2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции



Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции


Реформирование экономики современной России происходит на фоне глубокого кризиса всех ее отраслей, включая сельское хозяйство. Низкая эффективность, отсутствие стимулов предпринимательской деятельности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы – все эти явления присущи агропромышленному комплексу на протяжении уже многих лет. В сельскохозяйственном производстве и сфере его обслуживания идет резкий спад. Произошло вытеснение сельскохозяйственных товаропроизводителей с отечественного рынка продовольствия. И сегодня на повестке дня основная задача – восстановление сельскохозяйственного производства, вывод отраслей АПК из системного кризиса. Она может быть решена, во-первых, на основе разработки законодательной базы, предусматривающей пересмотр многих положений и изменение курса реформ, а во-вторых, путем подготовки и освоения программ восстановления и развития АПК в каждом регионе, результативность которых в значительной (и решающей) степени зависит от аграрной политики государства.

Характер сегодняшних преобразований привел к деиндустриализации сельскохозяйственного производства. Выбытие основных фондов превысило их ввод в 11 раз. За последние годы в России приобретение тракторов уменьшилось в 16,3 раза, грузовых автомобилей – в 25,7, зерновых комбайнов – в 14,1 раза, доильных установок – более чем в 100 раз.

Практически приостановлена покупка сеялок, плугов, борон. Уровень использования производственных мощностей Волгоградского, Липецкого, Кировского тракторных заводов и большинства других предприятий снизился до 5 – 7%.

Самый низкий уровень дохода характерен для деревни, которая борется за выживание, переходит к использованию примитивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и содержания животных.

Впервые за последние несколько десятилетий в сельском хозяйстве доля убыточных товаропроизводителей в некоторых регионах поднялась до 80%, а сумма убытков достигла невероятного показателя – более 20 трлн. руб. Особую тревогу вызывает состояние внешнеэкономических отношений. Отсутствие у государства четкой системы экономического стимулирования производства отечественных продуктов питания и создание льготного режима для ввоза импортного продовольствия привели к вытеснению наших товаропроизводителей с внутреннего рынка, к потере продовольственной независимости. В истории России не было случая, чтобы в страну завозилось из-за рубежа более 40% потребляемых населением продуктов питания, часто некачественных.

Крупномасштабные зарубежные закупки продуктов питания и сырья для их производства ограничивают возможность использования валютных ресурсов на другие нужды, являются причиной роста внешней задолженности и расходов на ее обслуживание. Страна при характерном для последних лет положительном сальдо внешней торговли все в большей степени вынуждена расплачиваться за продовольственный импорт наращиванием экспорта невозобновляемых минеральных ресурсов - нефти, синтетического каучука, рафинированной меди, никеля, проката черных металлов.

Предотвратить сползание агропромышленного производства в пропасть можно на основе корректировки курса реформ. Основным документом для развития села и сферы его обслуживания в последние годы служила «Федеральная программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996 – 2000 годы» с соответствующей разработкой вопросов финансово-кредитной политики, материально-технического обеспечения и системы управления. В развитие ряда положений Программы необходимо принять ряд федеральных законов («О продовольственной безопасности России», «О государственном сельскохозяйственном предприятии», «О коллективном сельскохозяйственном предприятии»), Земельный кодекс и другие нормативные документы, способствующие восстановлению производства сельскохозяйственной продукции на промышленной основе. В настоящее время действует Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ.

В рамках Федеральной программы и указанного Закона осуществляются государственное регулирование и поддержание аграрного производства, т.е. воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Задачами государственного регулирования являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровней дохода работников аграрной сферы и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Для решения поставленных задач государственное регулирование должно осуществляться по следующим направлениям:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села.

Необходимо применение ценового механизма, сочетающего рыночные (договорные) цены с регулируемыми гарантированными.

Рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, являются основной формой экономических взаимоотношений аграриев с другими субъектами рынка. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию защиты и используются с согласия товаропроизводителей для закупки их продукции государством в пределах объемов, определяемых на федеральном и региональном уровнях, а также как величина для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям в масштабах установленных квот.

Одним из инструментов регулирования рынка, новым для России, являются залоговые операции с продукцией аграриев, включая кредитование под залог будущего урожая. На этой основе должен быть сформирован фьючерсный рынок. Для установления гарантированных цен и залоговых ставок, расчета дотаций и компенсаций Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ ежегодно определяет целевые цены.

Целевая цена – расчетная величина, или нормативный индикатор, обеспечивающая (с учетом неценовых государственных форм поддержки) паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в зонах массового товарного производства, уплату налогов и обязательных платежей, процентов по кредитам (на уровне средних действующих ставок), получение аграриями личного дохода не ниже среднего по народному хозяйству и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Механизмом, обеспечивающим закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных государственных нужд, выступает конкурсное размещение заказов. В целях стабилизации продовольственного рынка структуры, которые организуют закупочные и товарные интервенции, определяет государство. Закупочные интервенции проводятся для изъятия избыточного количества продукции, стабилизации рыночной конъюнктуры, обеспечения условий конкуренции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством проведения государственных закупок и залоговых операций. Товарные интервенции осуществляются в форме организованных распродаж сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Государственных фондов с целью стабилизации экономической конъюнктуры, ликвидации дефицита и понижения уровня цен.

