2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Взгляд на введение обязательного медицинского страхования



Взгляд на введение обязательного медицинского страхования


Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации определено Конституцией РФ (ст. 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, что бы с их здоровьем ни случилось, государство позаботится о них через систему государственного здравоохранения.

Система государственного здравоохранения была несложной и достаточно стабильной. Как и любая другая система, она развивалась, совершенствовалась и, как казалось, в основном всех устраивала. Главным было то, что лечили всегда и везде бесплатно! Да, скажут скептики, была кое-где неофициальная плата. Но это же неофициальная плата, которая именовалась вознаграждением.

С 1993 г. в нашей стране появилась модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.В. Гришина "предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер". Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также взносов индивидуальных предпринимателей.

Новая страховая система здравоохранения – это сложная структура, имеющая:

- свои собственные фонды (федеральный и территориальные);

- отлаженную форму финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 3,6% от фонда оплаты труда в Фонд обязательного медицинского страхования);

- порядок подчиненности.

В некоторых публикациях новая система здравоохранения именуется "моделью бюджетно-страховой медицины". Сутью этой системы (модели) является создание медицинского страхования, которого в период плановой экономики не существовало.

При этом различают обязательное и добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование осуществляется не только работодателями, но и государством. Добровольное медицинское страхование является одним из видов финансово-коммерческой деятельности – так трактуют его авторы ряда публикаций. Понятие "добровольное медицинское страхование" говорит само за себя: вам нужно – страхуйтесь, и как при любом страховании – платите деньги.

При изучении материалов, связанных с введением в нашей стране обязательного медицинского страхования, обращают на себя внимание на следующие моменты:

- Прежде всего – нужна ли вообще система обязательного медицинского страхования в нашей стране?

Опыт других стран в этом плане разный, и Россия не похожа на другие страны, так что ссылки на практику внедрения этой системы за рубежом неубедительны.

При сохранении государственной системы здравоохранения (прежней или усовершенствованной) можно было бы ввести для всех работодателей т.н. медицинский налог в бюджет государства. При этом величина налога могла бы быть дифференцированной в зависимости, например, от численности работающих (в том числе по всем видам договоров), а также от оборота или прибыли (лучше от оборота, так как прибыль научились скрывать). Налоговые поступления следовало бы направлять только в Федеральный бюджет – единая власть при едином финансировании; распределение налога должно осуществляться по отработанной схеме по территориям.

- При наличии только государственного здравоохранения в качестве альтернативы или в дополнение к ней можно создать добровольную систему медицинского страхования по типу прежнего Госстраха. Можно с уверенностью сказать, что граждане не стали бы опасаться этой системы, как когда-то не боялись Госстраха: гражданин был уверен, что при наступлении несчастного случая страховка ему гарантирована. И искать агентов Госстраха было не нужно – они стучались в каждый дом, люди их знали и доверяли.

Медицинское страхование на добровольной основе позволило бы любому предприятию независимо от его организационно-правовой формы и подчиненности страховать своих работников по их желанию. Кроме того, каждый человек независимо от его статуса (работающий или неработающий) только по своему желанию мог бы просто и без мытарств застраховать свое здоровье. Ведь системой Госстраха и альтернативных ей страховых кампаний предусматриваются риски, связанные с причинением вреда здоровью. Конечно же здесь возможны варианты.

На сегодняшний день очевидно то, что внедрение системы обязательного медицинского страхования наряду с существующей государственной системой здравоохранения изменило разве что источники финансирования, но не изменило целей: обе системы призваны обеспечить здоровье граждан. При этом усложнилась схема общей системы здравоохранения: государственная осталась, но она маломощна; негосударственная (через систему медицинского страхования) неэффективна.

Почему же неэффективно финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования? Скажем лишь о некоторых очевидных минусах:

- не достигается основная, генеральная цель – обеспечение здоровья граждан; как известно, смертность в нашей стране по сравнению с 80-ми годами возросла, а численность населения существенно сократилась;

- существующее финансирование в медицинских учреждениях и оплата труда врачей и персонала явно недостаточны для обеспечения генеральной цели (оплата труда медицинских работников понизилась в 1,5-2 раза по сравнению с концом 80?х годов);

- психологическое отношение граждан к новой системе – никакое, так как они видят только обнищание здравоохранения, ухудшение медицинского обслуживания и положения самих врачей, за копеечную зарплату спасающих людей от недугов;

- громоздкость системы ОМС, что проявляется в сложной структуре системы (множество взаимосвязей и занятых в ней работников), трудоемкой схеме документирования и документооборота (в т.ч. отчетности), необходимости содержания на федеральном и территориальном уровнях специального контрольного аппарата для проверки деятельности органов ОМС, а также в вовлечении всех граждан в малопонятную для большинства процедуру оформления страховых полисов и магнитных карт и т.д.

Впрочем, оформление полисов – это отдельный вопрос, связанный с неудовлетворительной организацией этой процедуры во многих поликлиниках (почему-то именно они стали местом оформления названных документов). Но возникает главный вопрос – зачем нужен гражданину этот документ, если в стране введено обязательное медицинское страхование. Напомним, что в основе ОМС лежат следующие основные принципы:

1) всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг;

2) государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи;

3) все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. При этом средства ОМС находятся в государственной собственности.

