2011-08-06 22:22:16
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев



Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев


Речевую тактику, воплощенную в материале, согласно теории речевых жанров, можно квалифицировать как речевой жанр (РЖ); Одно и то же речевое явление в разных теориях именуется по-разному: в теории речевых жанров используется термин «речевой жанр», в теории речевой деятельности - «речевая (коммуникативная) тактика». Сходство в номинациях речевых тактик и речевых жанров (речевая тактика просьбы, угрозы, комплимента и речевой жанр просьбы, угрозы, комплимента) может создать иллюзию тождественности данных понятий. Однако это не так. Несмотря на то, что эти понятия многое сближает - как те, так и другие имеют общие лингвистические признаки (языковое воплощение), решают одну и ту же коммуникативную задачу, для них является определяющей категория адресанта, - можно говорить об их специфике. Речевая тактика - это процессуальная единица, конкретное речевое действие во взаимодействии коммуникантов, а речевой жанр - это явление переходное между языком и речью, это не совсем язык, но и «не совсем речь», это единица языка и речи, обращенная к сфере текстов, высказываний как результату речевых действий. Как отмечают жанроведы, жанры - это не коммуникация, а «типическая форма индивидуальных высказываний», которая привносит в речь и коммуникацию системность, стандарт и семантическое начало (по Э. Бенвинисту). Поэтому объектом анализа теории речевой деятельности является процесс порождения высказывания с учетом всего коммуникативного контекста, в том числе социальных и психологических факторов, обусловливающих общение, а объектом анализа теории речевых жанров служит высказывание, как типичный текст, построенный по определенным канонам, существующим в культуре, вне ситуативных факторов конкретного общения. Речевые жанры рассматриваются в жанроведении главным образом с позиции говорящего (адресанта), преимущественное внимание уделяется целям и интенциям адресанта, что исключает собственно диалогический, коммуникативный аспект речевых жанров. «Фактор адресата» не всегда учитывается с должной полнотой при описании речевых жанров, хотя в некоторых работах этот параметр входит в систему характеристик речевых жанров. Внимание к этому аспекту определило появление нового направления в современном жанроведении - прагматического, которое представляет собой рассмотрение речевых жанров в широком контексте национально-речевой, социальной, духовной культуры.

Речевая тактика рассматривается нами не только в связи с «человеком говорящим»-, но непременно в диалогическом контексте данной коммуникативной ситуации, с учетом концепции адресата (мотив, цель, замысел, интенция, речеповедение), ее корректировки в зависимости от условий диалогического взаимодействия и его (адресата) перлокутивных состояний.

Понятия «речевой жанр» и «речевая тактика» различаются также по тому, какая коммуникативная цель решается в высказывании с их помощью. РЖ имеет одну определенную цель. На противопоставленности коммуникативной цели строятся классификации речевых жанров Н. Д. Арутюновой, Т.В. Шмелевой. Так, Н. Д. Арутюнова выделяет пять типов диалога по этому критерию: информативный диалог, прескриптивный диалог, обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (спор, дискуссия), диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений, праздноречевые жанры. Т.В. Шмелева предлагает типологию речевых жанров на подобном основании. Она выделяет четыре типа РЖ: информативные, императивные, этикетные, или перформативные, и оценочные. Речевая тактика может иметь несколько целей, основную и второстепенную, которые в процессе общения могут варьироваться по значимости: основная цель может стать второстепенной, если, например, субъект речи понимает невозможность ее достижения, и откладывает ее решение на более поздний этап общения, в то время как второстепенная цель (или скрытая) - например, установление контакта, создание положительной тональности взаимодействия - может стать основной. Скрытые цели остаются за рамками речевого жанра.

Поскольку собственно процессуальный и результативный аспекты КА неразрывно связаны, мы не хотим противопоставлять понятия речевой тактики и речевого жанра, желая обеспечить себе возможность обращения как к тому, так и к другому термину при анализе речевого конфликта. При описании речевого конфликта мы будем опираться на достижения прагматического жанроведения, в котором разработаны объективные критерии характеристики высказывания как типа текста. В качестве модели описания мы возьмем «анкету речевого жанра», предложенную Т. В. Шмелевой, отражающую следующие типовые признаки речевого жанра: что было (предшествовало ее применению) и что будет потом (последствия ее применения); что (содержание речи) и как (языковое и речевое воплощение) говорится субъектом речи и адресатом.

Существуют вторичные (сложные), комплексные, многоактные жанры. Вторичные, или комплексные, или многоактные РЖ противопоставляются соответственно первичным (простым), элементарным, одноактным жанрам и характеризуются тем, что они объединяют типы текстов, в состав которых в качестве компонентов входят тексты определенных жанров. Например, комплимент как элементарный РЖ может входить в качестве компонента в состав комплексных речевых жанров поздравления (Поздравляем очаровательную, милую Надежду Станиславовну), пожелания (Пусть долгие годы не иссякает родник вашей мудрости), тоста (Я пью за вашу красоту), объяснения в любви («...очи страстные и прекрасные, как люблю я вас!»); приветствия (Здравствуй, красавица!); знакомства (Я почел бы зачесть познакомиться с вами поближе), признания («...То верно б, кроме вас, одной, невесты не искал иной») и др.

Представляет интерес такой параметр, как последствия применения РЖ, которые во многом определяются тем, в рамках какого РЖ происходит социальное взаимодействие. Информативные РЖ, например, сообщение, чаще всего не включают конфликтосодержащих компонентов, и обычно при их использовании не ожидается негативных последствий. Другое дело - побудительные, воздействующие РЖ. Их применение субъектом речи направлено на побуждение адресата к тем или иным действиям, на изменение его состояния, на корректировку его картины мира. Осознание адресатом направленного на него воздействия часто вызывает сопротивление. Степень побуждения может быть разной: «мягкое» побуждение реализуется в РЖ просьбы, убеждения, уговоров и др.; нейтральное - в РЖ замечания, предложения, совета, инструкции и др.; категоричное - в РЖ угрозы, приказа, требования, запрета и т.п. Соответственно, чем интенсивней воздействие S1, тем активней сопротивление S2 и тем конфликтнее взаимодействие. На примере различных по силе речевого воздействия (РВ) жанров - угрозы, замечания, просьбы - рассмотрим языковые и речевые средства, определяющие взаимодействие как конфликтное.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Натурфилософская концепция М. Горького в публицистике 1920-30-х гг.
Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях
Проблема переименований внутригородских объектов
Жанры речи как функционально-стилистический феномен (вопросы теории)
Развитие орфографической зоркости
Вернуться к списку публикаций