2011-08-06 22:22:16
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев



Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев


Коммуникативные сценарии замечания

Замечание относится к числу двузначных (промежуточных) речевых жанров, т.е. в зависимости от условий КА замечание может быть как кооперативным, так и конфронтационным. Стратегическая направленность на сотрудничество - доброжелательный тон, выражающий искреннее желание говорящего придать диалогу положительный эмоциональный фон и конструктивность - характеризует замечание как положительную тактику. Стратегическая установка на конфликт - категоричность замечания, интенсивность воздействия, назидательный или обвинительный тон, авторитарность - характеризует замечание как негативную тактику.

В соответствии с существующей классификацией РЖ по коммуникативной цели говорящего мы относим замечание к императивным речевым жанрам (в одном ряду с информативными и эмотивными), поскольку основная коммуникативная цель говорящего не информировать (ср. информативные РЖ типа сообщения, подтверждения, запроса, согласия и т.п.) и не воздействовать на мир личностных ощущений, самочувствий коммуникантов (ср. эмотивные РЖ, примером которых могут служить похвала или хула, одобрение или упрек), а изменить поведение своего собеседника, побудить его к определенным поступкам и/или речевым действиям, содействовать осуществлению событий реальной действительности (ср. императивные РЖ, например, приказ, просьба, запрет, мольба, совет, рекомендация, распоряжение, обещание и т.п.).

Замечание - это комплексный речевой жанр. Как правило, оно включает в свой состав побудительный РЖ (например, просьбу, или совет, или приказ, или требование, или запрет, или убеждение и др.) и информативный (сообщение или объяснение): Не разговаривай - мешаешь другим. Иногда замечание может быть выражено только одной частью: В аудитории шумно! Побуждение в этом случае имплицировано, но оно легко определяется: Не шумите! Потише, пожалуйста!

Замечание как речевая тактика может включать разнообразные коммуникативные (речевые) шага: обращение, приветствие, риторический вопрос, шутку и некоторые другие. Они, как релевантные фрагменты речевой тактики замечания, формируют качественное ее развитие, поддерживают необходимую положительную тональность общения. Их отсутствие говорит, скорее всего, о том, что S речи, высказывающий замечание, не намерен заботиться об эмоциональном и психологическом состоянии адресата. Таким образом, замечание как речевая тактика - это императивное речевое действие или цепочка речевых действий, имеющих целью изменение поведения собеседника или эмоционального состояния.

Построим анкету речевого жанра (речевой тактики) замечания.

Коммуникативная цель: воздействовать на адресата, побудить его изменить свое поведение или состояние; ослабить или устранить негативные действия или последствия, причиной которых является адресат.

Концепция автора: говорящий предполагает, что адресат является причиной каких-либо огорчений автора (или кого-либо, чьи интересы ему не безразличны), и намерен изменить поведение адресата, т.е. он лично заинтересован в достижении указанной коммуникативной цели.

Концепция адресата: не обладает немедленной готовностью изменить свое поведение, однако может подчиниться побуждению, направленному на него, равно как и воспротивиться этому воздействию.

Событийное содержание: замечание включает побуждение адресата к изменению его поведения и сообщение о причинах целесообразности этого изменения.

Фактор коммуникативного прошлого (коммуникативный контекст): замечание - реактивная речевая тактика, так как мотивировано какими-либо предшествующими высказываниями (или поступками), реакцией на которые оно является.

Фактор коммуникативного будущего (коммуникативный контекст): предполагает реакцию адресата в виде выполнения побуждения или словесного выражения, реализующегося в речевых тактиках извинения (Извините), согласия (Да, я согласен: так нельзя себя вести), оправдания (Я не хотел, я не думал, что...), обещания (Мы больше не будем), объяснения (Я просто объяснял Паше задание) и т.п. или несогласия (Вы вначале докажите, что это я скрипел), лжи (Это не я), игнорирования автора или темы (Подумаешь! Велика беда! Молчание. Продолжение нежелательных для S действий.), угрозы (Повыступай еще!), оскорбления (Сама дура!) и т.п.

Языковое воплощение: замечание включает в свой состав, во-первых, конструкции, выражающие прямо или косвенно побудительные интенции; а во-вторых, аргументированное сообщение, обосновывающее побуждение.

Отрицательный эмоциональный фон при использовании речевой тактики замечания формируется за счет ограничения возможностей выбора действий адресатом. Это свойственно конфликтным речевым тактикам, цель которых воздействовать на адресата, побудить его делать или не делать что-либо. Если при этом выбираются интенсивные, экспрессивно-эмоциональные средства языка, то воздействующий эффект усиливается и взаимодействие становится тем конфликтнее, чем активнее эти средства используются для достижения цели.