Принципиальное значение для обеспечения стабилизации и развития сельскохозяйственного производства имеет создание механизма кредитования аграрных формирований, учитывающего сезонность производства и обеспечивающего доступность заемных средств. В этих целях с 1997 г. образуется специальный фонд для предоставления ссуд субъектам АПК на льготных условиях с взиманием не более 25% учетной ставки ЦБ РФ плюс установленный процент маржи.

Развитию сельскохозяйственного кредитования должно способствовать создание ссудно-сберегательных товариществ, ипотечных банков, формирование механизма государственного кредитования под залог будущего урожая. С этой целью из общего банковского законодательства следует исключить нормы регулирования учреждений мелкого сельскохозяйственного кредита, основанных на кооперативных принципах в части определения минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений. Учитывая низкий уровень накоплений на селе, целесообразно предоставление им разового долгосрочного льготного централизованного кредита. Ссудо-сберегательные кооперативы должны стать источником первоначального капитала для мелкого аграрного бизнеса.

Дальнейшее развитие лизинговых отношений предполагается осуществлять путем создания сети соответствующих компаний, совершенствования рыночного механизма размещения бюджетных ресурсов на конкурсной основе, расширения финансовой базы для лизинга за счет привлечения банковских кредитов.

С целью улучшения кредитно-расчетного обслуживания предприятий АПК органы исполнительной власти субъектов РФ должны принимать меры, направленные на введение преимущественно инкассовой формы расчетов за продукцию для государственных нужд – организации, закупающие ее у аграриев, оплачивают стоимость в первоочередном порядке после отчислений в бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды.

Кроме того, государству необходимо оказывать поддержку в сфере инвестирования агропромышленного производства. Приоритетными направлениями в данной области выступают: сочетание последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений, и государственного финансирования АПК, а также концентрация бюджетных ресурсов на поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий. В качестве источников финансирования должны использоваться средства производителей (прибыль и амортизация), которые учитываются при рассмотрении бюджетных заявок хозяйствующих субъектов, и бюджетные средства, направленные на поддержку целевых программ. Предполагается осуществлять в АПК централизованные капитальные вложения на условиях увеличения доли федеральной собственности. Так, в государственном бюджете отдельной строкой выделяются расходы на долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли – лизинговый фонд, в который поступают возвращаемые суммы лизингового кредита с учетом индексирования на инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе (срок окупаемости последних для пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает трех лет, производственных объектов сельского хозяйства – пяти лет, средства федерального бюджета предоставляются на срок не более 48 месяцев).

В сельском хозяйстве инвестиции следует осуществлять прежде всего под целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств. Основными направлениями вложений в пищевой и перерабатывающей промышленности должны стать перевооружение и реконструкция предприятий масложировой, сахарной, мясомолочной, мукомольно- крупяной, комбикормовой и некоторых других отраслей. Для повышения эффективности инвестиционной политики надо активизировать ее как на федеральном, так и на региональном уровне.

В целом же необходимо совершенствовать механизм размещения государственных инвестиционных ресурсов за счет консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования, выделения централизованных средств только по конкурсу под конкретные проекты с соответствующим технико-экономическим обоснованием на возвратной основе, чтобы использовать их в последующем в этих же направлениях.

Итак, приоритетными задачами в области государственной политики, реально направленной на регулирование и поддержание аграрного производства, являются:

– совершенствование межотраслевых отношений на основе использования системы целевых и гарантированных цен;

– защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке от экспансии импортеров; организация закупок и залога сельскохозяйственной продукции, не реализованной на свободном рынке; улучшение финансово-кредитной системы, включающей использование программно-целевого механизма финансирования эффективных проектов; расширение поставок техники и оборудования на основе лизинга при финансовой поддержке федерального и местных бюджетов;

– принятие законодательных решений по укреплению единого экономического пространства в России, особенно по вопросам удешевления транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из основных зон их товарного производства в потребляющие регионы; финансовое и организационное содействие ускоренному развитию инфраструктуры рынка, в том числе крупных оптовых продовольственных, а также местных рынков, товарных бирж, проведению аукционов, ярмарок и других форм организованной оптовой и розничной торговли с выходом на них непосредственных товаропроизводителей;

– создание общего рынка продуктов сельского хозяйства и промышленных средств производства стран СНГ.







Интересное:


Военные угрозы безопасности в складывающейся системе международных отношений 21 века
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Общая характеристика бюджетной политики
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
Модели и индикаторы экономической безопасности отраслей национальной экономики
Вернуться к списку публикаций