2011-08-06 22:46:53
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях



Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях


Модель как стереотипный образец речевого поведения

Модели речевого поведения могут существовать на различных уровнях общения. Это могут быть индивидуальные (личные) модели, содержащие информацию о ситуации общения в рамках какого-либо РЖ. Они становятся значимыми для других людей, оказавшихся в незнакомой коммуникативной ситуации, поскольку «могут быть оторваны от контекста конкретной ситуации и стать более абстрактными, т.е. превратиться в социально значимые сценарии стереотипного знания».

Модель - это всегда обобщенное представление о каком-либо факте, ситуации. Она отражает особенности речевого поведения в определенной ситуации и предлагает коммуникантам типовые вербальные структуры и общепринятые правила их комбинаторики в трансакции. Так, модель РЖ угрозы: если ты сделаешь (не сделаешь) N, то я тебе сделаю плохо - социально значима, и она может качественно и количественно трансформироваться в рамках жанра.

Могут быть модели, представляющие результат исследования более сложных структурных единиц, разных по природе и коммуникативному воплощению, например, воздействующие РЖ могут нести в себе разное событийное содержание и различные концепции адресата, но сходные целевые установки и концепцию автора. Поэтому условия успешного протекания коммуникативных сценариев данных РЖ имеют много общего, в связи с чем моделирование бесконфликтного речевого поведения может строиться на единых принципах координации взаимодействия и с учетом общих условий ситуации общения. Степень обобщенности в этом случае более высока, чем в рамках одной трансакции. Модели речевого поведения отражают определенные, повторяющиеся стереотипы речевого поведения. В моделях речевого поведения так же, как ив терминалах фрейма, закрепляется стандартный набор речевых тактик и коммуникативных ходов. Учесть в модели все факторы, влияющие на речевое поведение, невозможно, поэтому при ее построении в каждой конкретной ситуации целесообразно опираться на основные факторы, важные для достижения цели и положительного (эффективного) исхода коммуникативной ситуации. Модели строятся на основе извлечения речевых структур из текстов, предлагаемых обществом. И это естественно, так как именно в них обнаруживают себя и язык, и коммуникативные намерения говорящих, и замысел общения, и когнитивные знания и установки коммуникантов и другие компоненты, составляющие и определяющие КА.

Каждый человек, поскольку он является субъектом коммуникативной деятельности, участвует в коммуникативных событиях и создании текстов, а значит, и различных моделей речевого поведения, ориентируясь на значимые для него и данного социума идеалы, ценности, присущие данной лингвокультурной общности нормы поведения. Каждая из моделей несет информацию для пользователей языка, осуществляющих оценку и выбор этих моделей. Задача общества (в лице отдельных его представителей - субъектов коммуникации, чье влияние на формирование образцовых моделей значимо) заключается в том, чтобы предложить конкретным индивидам такие модели, которые необходимо включить в систему их речевой деятельности, в их «базу данных», которые бы могли быть «обогащены посредством индивидуальных вкладов» и которые бы впоследствии послужили образцами для практического осуществления речевого поведения.

Это должны быть позитивные модели, отражающие способы цивилизованного поведения человека в различного рода ситуациях, особенно в опасных, проблематичных, угрожающих собеседникам конфликтом.

Для того чтобы построить конструктивные модели речевого поведения, необходимо выявить типы коммуникативных ситуаций. В интересующем нас аспекте, с учетом степени открытости (выраженности) противоречий интересов, целей, потребностей или ценностей сторон выделяем три типа ситуаций: потенциально конфликтные ситуации, ситуации конфликтного риска (предконфликтные) и собственно конфликтные ситуации.

Данные ситуации представляют наибольший интерес для коммуникантов, поскольку имеют конфликтосодержащие свойства, угрожающие развитию гармоничных взаимоотношений между участниками коммуникации.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Эвристические следствия изучения жанров речи в функциональной стилистике
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Тема «человек и природа» в науке и литературе 1920-30-х гг.
Особенности лексического повтора в русской лирической поэзии XIX века
Аспекты лингвистического описания речевого конфликта
Вернуться к списку публикаций