2011-08-06 22:22:16
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев



Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев


На очередном этапе осуществления своей коммуникативной цели С прибегает к уже знакомому способу РВ - убеждению, используя старый аргумент: плохо тебе не будет. Далее С обращается к более весомому по воздействующей силе РЖ - уговорам, где в качестве аргументации применяются неоднократно используемые повторы одного и того же побуждения, суть которых сводится к тому, что О следует передать прокламации Арчилу. Также С использует нейтральное побуждение - инструкции, наставления, предложения, которые не обостряют ситуацию. С временно отказывается от второй цели - повлиять на взгляды О, поскольку создалась угроза неосуществления первостепенной цели. О в ответ на уговоры не дает прямого отказа выполнить просьбу - он негативно отзывается о той идее, которая заставляет С совершать подобные действия (косвенный отказ). Использование С оценочного (эмотивного) РЖ похвалы (Это ты хорошо задумал) относится к психологическим средствам РВ. Цель его использования - поддержать настроение О, улучшить его самочувствие и на этом положительном эмоциональном фоне продолжить воздействие. Эмоциональный фон на данном этапе диалога тем не менее напряженный, что связано с интенсивностью воздействия С на О и неравноправноправием положения, которое стало складываться не в пользу О: вербальное и психологическое давление ощущается все сильнее. Напряжение вызвано еще и тем, что О не находит аргументов для прямого отказа и его возражение сводится к минимуму - одной реплике.


Шестой диалог. Коммуникативный сценарий 6: убеждение, уговоры, внушение - отказ

С - А если так, то постой, погоди, погоди! Тогда выслушай меня. Я давно знаю тебя. Интересно, что можно сказать о тебе? Подумаем. Первое: ты - человек порядочный. Загибай один палец. И; конечно, если бы это было не так, я не стал бы тебя просить. Второе: ты - человек, безусловно, развитой, я бы сказал даже - на редкость развитой. Не красней, пожалуйста, я искренне говорю. И, наконец, последний палец, третий: ты - начитанный человек, это очень ценно. Итак, неужели ты, при этих перечисленных мною блестящих твоих качествах, не понимаешь, что долг каждого честного человека бороться с тем гнусным явлением, благодаря которому задавлена и живет под гнетом в бесправии многомиллионная страна? Как имя этому явлению? Ему имя - самодержавие. Вот в конце этого листка и стоят простые, но значительные слова: долой самодержавие! В чем же дело?..

О - Аминь! А передавать листки не буду.


В шестом диалоге неравноправие собеседников усиливается. С берет инициативу в свои руки, его роль в диалоге доминирующая, свое высказывание он превращает в монолог, в котором использует широчайший репертуар воздействующих средств, главные из них - убеждение, о котором говорит характер аргументов, и внушение - психологическая уловка, успешно применяемая в устном споре: громкий, внушительный голос; спокойная, отчетливая, авторитетная манера говорить; убежденность в своей правоте. Как отмечает С. И. Поварнин, «внешняя убедительность» - убедительный тон и манера - часто убедительнее самого основательного довода, в ней секрет проповеди многих фанатиков, к которым, безусловно, можно отнести С. Эмоциональное воздействие, каким является внушение, расшатывает волю слушателей и направляет их внимание в желательное русло. Подобного рода воздействия повышают восприимчивость слушающего, подготавливают почву для более существенных воздействий: Таким средством для С оказывается комплимент, который по степени воздействующего эффекта также относится к числу наиболее сильных средств.

С проявляет себя знатоком человеческой души, он пользуется обычной для человека слабостью - казаться лучше, чем есть на самом деле, - и делает ставку на самолюбие. Он «подмазывает» душу О лестью и тем самым открывает ворота для дальнейших воздействий. Фраза Неужели ты, при этих перечисленных мною блестящих твоих качествах, не понимаешь... свидетельствует о сознательном использовании С приемов комплимента и «подмазывания» аргумента. Значение фразы долг каждого человека бороться с тем гнусным явлением... эксплицируется при оценочном преобразовании данной информации: если ты не будешь бороться с этим гнусным явлением, то ты - нечестный человек. Прагматическое значение заключается в следующем: ты можешь стать объектом общественного осуждения. Поэтому во фразе звучит угроза социального неодобрения поведения О, после которой С вправе был ожидать от О ответа типа: Я понимаю... или Хорошо, хорошо, я как человек порядочный обязательно сделаю это, чтобы не быть осужденным честными людьми.

Для того чтобы действовать наверняка, С использует все свое красноречие (...Долг каждого честного человека...), задает риторические вопросы и отвечает на них, играет красивыми словами и дает «злостные» клички. Такая эмоциональная манера может воздействовать на оценочные установки адресата или послужить запуском «механизма» эмоционального «заражения» или «сочувствия». А главное, все это отвлекает внимание от проверки достоверности содержания, оно преподносится как истина, которую нельзя не признать, а ее автор воспринимается как носитель высоких нравственных идей.


Седьмой диалог. Коммуникативный сценарий 7: внушение, убеждение - уступка

С - Так, в этой беседе выяснилось еще одно твое качество. Ты, оказывается, человек упорный. Кроме того, ты, может быть, подумал, что я тебя агитирую? Боже спаси! Зачем мне это надо? Я прошу тебя выслушать совсем другое. Я забыл сказать, что ты - хороший товарищ. Как же ты не можешь сообразить, что я с Арчилом видеться ни в коем случае не должен. А дело между тем спешное. Их ведь только что отпечатали, скажу тебе по секрету. Что же тебе стоит помочь твоим товарищам?

О - Сколько их, говори?

