства регулирования продовольственного рынка, ведению мониторинга экономической ситуации на рынке продовольствия, ее анализ и прогнозирование;

4) участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков;

5) мобилизация, аккумулирование и обеспечение рационального использования финансовых и кредитных ресурсов для операций на продовольственном рынке;

6) осуществление комплексных мер по повышению качества реализуемых товаров;

7) организация и осуществление экспортно-импортных операций на продовольственном рынке.

Этим же постановлением Правительства о создании Федеральной продовольственной корпорации была создана Волгоградская Агропромышленная финансовая корпорация, о которой мы говорили выше.

Цель создания корпорации - развитие и государственное регулирование продовольственного рынка региона в интересах товаропроизводителей, удовлетворение спроса населения и промышленности на сельскохозяйственное сырье. Создание

Волгоградской Агропромышленной финансовой корпорации (ВАФК) должно было обеспечивать эффективное и возвратное использование средств, привлекаемых для государственного регулирования продовольственного рынка региона и осуществления других операций с продовольствием.

Задачи, возложенные на ВАФК включали так же:

- организацию товарных операций для продовольственной интервенции на РПР с целью его регулирования и стабилизации.

- организацию экспортно-импортных операций на РПР.

- Содействие развитию рыночной инфраструктуры на РПР.

Результаты деятельности ВАФК за 5 лет противоречивы. С одной стороны проделана громадная работа по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществлены лизинговые операции, и масса других необходимых для села мероприятий. С другой стороны, ВАФК по результатам своей деятельности в 1998 году признана банкротом, выявлены значительные нарушения ведения уставной деятельности, многочисленные злоупотребления служебным положением руководства ВАФК.







Интересное:


Общая характеристика бюджетной политики
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Вернуться к списку публикаций