2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы



Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы


В рамках совместной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образуются межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в области энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Обсуждаются вопросы создания в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по широкому спектру торгово-экономического сотрудничества. Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполняются с большим напряжением или не выполняются вовсе. Так, намерения сторон довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов, т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд., а в первом квартале 1998 г. уменьшилась еще на 5% по сравнению с 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь, сократила закупки товаров ширпотреба из Китая.

Россия проиграла тендер на поставку энергооборудования для ГЭС "Санься", а предполагаемые доходы от поставки оборудования для АЭС в Цзянсу в сумме 2 млрд. долларов в течение шести лет не компенсируют утрат. Из-за финансовых трудностей сократился объем взаимных инвестиций двух стран, без чего нельзя ожидать расширения торгово-экономического сотрудничества.

В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения российской стороне необходимо четко определить основные приоритеты во внешнеэкономической политике с Китаем и сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений, как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая. Но для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.

В целом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период развития. Именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей. Проблемы взаимной безопасности сейчас находятся под постоянным контролем руководства обеих стран, сознающего необходимость и впредь укреплять взаимное доверие, развивать дружественные отношения между российской и китайской армиями, военное сотрудничество в обоюдных интересах.

Проблемы экологии также являются общими для стран-соседей: России и Китая. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран. Следовало бы более серьезно изучить вопрос о сотрудничестве двух стран в тушении этих пожаров и их предупреждении (помощь людьми, техникой и т.п.).

Для налаживания подлинно добрососедских, дружественных отношений необходимо не только полное взаимопонимание руководства двух стран, но и, что не менее важно, взаимопонимание и взаимоуважение между гражданами обеих стран. В этом отношении велика роль Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (Комитет XXI века), ОРКД и ОКРД. Организация дней культуры, гастроли артистов и ансамблей, кино, театр, телемосты, специальные радио- и телепередачи и т.п. - все это должно способствовать укреплению заинтересованного, уважительного отношения народов России и Китая друг к другу, содействовать воспитанию молодого поколения в духе преемственности традиций дружбы и сотрудничества между двумя великими народами-соседями.

История российско-китайских и советско-китайских отношений переживала взлеты и падения, много как положительных, так и негативных, и даже трагических событий. В настоящее время, по нашему мнению, ученым-историкам обеих необходимо объективно исследовать историю этих отношений в уходящем XX веке, не допуская как ненужного восхваления и эйфории, так и нигилизма или преднамеренного очернительства. Этому могло бы способствовать издание сборников (в том числе двусторонних) документов, хранящихся в архивах РФ и КНР, и исторических исследований русских китаеведов.

Объективное и взвешенное изложение истории российско-китайских отношений может во многом способствовать правильному восприятию ее новым молодым поколением, не испытавшим всех перипетий истории, уроки которой должны быть хорошо усвоены при определении политики обеих стран на будущее.

С учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание пятью странами в Шанхае в 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки в Москве в 1997 г. о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Весьма перспективным может быть взаимодействие этих стран в политической области (поддержание стабильности и сдерживание агрессивного напора исламских экстремистов и террористов в Центральной Азии) и в торгово-экономическом сотрудничестве (нефть, газ, хлопок, "шелковый путь" и т.п.) с учетом интересов всех сторон.

Заключение

С точки зрения геополитики для России в ходе реализации шестой модели отношений стратегическое партнерство с Китаем несет в себе две функциональные задачи: во-первых, предостеречь третьи страны от активной, наступательной в отношении России политики, посягающей на ее национальные интересы, во-вторых, снизить вероятность обострения отношений РФ с КНР.

Стратегическое партнерство, второе по значимости после союзнических отношений, имеет ряд преимуществ: 1) в отличие от союзничества оно не предполагает для России какой-либо ответственности за действия Китая и серьезных, ограничивающих свободу маневра обязательств перед ним; 2) оно повышает уровень доверительности в российско-китайских отношениях; 3) через призму "геополитических многоугольников", оно стимулирует другие державы подтягиваться в связях с Россией и Китаем до этого высокого уровня отношений ( последнее обстоятельство, в целом, более выгодно КНР, но и Россия получает определенные дивиденды, вытекающие из заинтересованности других держав не допустить дальнейшего российско-китайского сближения). Необходимо оговориться, что реализация всех перечисленных выше позитивных моментов возможна лишь при активной и умелой повседневной дипломатической поддержке.

"Россия сосредоточивается" - это выражение принадлежит одному из наиболее известных русских дипломатов XIX века князю А.М. Горчакову, 200-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 1998 г. Он возглавил МИД России 15 апреля 1856 г., практически через месяц после подписания Парижского мирного договора (18 марта 1856), зафиксировавшего печальные и позорные для России итоги Крымской войны. В течение 25 лет он, министр, реализовал в международных отношениях принцип стабильности внешней политики России и принцип верховенства ее в европейских делах.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Актуальные проблемы социальной защиты населения
Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции
Опыт использования форм федерального вмешательства как инструмента региональной политики современной России с 1991 по 2004 года
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Вернуться к списку публикаций