2011-08-06 22:30:51
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Условия выбора варианта сценария



Условия выбора варианта сценария


Как показал анализ коммуникативных сценариев трех речевых жанров, протекание КА тем конфликтнее, чем активнее субъект речи старается воздействовать на собеседника и достичь своей цели. При этом цель проинформировать собеседника о чем-либо не требует особых усилий говорящего, направленных на S2. Во всех предложенных сценариях главной, первостепенной целью взаимодействия является речевое воздействие. Общение разворачивается не с целью передать собеседнику некую информацию, оно подчинено гораздо более прагматической цели: воздействовать на психику собеседника, его эмоциональное состояние, побудить его к совершению или несовершению некоторых поступков, изменить мнение S2 о предмете речи или о говорящем. Достижение этих целей предполагает регуляцию поведения S2.

Под речевым воздействием (РВ), таким образом, понимается «регуляция деятельности одного человека другим при помощи речи». В широком смысле РВ понимается как любое речевое общение, взятое в аспекте его целеполагания, целевой обусловленности, это речевое общение, описанное с позиции одного из коммуникантов. РВ в узком смысле - это общение в системе средств массовой информации (СМИ), оно используется в структуре координативных, социальных взаимодействий коммуникантов, связанных отношениями равноправного сотрудничества, а не только формальными/неформальными отношениями субординации. В последние два-три десятилетия особое внимание уделяется исследованию РВ в системе средств массовой информации. Это обусловлено, прежде всего, расширением функции СМИ (радио, телевидения, прессы), обострением политической и экономической борьбы, усилением влияния на сознание людей наглядной агитации, рекламы, направленных на формирование общественного мнения. Воздействие, направленное не на одного конкретного человека, а на многих, и не контактно (непосредственно), а дистантно, не всегда должным образом воспринимается субъектом.

Современный человек живет в условиях постоянного РВ не только через СМИ, но и в процессе повседневного межличностного общения. Он оказывается объектом воздействия других людей, да и сам часто становится субъектом РВ. В связи с этим мы рассматриваем РВ в широком смысле, с позиций субъекта РВ, регулирующего в процессе общения деятельность другого человека в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. Кроме того, научные исследования последних лет показали, что нет принципиальных отличий в механизмах РВ при так называемом «равноправном сотрудничестве» и «отношениях субординации». Объектом воздействия оказывается партнер по коммуникации, а прагматической задачей субъекта РВ является регуляция деятельности объекта воздействия: побудить S2 изменить характер деятельности, повлиять на принятые им решения, изменить его представление о мире.

С точки зрения S1 общение строится как целенаправленное побуждение к совершению какой-либо деятельности со стороны S2, который становится объектом РВ. Неречевой целью РВ является изменение поведения объекта воздействия (V) в соответствии с интересами и потребностями субъекта общения. Эта цель ставится в том случае, если нормальное течение коммуникативного акта не располагает к желательным для S1 действиям. S1 хочет изменить ход событий: заставить V выполнить свою волю, изменить его поведение или эмоциональное состояние, повлиять на его знания, мнение или представление о ком-либо или чем-либо. Целью РВ является привлечение таких средств и способов (лингвистических и психологических), которые будут иметь максимальный воздействующий эффект и которые помогут S речи наиболее успешно (оптимально) решить неречевую цель. S1 речи вынужден «занять позицию», осуществить выбор воздействующих средств из тех вариантов, которые ему предоставляют язык и речь. Социальное воздействие S речи на V определяется по его результатам или последствиям этого РВ, совершенно независимо от того, является ли результат преднамеренным или нет.

В зависимости от характера выбора средств воздействия дискурс может быть двух типов: обычный разговор и персуазивный дискурс. Обычный разговор - это равноправная коммуникация партнеров, персуазивный дискурс - неравноправная коммуникация, в которой осуществляется целенаправленная попытка воздействия одного из коммуникантов на другого. В персуазивном дискурсе нет координативных отношений между субъектами взаимодействия, нет равноправного сотрудничества. Обычный разговор и персуазивный дискурс различаются степенью интенсивности воздействия. Воздействующий эффект обычного разговора в нашей повседневной жизни можно продемонстрировать на следующем примере:

Несколько друзей пьют в компании. На столе бутылка. Ровно половина ее содержимого выпита. Практически одновременно Джон и Питер замечают:

Питер: Бутылка уже наполовину пустая.

Джон: Бутылка все еще наполовину полная.

Питер, как отмечает Р. М. Блакар, с его выбором выражений мог бы привести в уныние самую веселую компанию, тогда как выбор слов, произведенный Джоном, мог бы оживить празднество, даже если оно близилось к концу. Пример показывает, что ив обычном разговоре сделанный выбор языковых и речевых средств, осуществляемый отправителем сообщения, если даже он старался «выражаться объективно», воздействует на представление, получаемое реципиентом.

Персуазивный дискурс маркируется более интенсивным воздействием на V речи. РВ в нем может быть сведено к императивному требованию, например, в социальных отношениях субординации выше (S) - ниже (V). Могут быть использованы интенсивные речевые тактики приказа, просьбы, требования, а также обвинения, оскорбления, угрозы и т.п. Высокая степень интенсивности регулирования деятельности или состояния своего собеседника позволяет считать эти речевые тактики более конфликтными, нежели остальные, например, убеждение, рекомендации, советы и т. д. Некоторые из них ограничивают действия собеседника предлагаемой альтернативой. Примером тому может служить речевая тактика угрозы.

Средства РВ разнообразны. Они варьируются от прямых речевых действий до скрытых, косвенных. Выбор тех или иных средств воздействия определяется репертуаром, которым владеет говорящий и который характеризует его индивидуальный тактический стиль .и тип личности в целом.

Степень конфликтности общения зависит не только от выбора средств и способов РВ, но и от степени осознанности воздействия. Как отмечает В. И. Карасик, существует намеренное (интенсиональное) воздействие и побочное (неинтенсиональное). Намеренное воздействие осуществляется, когда S осознает цель речевых действий и способы ее достижения. При неинтенсиональном РВ со стороны S воздействующий эффект достигается не намеренно, а как побочный результат. Данный аспект отражает осознанность РВ только с позиций одного из коммуникантов, а именно субъекта воздействия. Но непосредственно обусловливает конфликтность речевого взаимодействия осознание объектом направленного на него намеренного или ненамеренного РВ со стороны S. Конфликт может произойти только тогда, когда вторая сторона - участник коммуникации, на которого направлено РВ, - осознает, что речевые действия партнера по коммуникации направлены против его интересов. Это осознание провоцирует V предпринять ответные действия против S. В случае, если осознания воздействия не происходит, конфликта может не быть.

К условиям, определяющим выбор того или иного сценария поведения в рамках жанра, необходимо отнести и личности говорящего и слушающего с их коммуникативной компетентностью, знанием репертуара языковых и речевых средств, владением навыками вариативного поведения в условиях конкретной коммуникативной ситуации, стратегическими и тактическими предпочтениями, способностью адаптироваться к условиям речевого взаимодействия.


Третьякова Вера Степановна







Интересное:


Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Формирование системы культурных концептов в рамках когнитивных возможностей личности
Лингвокультурологический анализ урбанонимов
Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях
Стереотипность шлягера как текста массовой культуры
Вернуться к списку публикаций