2011-08-06 22:46:53
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях



Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях


Нетерпимость первой учительницы к нарушениям дисциплины проявляется в желании «разобраться» с учеником, наказать его, проучить. В этом - установка на конфронтацию, которая свойственна третьему типу личности - конфликтному. Он характеризуется активным воздействием на партнера в процессе коммуникации, использованием негативных средств стимуляции речевого взаимодействия, доминированием во взаимодействии, сосредоточенностью в высказывании на самом себе, навешиванием ярлыков, склонностью к конфликтному столкновению интенций, глубоким и интенсивным эмоциям, быстрому их возникновению, к реализации вербального поведения через малые речевые стратегии, отступлению от коммуникативных норм. Наличие негативно окрашенных интенций вызывает потребность в агрессии, что может дать неадекватную интерпретацию коммуникативной ситуации, в частности, интенций и поведения собеседника, провоцируя тем самым недоразумения и конфликты в отношениях с ним. Такой тип коммуникативной личности явно коррелирует с деструктивным (по социальным показателям) и грубостатическим, непластичным (по психологическим показателям) типами личностей. Он полагается на силу приказов, требований, угроз, оскорблений и т.п., не считает нужным обосновывать и разъяснять свои действия, не терпит возражений, замечаний в свой адрес, не признает права собеседника на собственное мнение, отказывается от сотрудничества с ним.

Ярким примером конфликтной личности является героиня пьесы Н. Коляды Тася Гагарина. Сама о себе она говорит: «Я - совесть человеческая», «Я вот таким врушкам; как ты - проходу не даю», «Всех на чистую воду вывожу». Но окружающие о ней другого мнения: «Ходит на людей кидается, как змея какая», «Ходит, собирает по деревне кого ни попало», «Никому никогда спуску не дает. Задирает на каждом слове». Основная цель общения Таси - уличить своего собеседника в неблаговидном поступке, «подковырнуть», «раскрыть глаза» третьему лицу на него, испортить настроение партнеру. Для достижения этой цели она использует негативные конфликтные языковые и речевые средства воздействия. Вот примеры ее общения со «сватьюшкой»:

Диалог 1

Тася. А-а, здравствуй, Верочка, здравствуй, сватьюшка. Как поживаешь, куда направилась? Валенки, что ли, понесла куда-то, ага?

Вера. Здравствуй, Тасенька, здравствуй, дорогая. В райцентр вот поехала, к Клаве, сестричке. Половики вот ей повезла.

Тася. Да что ты мне говоришь-то? Не вижу я, что ли? Валенки у тебя там, Вера. Ты чего?

Вера. Да половики, половики, Тася. Говорю ведь тебе. Зачем мне тебя обманывать-то? Половики.

Тася. Да что ты за человек такой, Вера? Ну, я же вижу, что у тебя в мешке валенки, не слепая, поди. Ну? Валенки. И знаю, откуда они у тебя, и знаю, куда ты их повезла. Все знаю, Вера! Никого же рядом нет, чего же ты так боишься? Никто не услышит. Валенки, Вера. А ты мне говоришь: половики, половики. Я знаю, что не половики. Ну?

Вера. Ага. Не половики. Смотрю, больно ты много стала знать последнее время. Сквозь материю уже все видишь. Всех насквозь просвечиваешь, ага? Чего вот ты к людям привязываешься, чего вот ты духаришъся? Ну? Чего тебе надо-то?

Тася. (Усовещая.) Вера-а-а... Да что же ты, а? Чего ты отпираешься? Я уж, по-твоему, совсем нихтомная, да? Совсем уже дура, что ли? Наворовала шерсти на пимокатной, накатала себе валенков, а сейчас продаешь, ну? И будет мне еще отпираться, собирать всякую ерунду... Половики какие-то, говорит... Ну, вот чего ты, а?

[Большая пауза. Вера поставила мешок на землю.]

Вера. Ах, так вот кто сплетни про меня по деревне распускает! Понятно! Да даже скотина безрогая, безмозглая так себя не ведет, как ты себя ведешь! Что ты делаешь, а? Где стыд у тебя? Ты кого воровкой называешь? Меня? Меня, да? Нет, ты меня так называешь, да? Меня?! Ах ты...