Рассмотрим на конкретных диалогах, как реализуется определенное нами содержание основных компонентов речевого жанра «замечание».

Чаще, чем в других сферах деятельности, замечание используется в профессиональной речи педагогов. Этот факт объясняется социальными позициями коммуникантов: «учитель - ученик», «взрослый - ребенок» («старший - младший»); характером их деятельности: учитель управляет учебным процессом, воздействует на ученика. Делает он это разными средствами и способами. Выбор оптимальных средств языка и способов их комбинации позволяет учителю быть гибким в управлении учебной деятельностью, мягко воздействовать на ученика. Это качество проявляется в способности владеть собой, в умении не раздражаться, видя ошибку ученика или какое-либо нарушение с его стороны, быть снисходительным к тому, что кажется ошибочным. Педагогический такт проявляется в умении корректно сделать замечание, поправить ученика, в желании и умении понять его.

Наблюдая за поведением учителя в конкретных коммуникативных ситуациях, мы видим проявление той или иной установки на общение. Рассмотрим для примера типичную учебную ситуацию: идет контрольная работа, два ученика разговаривают. На основе экспериментальных данных, которые были получены нами в результате опроса учителей школ г. Екатеринбурга, мы смоделировали диалоги в данной ситуации и построили коммуникативно обусловленные сценарии РЖ замечания (У - учитель, Р - ученик).

Сценарий 1

У - Румянцев, хватит болтать.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У (резким тоном) - Надо было поднять руку и не мешать другим.


Сценарий 2

У - Прекратите разговоры.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У - Замолчите. Последнее замечание - оценка на балл ниже.


Сценарий 3

У - Не разговаривать - поставлю двойки.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У - Ты еще будешь со мной пререкаться? Выйди вон.


Сценарий 4

У - Роме не терпится получить двойку.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У - На контрольной работе каждый работает самостоятельно.


Сценарий 5

У - Кто-то у нас разговорился.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У - А я и не знала, что задание теперь объясняешь ты. Спасибо за помощь (тон доброжелательный, слегка ироничный).


Сценарий 6

У - Рома, не разговаривай.

Р - Извините, Татьяна Николаевна, я просто объяснял Паше задание.

У - Одним помогаешь - другим мешаешь.


Напряженность в начале диалога, которая задается учителем первой репликой в большинстве сценариев (обещание негативных последствий - угроза (сценарии 2, 3), категоричность замечаний - приказ, требование, запрет (сценарии 1, 2), резкость интонации (сценарии 1, 2), нарушение коммуникативных норм и т.п.), снимается тем, что ученик объясняет причину нарушения правил выполнения контрольной работы, соблюдает этику поведения (обращение, извинение), обнаруживая тем самым свою ориентацию на собеседника. Речевое поведение ученика в пределах коммуникативной нормы нами было задано преднамеренно, чтобы не провоцировать учителя на ответные нарушения норм поведения. Хотя стоит отметить, что в перекрестном эксперименте, в котором ученики должны были смоделировать свое речевое поведение в этой же ситуации, на реплику-замечание учителя не разговаривать и обещание поставить двойку они отвечали более деликатно и менее стереотипно, нежели учителя: я понял, извините, мы больше не будем, я не думал. Свое поведение ученик строит в культурных рамках социальных ролей «младший-старший» и «ученик - учитель». Тем не менее, такая реплика ученика не вызывала уступку со стороны учителя. Эксперимент показал, что в восьми случаях из десяти ответ учителя содержит или угрозу, или приказ, или предписывающее замечание (сценарии 1, 2, 3). При этом учитель знал, что находится в условиях эксперимента, и все-таки обозначил свое речевое поведение невыгодно для себя (учителю была обещана анонимность и высказана просьба - смоделировать диалог так, как если бы он развивался в обычной ситуации). Возможно, сработал стереотип, который развился у учителя на данную ситуацию в процессе многолетней работы и негативно повлиял на его поведение в условиях эксперимента.

Учитель порой просто игнорирует поведение ученика (сценарий 4) и вновь стремится занять наступательную позицию. Это уже не реплика-реакция, а реплика-установка, которая будет озвучена вне зависимости от ответа ученика. Вместо логичного ответа-просьбы приступить к работе, сфокусированного на ответе ученика, а не на его личности, учитель, пользуясь позицией неравенства, обнаруживает обвинительные или назидательные стереотипы речевого поведения, вербальную нетерпимость к нарушению. В таком поведении проявляется установка педагога на конфликт - настрой на такое видение жизни и конкретной ситуации, когда человек мыслит конфликтными категориями, любое ненормативное поведение воспринимается неадекватно ситуации. Установка на конфликт, включенная в структуру межличностных отношений, прослеживается в авторитарном стиле поведения педагога. Лишь единичные ответы - два из десяти - позволяют диалогу развиваться гармонично, они ориентированы на собеседника, создают положительный эмоциональный фон, снимают напряженность в результате косвенной формы замечания (сценарий 5), учительской шутки, уступки, доброжелательного тона (сценарии 5, 6), объяснения причины побуждения к изменению поведения (сценарий 6).

