2011-08-06 22:46:53
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях



Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях


К вопросу о навыках бесконфликтного общения

Результаты коммуникативной деятельности зависят прежде всего от того, какими приемами и средствами человек владеет применительно к конкретному моменту общения. Бедность репертуара речевых действий не остановит саму деятельность, но повлияет на характер и эффективность взаимодействия. Попадая в ту или иную ситуацию, каждый интуитивно ищет способ поведения в ней. Как выразить сочувствие? Как ответить на искреннее признание собеседника? Как отказать кому-нибудь в чем-либо, не нанеся ущерба себе и партнеру? Говорящий использует модели общения, увиденные в жизни, в кинофильмах, извлекает их из прочитанных книг, полагается на собственный опыт. Поэтому одна из основных задач речевой конфликтологии заключается в широком представлении возможных вариантов сценариев и моделей речевого поведения, а также путей формирования навыков их использования и интерпретации. Разработка и представление их создает базу данных для коммуникантов, которой надо мотивированно и целесообразно оперировать. Чем шире представлен репертуар положительных (бесконфликтных) сценариев и моделей, тем богаче будет база данных индивида и тем больше возможностей эффективного достижения коммуникативных целей и замыслов средствами языка и речи. Знание коммуникантами разнообразных вариативных сценариев и моделей взаимодействия способствует выработке навыков эффективного их использования в каждый специфический момент общения, это инструментарий говорящего для организации своей речевой деятельности. Отсутствие таких знаний неизбежно приведет к неуместности и нецелесообразности тех или иных речевых действий, к неумению согласовывать свои практические речевые действиях действиями партнера, максимально адаптироваться к ситуации общения.

Знание вариантов речевого поведения проявляется прежде всего в осознании альтернативных речевых действий, которые необходимы для осуществления практического выбора необходимого (адекватного) варианта. Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что такой выбор зависит от многих факторов, влияющих на речевое поведение. В связи с этим необходимо обратить внимание на методические задачи и технологии обучения бесконфликтному общению, предусматривающие как социальные, так и индивидуальные факторы, обусловливающие качество взаимодействия. Предполагается, что в сознании говорящего имеется фрейм, включающий несколько вариантов поведения в данной ситуации - своего рода парадигма сценариев и моделей, репрезентирующих данный фрейм. Условия успешности определяют социальные и культурные границы применения той или иной модели, которая бы соответствовала данной ситуации, т.е. нормально (уместно, целесообразно) функционировала в ней и способствовала максимальной реализации интенций говорящего при сохранении позиций собеседника (т.е. перлокутивные эффекты свидетельствовали бы об успешности использования модели).

Модели гармонизирующего общения могут стать предметом обучения бесконфликтному общению. Главная задача такого обучения заключается в обогащении индивидуального репертуара сценариев и моделей. Методы, используемые для выработки навыков позитивного поведения, предполагают наблюдение над текстовым материалом, а также активно-деятельностное участие обучаемых в процессе освоения новых сценариев и моделей. Деятельностный подход подразумевает, во-первых, актуализацию социального и личностного коммуникативного опыта обучаемых, а во-вторых, корректировку его и обогащение новыми, наиболее продуктивными моделями в процессе упражнений и непосредственного общения, суть которого заключается в конструировании и реконструировании различного рода коммуникативных ситуаций. Выбор ситуаций зависит от возраста обучающихся. В этом мы видим один из путей формирования лингвистической и коммуникативной компетенции говорящих. Приобретение поведенческих навыков базируется на знании теории успешного дискурса, которое невозможно без четкого представления о факторах, препятствующих гармонии общения. Данная теория должна стать активным знанием, определяющим социально-психологические и коммуникативные установки на сотрудничество в речевом взаимодействии, вооружающим способами реагирования на жизненные ситуации.



Выводы

Выявленные модели речевого поведения представляют собой структуры, отражающие в обобщенном виде индивидуальный коммуникативный опыт носителей языка, членов данной этнокультурной общности в конкретных ситуациях общения. Они абстрагированы от конкретных ситуаций и личного опыта, и за счет «деконтекстуализации» позволяют охватить широкий спектр однотипных ситуаций, имеющих ряд первостепенных параметров (все учесть невозможно). Модели речевого поведения имеют разную степень клишированности в зависимости от типа конфликтной ситуации. Наиболее простыми по структуре являются модели гармонизации общения первого типа ситуаций - потенциально конфликтных. Они могут быть представлены в виде когнитивных и семантических клише: собственно побуждение + причина побуждения + обоснование важности побуждения + этикетные формулы (Пожалуйста, сделай (не делай) это, потому что...).

В других ситуациях - в ситуациях конфликтного риска и собственно конфликтных - модели более вариативны, поскольку определяются контекстом ситуации и представляют собой различного рода творческие комбинации коммуникативных тактик, направленных на нейтрализацию конфликта и гармонизацию общения. Тем не менее, можно построить типологию коммуникативных тактик (основных, опорных), применяемых в ситуациях подобного рода, и типологию композиций данных тактик с учетом наиболее важных параметров коммуникативной ситуации. Поведение коммуникантов в ситуациях данного типа требует от них владения богатым репертуаром конструктивных тактик и умения творчески их использовать. В каждой модели заложены основные постулаты общения, в частности, постулаты качества общения (не навреди партнеру), количества (сообщай значимые истинные факты), релевантности (учитывай ожидания партнера), которые представляют основной принцип коммуникации - принцип кооперации. Другими ведущими принципами успешного взаимодействия являются принцип вежливости и этикетизации общения (повышение «образа» партнера), а также сотрудничества (сосредоточенности на себе и на другом).

Подобно сценариям и фреймам, модели допускают существование переменных параметров, направленных на их корректировку в виде дополнений или замен тех или иных компонентов ; модели .В реальной речевой жизни подразумевается творческий подход к использованию такого типа моделей в каждом конкретном случае.


Третьякова Вера Степановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Этнокультурные характеристики концепта «management» в американской и русской лингвокультурах
Языковые маркеры дисгармонии и конфликта в КА
Базовые характеристики управленческой коммуникации: управленческий дискурс
Вернуться к списку публикаций