Тася. Ах ты... Да воровка ты и есть, самая натуральная! Гребешь и гребешь все к себе!

Вера. Что-о-о?!

Тася. Ни что, а. так, точно! Да я никогда в жизни ни у кого вот столечко не взяла, а ты воруешь и воруешь, все тянешь и тянешь! Да вся деревня знает, что у тебя руки как на клею! Да я никогда ни у кого в жизни вот столечко не взяла, вот полстолечко, а ты воруешь! Ага, скажешь, не так! Так точно! Еще и отпирается, посмотри-ка на нее! Половики, половики... Будто я не вижу, что она там такое несет! Не вижу я будто, что это валенки!

Вера. Люди добрые, да что же это такое творится, а? Это что такое, по какому праву? Ведь среди бела дня ни за что ни про что оскорбляют! Да что это такое; а?! Это ведь... это ведь черт те че и морда в саже это ведь! Чего тебе надо, чего ты, как собака, на людей кидаешься? Ну?!

Тася. Собака! Ишь! Да ты сама, если хочешь знать, собака! Поняла?! Собака, собака и есть!

Диалог 2

Тася. Иди отсюда. Иди отсюда. Иди, говорю. А то пенделя получишь сейчас под задницу.

Вера. Сама иди. Сама пенделя получишь. Твоя улица? Ну, скажи, твоя?

Тася. Моя!

Вера. Давно ли?

Тася. Давно.

Вера. Во-от. Кулацкий недобиток ты, больше никто. Вот она, кровь-то в тебе заговорила! Всю жизнь ваша породу шка за чужой счет жила! Батраков твои родители содержали! Что, думаешь, не знаю? Знаю! Кулацкий недобиток ты! Враг народа ты!

Тася. Господи, Господи, что говорит?! Что она говорит, что, что?! Ну ,всякую-превсякую мурню собирает! Ну, всякую! Господи, ну что она говорит, а? Ну, погоди, погоди, я вот напишу на тебя анонимку, напишу, напишу, поплачешь ты у меня! Поплачешь! Погоди, вот напишу! Поплачешь, поплачешь еще! Погоди вот!

Диалог 3

Вера. Ну как тебе, Тася, не стыдно, что ты такое наговариваешь попусту, скажи? Ведь девка у меня работящая, вся деревня это знает, а ты такое говоришь... Как тебе не совестно-то, Тася, зачем вот такими словами-то кидаться, а?

Тася. Да, работящая она у тебя! Как придет с работы, так свою Ару Пугачеву включит и орет на всю улицу! Уж без этой Ары жить не может...

Вера. Аллы.

Тася. Чего?

Вера. Алла ее зовут.

Тася. А я говорю: Ара, Ара, Ара! Я знаю, что сказала!

Вера. Дак после работы-то, Тася, после дойки-то, намантулилась, накожилилась там, ей ведь отдохнуть надо, вот и включает она свою... Ару Пугачеву. Детей пока нету, молодая, пусть играет...

Тася. Ай, не рабливала я дояркой, что ли? Кожилится она там, как же! Мы с тобой работали по молодости когда, дак не машиной, а руками, руками доили, ты вспомни - и ничего! Пришла с работы - вари мужу! Вот чем надо заниматься, а не Арой своей! А она что - варит? Ага. Как же. Держи карман шире. Варит она. Борщ с рогами. У бедного сыночка - те рёбра, рёбра, рёбра как в мешок складены будто, совсем уже дошел, бедный мой...

Вера. Какие рёбра? Да ведь он же от тебя, Тася, ведь только-только два месяца назад ушел, ну какие же тебе еще надо тут рёбра?

Тася. А такие рёбра! Такие вот! Не кормите вы его совсем, вот что! Кого угодно кормите, а мужика своего не кормите! Кошку, собаку, корову кормите, а мужика - не кормите! Два месяца уже!

Диалог 4

Вера. Тьфу! Там болит, тут болит... Значит, надо, по-твоему, к людям задираться, так? Приставать надо, так?

Тася. К кому я приставала?

Вера. Да хотя бы ко мне!

Тася. Нужна ты мне! (Кричит.) Ты мне вот лучше скажи: зачем она купила эти черепки?! На что? Зачем они ей понадобились? Зачем?!

