2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы



Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы


На пороге нового тысячелетия Китай переживает переходный период не только от социалистической экономики к рыночной, но и от статуса региональной державы к положению мировой сверхдержавы. Реализация стратегии превращения Китая в сверхдержаву во многом будет зависеть от внутреннего развития Китая. Но уже сегодня очевидно, что стратегия вывода России из кризиса, превращения ее в активного и полноправного партнера государств АТР или любого из субрегионов может прийти в столкновение со стратегией Китая. Борьба за иностранные инвестиции, рынок рабочей силы, конкуренция на рынке экспортных и импортных товаров - вот далеко не полный перечень тех областей, в которых возможно нарастание противоречий двух государств и их стратегий. И это при том, что обе страны на данном этапе заинтересованы в укреплении связей с США и Японией. Именно стремление избежать столкновения стратегических курсов, направить их по пути параллельного и совместимого развития и вызвало осенью 1997 г. череду встреч лидеров заинтересованных держав. Р. Хасимото посетил Китай, затем в Красноярске провел встречу с Б.Н. Ельциным. Практически одновременно Цзян Цзэминь направился в Вашингтон, покончив с 12-летним перерывом в китайско-американских официальных встречах на высшем уровне. Правда, следует помнить, что в рамках такой региональной организации, как АТЭС (АРЕС), Цзян Цзэминь и Б. Клинтон имели возможность регулярно и весьма результативно беседовать с глазу на глаз, начиная с 1993 г. Тем не менее, Россия существенно обогнала США в контактах с КНР.

На пороге новой структуры международных отношений

Рассматривая проблемы взаимоотношений России с Китаем в XXI веке, мы должны учитывать многие факторы, но в первую очередь становление новой структуры международных отношений в мире в целом и в АТР в частности. Визит российского Президента в Китай является элементом качественно новых сдвигов во всей системе межгосударственных отношений в Восточной Азии, рассматриваем ли мы их четырехугольную или трехугольную конфигурацию. Для нас важны позиция США в отношении России, СНГ, Китая, АТР; позиция Японии в отношении России, СНГ, Китая, АТР; то, как ведет себя Объединенная Европа и ее лидирующие державы в АТР; а также, разумеется, позиция Китая в отношении России, СНГ, АТР.

Для США позиция в отношении России, СНГ,КНР является составной частью их общего курса на глобальное доминирование.

Важнейшей стратегической целью в области политики является недопущение роста сил, которые могли бы составить конкуренцию американскому господству и поэтому интерпретируются как "враждебные США". Такой силой был Советский Союз. Ныне угрожающими интересам США рассматриваются интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Что касается экономической стратегии, то она нацелена на расширение доступа США к ресурсам экономик России, стран СНГ и АТР. Это подтвердили прошедшие в июле 1997 г. слушания в Комитете по иностранным делам американского сената, посвященные политике Вашингтона в отношении "восьми новых независимых государств Закавказья и Средней Азии" - Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана.

Главный вывод, к которому пришли участники обсуждения: упомянутые республики становятся сферой приоритетных интересов США. Это обусловлено прежде всего богатейшими нефтяными и газовыми месторождениями Каспийского моря, сопоставимыми с природными ресурсами Персидского залива. Основными конкурентами для себя США считают здесь Россию и Иран, а в качестве потенциальных союзников или орудия своей политики видят Турцию.

США в последние годы, сделав АТР главным стратегическим направлением своей внешней политики, скорректировали свой подход к Китаю. Собственно, речь идет об изменении методов реализации стратегического курса. От попыток силового давления под флагом развития демократии, соблюдения прав человека и стимулирования рыночной экономики администрация Клинтона перешла к тактике "вовлечения" Китая в конструируемую ими систему международных отношений.

Все более важным аспектом китайско-американских отношений становится тайваньская проблема. Без выхода на новый уровень взаимодействия Китая с США мирное объединение Тайваня с материком представляется весьма проблематичным, хотя оно и является внутренним делом китайского народа.

Не последнюю роль в китайско-американском сближении сыграл и тот факт, что хотя в целом экономика КНР за первые б месяцев 1997 г. увеличила объем ВВП на 9,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако объем обещанных иностранных инвестиций в китайскую экономику (23,6 млрд. дол.) оказался на 48,7% ниже показателя 1996 г. Даже с учетом того, что реальные капиталовложения (20,7 млрд.дол.) на 5,5% превышали результаты предыдущего года, некоторые эксперты заговорили об угасании инвестиционного бума вокруг китайской экономики.

Китайское руководство, как это выявилось в ходе визита Наян Цзэминя в Вашингтон, также меняет свой проводившийся в последние годы курс ("острием против острия") в отношении США на конструктивное стратегическое взаимодействие. Конфигурация нового этапа отношений КНР с США стала более четко просматриваться к концу прошлого года после встречи на высшем уровне и проведения XV съезда КОК в КНР. Обе стороны договорились о стремлении к налаживанию отношений "конструктивного стратегического партнерства". Стороны создали механизм стратегического диалога в верхах и обеспечили важные гарантии разрешения разногласий, избежания противоречий и даже антагонизмов.

В какой-то степени США подтолкнули к нормализации и шаги Японии. В августе 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников в Токио премьер-министр Японии Р. Хасимото предложил новую концепцию внешней политики страны, которую назвал "Евразийской дипломатией". Основная цель предложенной концепции заключается в расширении и укреплении связей с Россией, странами СНГ и Китаем.

Необходимость такого шага вытекает из новых условий, складывающихся в мире. Главное из них, по мнению Хасимото, "исчезновение коммунизма как цели, к которой следует стремиться, что дало возможность направить многие страны в сторону либеральной рыночной экономики". Пришло время, не признающее национальных границ, и международные корпорации стали сами выбирать страны, в которых они хотели бы работать. Все это привело к срочному пересмотру устаревших стереотипов, открытию для Японии новых рынков. В этой связи первоочередной задачей становится урегулирование отношений с соседями.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Государственная служба Пакистана
Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Вернуться к списку публикаций