2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы



Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы


Для кардинального улучшения отношений с Россией Р. Хасимото предложил три принципа: доверие, взаимная выгода и долгосрочные перспективы. По мнению Хасимото "японо-российские отношения выявляют самое большое опоздание в развитии". В области экономики Хасимото предложил экономическое сотрудничество с Россией развивать в строго определенных отраслях. Япония уже готова содействовать развитию энергетики Сибири и Дальнего Востока. Это отвечает интересам обеих стран и АТР в целом. Совместные проекты по добыче нефти и газа на Сахалине, строительство газопроводов в Якутии и Иркутской области. Так, японская сторона выразила готовность принять самое активное участие в реализации проекта освоения Ковыктинского месторождения природного газа в Иркутской области и прокладке газопровода в КНР, Южную Корею и Японию.

Еще в ходе саммита в Денвере стороны договорились о проведении неформальной встречи Б. Ельцина с Р. Хасимото. В Красноярске эта договоренность была реализована. Итоги "красноярской рыбалки" превзошли все ожидания: начали работать над тем, чтобы к 2000 году снять в своих отношениях все осложняющие проблемы и выйти на подписание политического договора. Установлена прямая линия связи между Кремлем и резиденцией японского премьера. Грандиозные экономические проекты волнуют деловых людей не только в России и Японии, но и в третьих странах. Красноярские договоренности получили новое развитие в ходе визита Б.Н. Ельцина в Кавано в апреле 1998 г.

Лидеры европейских государств, особенно Г. Коль и Ж. Ширак в ходе визитов в КНР, Японию и другие страны АТР сумели усилить позиции Европы в регионе. Это касается и внушительных экономических проектов, и растущего политического влияния Объединенной Европы, которая вступила в диалог о модели будущих взаимоотношений с государствами Азии. Очередной тур обмена мнениями прошел в Лондоне весной 1998 г. Нам представляется, что европейский фактор будет играть возрастающую роль в АТР в XXI веке как в экономике, так и в политике.

Новые факторы и проблемы, определяющие перспективы отношений России с Китаем.

Смена глав правительств в КНР и РФ весной 1998 г., напряженная социально-политическая и экономическая обстановка в России, в том числе в связи с утверждением бюджета на текущий год, нестабильное положение на Северном Кавказе и в Таджикистане, перманентные забастовки и антиправительственные выступления шахтеров Кузбасса и Дальнего Востока, стихийные бедствия в ряде районов России - все это не может не отразиться на поступательном развитии российско-китайских, особенно торгово-экономических отношений.

Есть основания утверждать, что с уходом Ли Пэна и вступлением в должность нового премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, известного своим тяготением к США и Западу, в политике КНР могут произойти определенные коррективы в сторону более прохладного и даже жесткого отношения к России, перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу. В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы, как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях и своевременное выполнение взятых на себя обязательств по договорам и соглашениям.

Первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является реализация принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений.

Россия придает особое значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяются основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне.

Весьма эффективной является существующая система консультаций по линии МИД двух стран в согласовании позиций сторон по конкретным политическим и международным проблемам. В случаях срочных вопросов есть хорошая возможность использовать установленную "горячую линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.

С учетом накопленного опыта и успехов в урегулировании пограничных проблем соответствующим пограничным комиссиям и группам двух стран следовало бы продолжить эту работу и на базе соглашений 1991 и 1994 гг. подготовить и подписать новый Договор о границе между РФ и КНР. Нерешенность вопроса о принадлежности островов у Хабаровска и на Аргуни - мина замедленного действия, и ее надо устранять. Лучше это делать в спокойной, мирной обстановке.

Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.

По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Есть планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, разработки газовых месторождений на территории Китая, строительства углепроводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.

Подписано межправительственное торговое соглашение на 1997-2000 rr. Создан российско-китайский комитет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, будет создана на границе Читинской области зона беспошлинной торговли; готовится договоренность о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е. контролируемой трудовой миграции.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
О государственном воздействии на развитие сельскохозяйственного производства
Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом
К проблеме определения объекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Вернуться к списку публикаций