Вера (спокойно). Не «черепки», а обеденный сервиз... Ну надо же, какие люди сплетники: уже тебе все доложили, все рассказали! Ну лишь бы языки чесать! Ну ничего нельзя сделать, все станет известно! Все! Вот люди, а?

Тася. Конечно, доложили! Я все ж таки мать, я ж должна знать, а вы мне и полслова не сказали! И не посоветовались даже! Могли бы и спросить: покупать нам или не покупать эти черепки! Им на что деньги на свадьбу дарили? А? На что? На дело? Или чтоб всё угрохали на эти черепки?

Вера. Не черепки, а сервиз.

Тася (не слушая). Дети пойдут, залезут в сервант, разобьют его и капец деньгам, капец, понимаешь? У-у, полудурки, чего они понимают. На всю деревню ославили, аж стыдно мне по улицам ходить! На всю! Эти черепки четыре года в магазине пылились, никто на них даже и смотреть не хотел, а они, полудурки, взяли и подобрали эту рухлядь!

Вера. Тася, не ври. Не ври, Тася. Знаешь ведь хорошо, что их привезли в магазин и их сразу же расхватали! Зачем вот опять людей обманывать?

Тася. Ой, да кто расхватал-то? Кто расхватал-то? Господи, расхватали... Их было-то всего два штуки. Расхватали! Учительница, дура, купила, деньги ей некуда было девать, да вы еще! Кому они нужны, черепки... Расхватали, расхватали... Тьфу, аж противно.

Вера. Ничего. Пусть стоит. Пусть стоит, красуется.

Тася. А-а, красуется, да? Красуется? Ну и хорошо. Ну и слава Богу! Правильно. Вот мое последнее слово: дала ему денег на мотоцикл - больше не дам! Где хочете - там и берите! Хватит с матери тянуть уже! Пусть зарабатывает с твоей дочкой вместе, раз такие умные стали, раз сервизы покупаете! Хватит тянуть с меня! Я и так ему недавно купила «жареные» джинсы. Вот и хватит!

Вера. «Вареные»...

Тася. Не ори. Зайца родишь. Поняла? Я лучше знаю. «Жареные», «жареные», «жареные»!

(Н. Коляда)

Основная стратегия, в рамках которой строит свое речевое поведение Тася, это стратегия разоблачения. Тактики, использованные ею для реализации данной стратегии, маркируют ситуацию как конфликтную.

Первая группа тактик направлена на то, чтобы подначить, унизить, обидеть партнера, спровоцировать его на неблаговидные ответные речевые действия. Они носят чаще всего агрессивный характер. Это следующие речевые тактики:

Инвектива, оскорбление: Да воровка ты и есть, самая натуральная! Да ты сама, если хочешь знать, собака. Собака, собака и есть! Учительница, дура, купила, деньги ей некуда было девать, да вы еще! и др.

Подначка: Я знаю, откуда они [валенки] у тебя, и знаю, куда ты их повезла. Все знаю, Вера; Никого же рядом нет, чего же ты так боишься? Никто нас не услышит; Какой у меня характер? Какой? Ну, какой? Какой, скажи? Какой? и др.

Обвинение: Наворовала шерсти на пимокатной, накатала себе валенков, а сейчас продаешь, ну?

Ирония: Да, работящая она у тебя! Как придет с работы, так свою Ару Пугачеву включит и орет на всю улицу!

Угроза: Иди, говорю. А то пенделя получишь сейчас под задницу; Ну погоди, погоди, я вот напишу на тебя анонимку, напишу, напишу, поплачешь ты у меня. Поплачешь! Погоди, вот напишу! Поплачешь, поплачешь еще! Погоди вот!

Провокация: Все знаешь про дочку про свою любимую или нет? Знаешь?

Наговор, очернительство: Это она, товарищи, бросила пачку дрожжей тете Фае позавчера в у борную. Она это, это она, тетя Фая, она! Да кто же не знает, что ты, ты, ты бражку ставишь. Всем ты известная пропойца.

Упрек: Да еще болезнь у твоей дочки: как поест, так спать ее клонит; Широко больно живете, не по средствам. Деньги туда-сюда - швырь-швырь, швырь-швырь…;А она что - варит? Ага. Как же держи карман шире. У бедного сыночка - те ребра... как в мешок складены, совсем уже дошел, бедный мой...