С продолжает использовать те же способы воздействия, что и в шестом диалоге: внушение, комплименты, похвала (Ты - человек упорный, ты - хороший товарищ), «подмазывание» аргумента, убеждение (Что же тебе стоит...?): С подбирает новые способы воздействия. Он понимает, что О может осознать намеренное воздействие на него, и, чтобы разубедить его, сам опровергает это, не дожидаясь упрека или очередного отказа. Создание атмосферы особой доверительности, интимности - скажу тебе по секрету - еще один прием, оптимизирующий воздействие. Усилия: С вознаграждаются первой уступкой О.


Восьмой диалог. Коммуникативный сценарий 8: убеждение - согласие

С - Десять штук всего. Да они тебя не обременят. Они на тонкой бумаге напечатаны. Посмотри, какой шрифт хороший.

О - Вот принесло меня к тебе прощаться! Ну, так и быть, давай; Арчил-то меня не подведет?

С использует убеждение (доводы те же: тебе не будет трудно это выполнить) и прием отвлечения О на внешние обстоятельства (Посмотри, какой шрифт хороший); признав которые он не сможет отказаться и от другого, главного, ради чего затевался весь разговор. Ответив согласием, О выражает очень противоречивые чувства: и сожаление по поводу того, что встретился с С и завел этот разговор, и опасение за последствия своего согласия.

Таким образом, коммуникативный и психологический анализ в рамках коммуникативной схемы «просьба - согласие» (структурной схемы «субъект-объект») позволяет адекватно отразить деятельность коммуникантов и выявить взгляды, ценностные представления, убеждения С, которые определяются его принадлежностью к политической партии - РКП(б) и предопределяют их потребности, мотивы и установки. Ценностные установки формируют стратегический замысел, коммуникативные (неречевые и речевые) цели С, для достижения которых им используется богатый репертуар средств воздействия на О, прямых и скрытых, позволительных и непозволительных.

С осознанно использует разнообразные речевые способы воздействия на сознание и поступки своего собеседника: посредством манипуляции (маскируемой власти), при которой использование определенных средств - языковых, речевых, психологических - обусловливает поведение адресата; посредством вербального и эмоционального давления, которое вынуждает О изменить свое поведение; посредством убеждений, уговоров, внушений, которые изменяют восприятие содержания КА получателем. Причем градация их по силе воздействия растет от диалога к диалогу: от побуждения к убеждению, от убеждения к уговорам, от уговоров к различным психологическим приемам внушения.

В акте коммуникации С ведет себя как активный и опытный собеседник. Он продуцирует текст, руководствуясь стратегическим замыслом речи, максимально стремясь к достижению своей коммуникативной цели. Его речевое поведение характеризуется модальностью уверенности, захватом инициативы, доминированием в диалоге, быстрой адаптацией к изменениям ситуации, умением распознавать образ собеседника и образ дискурса.

Речевые стратегии и тактики, реализуемые в рамках РЖ «просьба - согласие», можно рассматривать как образец речевого воздействия S1 на S2 с целью изменения его поведения. Внутри этих жанров разворачиваются коммуникативно обусловленные сценарии (см. сценарии 1-8); характеризующиеся сменой речевых действий S1 и S2 в пределах трансакции и сетью разнообразных дополнительных речевых действий. Их можно представить в виде следующего алгоритма речевых действий (рис. 1). Чем левее позиция в алгоритме, тем она бесконфликтнее. По мере продвижения вправо вырастает сила воздействия S1 на S2 и, следовательно, конфликтность их взаимодействия. Так, угроза более конфликтна, чем упрек, а упрек более конфликтен, чем уговоры и убеждения, и т. д.


Схема-алгоритм речевых действия в рамках РЖ просьбы

Рис. 1. Схема-алгоритм речевых действия в рамках РЖ просьбы


Фреймовый характер тем «просьба», «согласие», «отказ» и их сценарное воплощение позволяют говорящему упорядочивать развертывание интеракции, благодаря унифицированной организации данных речевых структур. Имплицитное владение этим специфическим способом представления знаний обеспечивает говорящему возможность предвосхитить действия другого человека, построить план ожидаемых действий и тем самым избежать неожиданностей в своих речевых поступках и непредсказуемых реакций при взаимодействии с собеседником, которые бы неизменно привели к неудаче.

Таким образом, в наблюдаемом дискурсе побуждение движется от мягкого (просьба, убеждения, уговоры) к нейтральному (инструкция, наставления, предложения), а далее - к категоричному (упрек, угроза, интенсивное эмоциональное воздействие-внушение). Решающим фактором в таком движении диалога является отношение S1 и S2 к осуществлению действия: заинтересованность S1 (С) в совершении адресатом действия и незаинтересованность S2 в совершении императивного действия (см. коммуникативные цели С и О, концепцию О); признание S1 (С) объективной необходимости осуществления данного действия - непризнание целесообразности его выполнения S2 (О) и негативное отношение к идее, которая это побуждение вызвала (Бессмыслица это все! Все это ваши бредни!).

Среди факторов, определяющих то, как сложилась интеракция, можно назвать квантификативность (число адресатов): побудительность, обращенную ко всем (массовая), к некоторым (избирательная) и к конкретному лицу (индивидуальная). Известно, что обращенность побуждения к конкретному лицу воспринимается как более интенсивное побуждение, нежели обращенность ко многим, и имеет соответствующее (интенсивное) сопротивление побуждению.


Третьякова Вера Степановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Тема «человек и природа» в науке и литературе 1920-30-х гг.
Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов
Методологический и методический аспекты описания речевого конфликта
Новая урбанонимия Лондона, Москвы и Парижа
Базовые характеристики управленческой коммуникации: управленческий дискурс
Вернуться к списку публикаций