Тогда зачем гражданину какой-либо медицинский страховой документ, если всюду, куда бы он ни обратился за медицинской помощью, ему обязаны оказать бесплатную медицинскую помощь. В этом смысле направленность медицинского страхования уже непохожа на соцстрахование.

Одним словом, есть проблемы, есть недостатки (видимые и невидимые) действующей системы медицинского страхования, и внимание к ним должно быть самое пристальное.

В связи с вышеизложенным читателю, видимо, небезынтересно было бы знать ответы на типичные вопросы, связанные с основными понятиями в области медицинского страхования. Ниже приводятся ответы на некоторые из них на основе материалов официального характера.


С какой целью введено обязательное медицинское страхование?

Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ.


Кто управляет средствами ОМС?

Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании "Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования" и "Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденных постановлением Верховного Совета РФ.

В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.

В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами.

Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС – это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.


Как распределяются средства ОМС?

На обязательное медицинское страхование работодатели ежемесячно направляют средства в размере 3,6% от фонда оплаты труда. В соответствии с федеральным законом о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования средства распределяются следующим образом. Средства в размере 3,4% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 0,2% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.


Как формируются средства ОМС для финансирования медицинской помощи?

Средств обязательного медицинского страхования (3,6% от фонда оплаты труда) достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить бесплатной для граждан медицинскую помощь в полном объеме, необходима компенсация недостающих средств из государственного и местных бюджетов.

Ст. 17 закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предполагает компенсировать недостающие средства страховыми взносами за неработающее население, которые должны перечисляться в фонды местными администрациями, органами государственного управления республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. (К сожалению, из-за недостатка средств в бюджете эта часть статьи закона не выполняется.)


Кто является страхователями и какова их роль в ОМС?

Страхователи – это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договора обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь – один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

Страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего населения является государство в лице органов исполнительной власти, при страховании работающего населения – предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйственно-правового статуса, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (т.е. представители творческих профессий, не объединенные в творческие союзы).

Страхователь при желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС, а также на основе договора обязательного медицинского страхования.


Что дает страхователю договор ОМС?

Договор медицинского страхования заключается между страхователем и страховой медицинской организаций (страховщиком); составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом государственного управления территории.

Договор заключается в интересах граждан и предусматривает обязательства страховой медицинской организации (страховщика) по организации и финансированию медицинской помощи. Виды и объем медицинской помощи, за организацию и финансирование которой несет ответственность страховщик, определяются территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Договор ОМС дает возможность страхователю эффективно влиять на страховую медицинскую организацию и медицинское учреждение в случае невыполнения или плохого выполнения ими обязательств по организации и оказанию медицинской помощи.


Каковы обязанности страхователя при заключении договора ОМС?

Страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового соглашения.

С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю в зависимости от нового статуса застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.).

Органы государственного управления, выступающие страхователем неработающего населения, обязаны заключить договор обязательного медицинского страхования при условии, что гражданин не имеет работы и постоянно проживает на территории, подведомственной органу государственного управления (это также касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации).

Обязанность органа государственного управления как страхователя прекращается при поступлении гражданина на работу, при перемене им постоянного места жительства и в случае его смерти.


Имеет ли страхователь право выбора страховой медицинской организации?

Ст. 9 закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусматривает право выбора страхователем страховой медицинской организации. Страхователю следует прежде всего проверить, имеет ли страховая медицинская организация государственную лицензию на право осуществления страховой деятельности по ОМС на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.

Если страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение по заключению договоров ОМС. Ст. 7 и 8 закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 23.03.91 г. запрещают органам власти и управления принимать акты, создающие благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйственных субъектов, или заключать соглашения о разделе рынка по территориальному принципу. Органы власти и управления не имеют права навязывать страхователю условия по заключению договора со страховой медицинской организаций, не устраивающей страхователя.


Каковы обязанности страхователя по внесению страховых взносов на ОМС?

Страхователь обязан вносить страховые взносы на ОМС в порядке, установленном действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. Механизм принудительного взыскания взносов предусмотрен законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и установлен "Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а также "Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование".

В рамках этой небольшой статьи не ставилась цель дать полную характеристику созданной в нашей стране принципиально новой системы здравоохранения, так как опубликовано достаточно много научных и популярных материалов, существует большая законодательная и нормативная база этой системы. Цель настоящей публикации – привлечь внимание тех, кто создавал и реализует "Базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации", а также всех, кто интересуется этой проблемой, к тем социально-правовым аспектам новой системы, которые, по всей видимости, требуют пристального внимания, понимания, критики и авторитетных решений.


Литература

Гришин В.В., Семенов В.Ю. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995.

Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 29 июня 1991 г. № 1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М., 1997.

Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / Сб. законодательных актов и нормативных документов. Т. 1-7. М., 1994-1998.

Финансово-экономические аспекты деятельности работодателей в условиях обязательного медицинского страхования. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.В. Гришина, Г.В. Гуцаленко. Учебно-методическое пособие. М., 1998.

Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании / Под ред. И.В. Полякова, В.В. Гришина. М., 1996.







Интересное:


Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции
Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
К проблеме определения объекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Вернуться к списку публикаций