2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы



Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы


Сосредоточиться в отношениях России с Китаем означает попытку сконцентрировать усилия на чем-то главном, а именно на том, что позитивный исторический опыт межцивилизационных, межгосударственных связей значительно превышает негативные моменты, иногда возникавшие в прошлом между Россией и Китаем. Россия и Китай имеют устойчивые традиции добрососедских отношений в области дипломатического, экономического и культурного взаимодействия; их нужно продолжать углубленно изучать.

Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между собой отношения на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем. РФ и КНР - соседи в Азии со сходными, по крайней мере краткосрочными, и частично среднесрочными интересами, соответственно, они могут стать гарантами спокойствия в сопредельных странах, а значит, существенно сузить поле влияния американской дипломатии в Евразии.

Сотрудничество России и Китая на международной арене на краткосрочную и среднесрочную перспективу приобрело стабильный и долговременный характер.

Сформировалось пять крупных блоков такого сотрудничества: 1) государственные отношения качественно нового типа, основанные на добрососедстве, доверии, дружбе и сотрудничестве; 2) встречи и диалоги лидеров на высшем уровне, носящие регулярный характер; 3) сотрудничество министерств обороны обеих стран с целью обеспечения взаимной безопасности и принятия мер доверия в военной области; 4) торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество (работает Российско-китайская комиссия, подписан ряд соглашений); 5) регулярные консультации по линии министерств иностранных дел, совместное обсуждение и урегулирование международных проблем.

Сотрудничество в этих отраслях должно развиваться и совершенствоваться с учетом изменения политической ситуации как в России, так и в Китае, а также с учетом модификации и совершенствования различными политическими силами России понятия национальных интересов и, соответственно, возможности формирования консенсуса в российском обществе на этом направлении.

Россия и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, считают при этом необходимым осуществление реформ в этой международной организации, приведения ее в соответствие с существующим реальным положением в мире. Однако эти реформы должны осуществляться постепенно, с серьезной подготовкой с целью способствовать развитию мира на основе равноправия всех стран, больших и малых, выступать против силовой политики. Такое направление расширяет возможности сотрудничества России с государствами незападной коалиции, одновременно открыто не противопоставляя свою политику политике западных стран.

Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. Защищая свои интересы, Россия и Китай поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых государств, что, соответственно, повышает возможности российской экономической деятельности в этих странах. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что международное сотрудничество России и Китая не направлено против третьих стран; конструктивное сотрудничество России и Китая ведет прежде всего к оздоровлению международных отношений, ослаблению конфронтации, решению возникающих проблем политическими, а не силовыми методами.

Сотрудничество России и Китая в региональной политике также может быть полезным и плодотворным. В настоящее время конфликты и войны в отдельных регионах мира стали разрастаться. Они все больше расшатывают международную обстановку. Расширение блока НАТО и его продвижение на восток вызывает определенное опасение. В региональном плане возможность возникновения новых локальных войн и конфликтов, в том числе на национальной и религиозной основе, увеличивается. Образовывается своего рода дуга напряженности от Балкан до Кореи. Актуальным является вопрос о разработке региональных систем и подсистем коллективной безопасности в Центральной, Средней, Южной и Северо-Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В вопросе создания региональных систем коллективной безопасности надо действовать постепенно, шаг за шагом, переходить от двусторонних к многосторонним соглашениям, от простого к сложному. Предложения и концепции по безопасности в АТР, исходящие от наших двух стран, основаны на том, что все государства равны в своих правах, ни одна из сторон не будет стремиться к гегемонии, каждая получает гарантию безопасности для своего мирного развития. В вопросах коллективной безопасности необходимо также полное согласие малых и средних стран. Развитие двусторонних российско-китайских отношений должно читывать прежде всего американский и японский факторы. В продолжающем сохраняться военно-политическом треугольнике сил США-Россия-Китай отношения между Россией и Китаем пока глубже и теснее, чем отношения каждой из этих стран и США. Это создает для России определенные краткосрочные и среднесрочные дипломатические выгоды. В перспективе в четырехугольной фигуре отношений США-Япония-КНР-Россия возможно возникновение треугольника Россия-КНР-Япония, что объективно будет расширять поле для маневра российской дипломатии.

В XXI веке АТР станет новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в этом центре призваны сыграть Россия и Китай. От того, как будут развиваться их партнерские отношения и как на это партнерство будут реагировать другие ведущие державы, прежде всего США и Япония, во многом зависят будущие конфигурации международных отношений.

Развитие сотрудничества между Россией и Китаем, курс на конструктивное партнерство, обращенное в XXI век, отвечают интересам обеих стран. Жизнь показала, что потенциал сотрудничества России и Китая, а также формы и методы его далеко не исчерпаны; однако для России глубоко небезразличен тот или иной вариант развития Китая. Положительные тенденции в этом процессе будут способствовать углублению отношений конструктивного партнерства, взаимодействию в интеграционных процессах в ATP, особенно в Северо-Восточной Азии. Нельзя, однако, исключать и негативные тенденции в отношениях между двумя странами в случае опасного усиления демографического и экологического давления со стороны Китая, его возможных попыток превратить Россию в монопольную сферу собственной товарной экспансии, "перелива" в ее восточные районы рабочей силы из соседних густонаселенных китайских провинций.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Военные угрозы безопасности в складывающейся системе международных отношений 21 века
Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Вернуться к списку публикаций