Использование агрессивных, конфликтных тактик сопровождается:

— оценками достоверности сообщаемой собеседницей информации (Да у тебя язык, как у той собаки хвост болтается, а? Про что ты такое мелешь тварюга? Нет вы только послушайте, какую она чупуху собирает. Чу-пу-ху! Натуральную. Самую чупуховину! Что она болтает такое, в голову такое не взойдет. Что ей в бошку ударило? Все врет от начала до конца! Вот что выдумала, вот что ей в голову пустую взбрендило! Ну всякую-превсякую мурню собирает),

— оценками убедительности ролевого поведения собеседницы (Грамотные какие - и-и... Газетки они про Гондураса почитывают.);

— оценками интеллектуальных способностей, нравственных качеств, характера собеседницы, ее поступков (Ты, «Руки-на-клею». Тебя хлебом не корми, дай только деньги мужи-ковы проездить. То туда, то сюда. Бессовестная! Да ты за трояк в церкви пернешь... И не покраснеешь, вот такушки! А потом ходит по деревне и продает, что там купила. Про тебя про спекулянтку вся деревня знает...).

Вторая группа тактик направлена на самозащиту, повышение статуса собственного Я, на блокирование действий собеседницы, укрепление своего коммуникативного статуса:

Самоутверждение: Да я никогда в жизни у кого вот столечко не взяла да я ни у кого никогда в жизни и копейки чужой не взяла, не воровала шерсть, как ты, не продавала валенки, не спекулировала, как ты!

Самоукрупнение: Я все ваши действия наскрозь вижу, все наперед знаю, что сделаете! Все-все-все. Я знаю, что сказала!

Запрет: Замолчи!!!! Заткнись!!!!!

Поучения: Пришла с работы - вари мужу. Вот чем надо заниматься, а не Арой своей.

Успокаивается Тася только тогда, когда собеседник признается в своих отрицательных качествах или поступках, и это дает ей возможность осудить его, почувствовать себя увереннее, подняться над ним и применить новые активные действия против партнера (Ой-ей-ей!.. До негоже вы дожили, как вы спустились, как вам не стыдно, а? Ну надо же до такого дойти, а?).

Таким образом, используемые конфликтные коммуникативные тактики, грубопросторечная и негативная оценочная лексика, стоящая за пределами литературного языка, ярко маркируют ККА и его участника как конфликтную личность.

Характеристика коммуниканта конфликтного типа, как видим, включает в себя очень многие параметры и тем не менее не исчерпывает всех свойств такой личности. Существуют различные подтипы этого типа коммуникантов.

Прежде всего, это эмоциональный и рациональный подтипы. Эмоциональное поведение личности, относящейся к первому подтипу, не основывается на сколь-нибудь продуманной стратегии, представляет серию непосредственных реакций на внешние воздействия, ориентацию на сиюминутные требования ситуации, отсутствие видения перспективы (пример - Тася Гагарина). Рациональное поведение предполагает планирование действий, умение говорящего оценивать ситуацию, осуществлять самоконтроль и контроль за поведением собеседника. Для людей такого типа конфликт - средство достижения своих целей. Они провоцируют конфликт и, владея техникой общения и зная законы и механизмы развития конфликта, используют его в своих интересах. Такой тип личности можно назвать еще целенаправленно-конфликтным. Обычно это психически устойчивая личность, не склонная к эмоциям и импульсивному поведению.

Все люди в реальном поведении в той или иной степени конфликтны. Но среди них есть личности ситуативно-конфликтные и перманентно-конфликтные. Для первой разновидности людей конфликтность не свойство характера, а следствие конкретной ситуации. Их готовность в отдельных случаях идти на конфликт вызывается отсутствием иного выхода в данной конкретной ситуации. Уровень конфликтности может резко повыситься под влиянием неблагоприятных обстоятельств.

Вторая разновидность людей - индивиды, для которых конфликтность - постоянное свойство их поведения, вытекающее из особенностей характера.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Развитие орфографической зоркости
О некоторых принципах выявления поэтизмов в прозаическом тексте (Гиппократов Корпус)
Базовые характеристики управленческой коммуникации: управленческий дискурс
Русский язык в региональном аспекте
Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Вернуться к списку публикаций