Рассматриваемый тип диалогического взаимодействия - с установкой одного из коммуникантов на конфликт - характеризуется четким разделением ролей коммуникантов, выполнение которых обусловлено их социальными позициями. Эти социальные позиции изначально не равны: во-первых, ребенок (ученик) находится в положении зависимости от взрослого и, встречаясь с нарушениями коммуникативных норм с его стороны - грубостью, бестактностью, не может ответить тем же. Во-вторых, неравенство усиливается позицией, обусловленной деловыми отношениями «учитель - ученик»: ученик должен уважать учителя, не может возражать ему (учитель всегда прав, ты еще будешь со мной пререкаться, вы еще меня учить будете) и иметь собственное мнение (мал еще, это я решаю, можешь пойти к директору, я много этих ситуаций видела - посмотрим еще и т. д.). На почве профессиональной позиции старшего, главного в учебном процессе у учителя развивается синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать поведением тех, кто подчинен ему (ср. диалог на уроке: - Арифметику не знаешь? Сократи. - Вы же сказали, что можно не сокращать. - Пиши! (Ученик не пишет, ждет.) - Пиши! - Что пиши? (озлобленно). - Кто пойдет напишет? Шувалов к доске! Смотри сюда... Смотри! (раздраженно).

Пусковым механизмом подобной конфликтной формы реагирования на действительность является установка педагога на конфликт, сформировавшаяся под воздействием различных факторов. Это могут быть или глобальные социальные факторы, например, устройство педагогической системы в целом или в данном образовательном учреждении в частности; или факторы, обусловленные воспитанием или образованием будущего педагога, например, приобретение негативных образцов поведения в школе и семье, деструкция ожидания выпускника педагогического учебного заведения в столкновении с реальностью; или личностные факторы, связанные с психологическим типом личности педагога, его ценностными ориентациями, например, восприятие/невосприятие самоценности ученика; или ситуативные факторы, например, эмоциональное состояние к моменту взаимодействия, неприятности, плохое самочувствие и т. д. Установка проявляется в различных поступках учителя, но прежде всего в речи. Как отмечал Д.Н. Узнадзе, в установке субъекта нужно искать «корни всех значительных особенностей языка в действии».

Итак, замечание как речевой жанр (речевая тактика) относится к воздействующим жанрам (тактикам): цель субъекта речи побудить адресата к тем или иным действиям. Выбор средств побуждения зависит от разных факторов. В частности, характер замечания в сочетании с другими речевыми тактиками определяется, во-первых, социальными отношениями между S1 и S2: зависимость - независимость одного от другого (общение на равных или неравноправные позиции); во-вторых, отношением S1 и S2 к осуществлению действия: заинтересованность - незаинтересованность S1 в выполнении адресатом побуждения к действию и S2 - в совершении императивного действия, признание адресатом целесообразности и необходимости осуществления действия, к которому субъект побуждает адресата; в-третьих, информацией о самих субъектах КА: их психологической и коммуникативной установках, уровне речевой культуры. Сочетание этих факторов определяет то, как сложится взаимодействие.

Таким образом, коммуникативные сценарии замечания могут быть разными: положительными и отрицательными.

Сценарий 1. Я побуждаю тебя к изменению поведения или эмоционального состояния, чтобы ослабить или устранить вероятные негативные последствия твоих действий, и выражаю при этом свое положительное отношение к тебе, потому что хочу помочь тебе (и другим).

Сценарий 2. Я побуждаю тебя к изменению поведения или эмоционального состояния, чтобы ослабить или устранить вероятные нежелательные последствия твоих действий, и выражаю при этом негативное отношение к тебе, потому что недоволен тобой.

В основе сценариев лежат разные прагматические цели говорящего, которые выражены в последней части каждого сценария. Они, как правило, не эксплицируются в РЖ замечания, но именно они определяют выбор говорящим того или иного сценария, его качественное содержание и направляют коммуникацию в гармонию или конфликт.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Диалог культур в творческом сознании И.С. Тургенева
Методологический и методический аспекты описания речевого конфликта
Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Языковые маркеры дисгармонии и конфликта в КА
Импорт концепта «management» в русскую лингвокультуру
Вернуться к списку публикаций