2011-08-06 22:46:53
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях



Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях


Гармонизация речевого поведения в ситуациях конфликтного риска

Второй тип ситуаций - ситуации риска, в которых уже налицо отклонение от общекультурного сценарного варианта. Это отклонение сигнализирует об опасности приближающегося конфликта. Примеров ситуаций риска встречается много в разных сферах взаимодействия людей:

— молодой человек «плюхнулся» на единственное свободное место в трамвае, не предложив сесть рядом стоящему пожилому человеку;

— учитель входит в класс, где учащиеся сидят в темноте, сославшись на то, что не работает выключатель;

— вам назначил встречу сослуживец, который пришел, опоздав на 10 минут, и, не извинившись, начал разговор;

— покупатель на вопрос «сколько стоит кефир?» получает ответ продавца «где вы увидели кефир?» и т.п.

Ситуация риска возникает в случае, если в потенциально конфликтных ситуациях партнер по коммуникации не следовал в общении моделям предупреждения конфликта, о которых мы говорили выше.

Приведем два примера. Первый касается потенциально конфликтной ситуации в рамках побудительного РЖ:

Зорро. Вот хоть вы мне разрешите тогда спор мой с нею... спорит, что наши вошли в Афганистан в восемьдесят втором, а я ей говорю: в семьдесят девятом. Ну?

Лариса. Что? (Молчание).

Зорро. В каком?

Лариса. Я почему должна это помнить?

Наталья. В восемьдесят втором, конечно!

Зорро (вдруг начинает кричать, стучать кулаком по стенке). В семьдесят девятом, в семьдесят девятом, в семьдесят девятом!!! Сука?! Мы там десять лет, мы там гибли, десять лет, сука, ты тут в окопах в тылу отсиживалась, жировала, в Ташкент к душманам ездила... а теперь говоришь, что в восемьдесят втором? Ты, сало колхозное, по колено в землю вгоню! <...>

Наталья. В восемьдесят втором!

Зорро. В семьдесят девятом!!! (Упал на пол, рыдает, бьется. Наталья крутит пальцем у виска, показывает это Ларисе.)

(Н. Коляда)

Говорящий не объяснил причину, по которой он обращается за информацией к собеседнику, и важность для него запрашиваемой информации. Им не используются этикетные знаки, необходимые в данной ситуации. Становится возможным такое развитие сценария, которое мы видим: вместо ответа на вопрос - встречный вопрос. Из потенциально конфликтной ситуация трансформируется в ситуацию риска, а поскольку ни один из коммуникантов не предпринимает попыток к ее адаптации, - развивается открытый конфликт.

В качестве второго примера рассмотрим оценочную ситуацию.

Шесть диссертаций за два месяца!

На тебя большой спрос.

Да, как на дешевые сосиски в базарный день.

(Из устной речи)

Такую оценку (последняя реплика) может позволить говорящий только в свой адрес. Ухудшение денотативной ситуации этикетно разрешено в собственной оценке. О себе - без ограничений (позитивное сообщение или негативное), о другом - будь осторожен, только сообщение, максимально улучшающее позиции собеседника. Создалась ситуация риска, поскольку этикет запрещает оставлять собеседника на худших позициях. Следующую реплику партнеру по коммуникации необходимо направить на исправление ситуации:

Не скромничай! Конечно, это успех.

Если такая адаптация произойдет, ситуация риска нейтрализуется, если нет, можно говорить о КН и возможном конфликтном развитии диалога.

Ситуация риска возникает и в следующей ситуации как результат нарушения принципа этикетизации общения:

Ты посмотри, как я выгляжу! (плохо)

Если бы я косметику на себя не набросала, выглядела бы не лучше.

(Из устной речи)

Второй коммуникант использовал приемлемый в подобной оценочной ситуации речевой ход - создание негативной симметрии, но сделал это в ущерб первому коммуниканту, согласившись с тем, что он выглядит плохо, тем самым не улучшив его позицию. Фиксируется КН. Далее первый коммуникант, учитывая отрицательный эмоциональный фон, появившийся в ситуации, должен исправить положение, применив ответный ход на повышение «образа» партнера, например: Не скромничай. Ты выглядишь прекрасно.

Таким образом, в ситуации риска по крайней мере один из коммуникантов должен осознать опасность возможного конфликта и найти способ адаптации. Следовательно, модель гармонизирующего РП в ситуациях риска включает следующие мыслительные действия и коммуникативные тактики. Во-первых, опознание ситуации риска. Например, маркером такой ситуации может быть прямая реакция на вопрос в форме встречного вопроса.

Во-вторых, применение коммуникантами речевых тактик, направленных на нейтрализацию ситуации риска, например, использование уточняющего вопроса (в тексте дано разрядкой); объяснение причины, повлекшей повышенную конфликтную опасность (в тексте выделено полужирным шрифтом); признание ошибки, вызвавшей КН.

В-третьих, данная модель должна включать этикетные формы, например, извинения, благодарности ( в тексте подчеркнуто).

Сколько стоит кефир?

Где вы увидели кефир?

А разве в поллитровых пакетах, вот это (показывает на витрину) не кефир? Я плохо вижу, извините.

Нет, это бифидок.

А-а-а. Спасибо. А кефира, значит; нет?

Нет.

Модель речевого поведения в ситуациях риска назовем моделью нейтрализации конфликта. Данная модель не может быть представлена единой формулой, поскольку ситуации риска требуют дополнительных усилий по сравнению с потенциально конфликтными ситуациями и более разнообразных речевых действий от коммуниканта, стремящегося гармонизировать общение. Его поведение - это ответ на действия конфликтующей стороны, и то, как он будет реагировать, зависит от способов и средств, которые применяет конфликтующий. А поскольку действия конфликтанта могут быть трудно предсказуемыми и разнообразными, то и поведение второй стороны, гармонизирующей общение, погруженное в контекст ситуации, более вариативное и более творческое. Оно распадается на самостоятельные этапы в нейтрализации конфликта. Тем не менее, типизация речевого поведения в ситуациях этого типа возможна на уровне выявления типовых гармонизирующих речевых тактик - тактики говорящий знает, а их комбинации составляет сам. Это высший уровень коммуникативной компетенции человека говорящего. Такое речевое поведение можно сравнить с шахматной игрой, когда гроссмейстер, зная, как ходят шахматные фигуры, комбинирует игру, делая ход за ходом в зависимости от того, как складывается ситуация на шахматном поле.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Общая характеристика дискурса СМИ
Условия выбора варианта сценария
Прилагательные «голый — кудрявый», «черный — (красный)», «темный» в портретных характеристиках повести В. Распутина «Последний срок»
Жанроведение в его отношении к функциональной стилистике
Новая урбанонимия Лондона, Москвы и Парижа
Вернуться к списку публикаций