2011-08-06 18:29:31
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Аспекты лингвистического описания речевого конфликта



Аспекты лингвистического описания речевого конфликта


В прошлом коммуникативная норма воплощалась в образцовых литературных произведениях, существовали также сборники правил поведения на разные случаи жизни. Например, в сборнике советов и наставлений «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» излагались законы общежития, которые черпали свои начала из христианства, требовали «любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности». Если понимать норму как свод правил, предписаний, то подобные сборники советов и наставлений можно рассматривать как регистрацию коммуникативных норм.

Можно ли считать знание тех или иных правил коммуникативного поведения определяющим критерием во владении языком? Как считает Т. В. Шмелева, «мы даже не подозреваем, как сильно подчинены им в своей речевой деятельности». Попытку «извлечь» и сформулировать эти правила предпринимают многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Ю. В. Рождественский, убедительно показавший важность «извлечения» и формулировки правил речевого поведения, эксплицирует их на основе материалов фольклорных текстов - восточных пословиц. Т. В. Шмелева видит путь «извлечения» правил речевого поведения в обращении к скрытым элементам модуса - субъективной части предложения, в которой говорящий выражает свое отношение к описываемому событию или собеседнику, через исследование семантической организации предложения. Преимущество этого пути в том, что он позволяет сформулировать не только правила речевого поведения, но и определенные инструкции, касающиеся того, как вести себя, если приходится нарушать эти правила. Тринадцать правил кодекса речевого поведения («сообщай информацию, содержащую известное для слушателя»; «сообщай информацию, не расходящуюся с житейской логикой слушателя и его представлениями об обычном ходе событий»; «не сообщай общеизвестного, банального»; «не сообщай неприятного для собеседника»; «говори точно, стремясь найти единственно верные слова»; «придерживайся одного способа ведения беседы, одного жанра»; «будь искренен и правдив»; «не будь излишне откровенен» и др.), по нашему мнению, должны быть дополнены словарем, где были бы собраны и истолкованы все слова, выражения и конструкции, помогающие вести общение согласно кодексу речевого поведения.

К формулированию правил речевого поведения обращаются многие зарубежные ученые, называя их по-разному: «максимы общения», «постулаты речевого общения», «правила разговора» и «правила вежливости» и др. Достаточно широко известны «максимы» Г. П. Грайса. Исходя из общего принципа сотрудничества (кооперации), Г. П. Грайс формулирует 4 категории более частных правил - «максим общения»:

1) максима количества (информативность речи, насколько это необходимо);

2) максима качества (правдивость);

3) максима релевантности (говорить по существу дела);

4) максима способа выражения (ясность, краткость, последовательность).

Значение правил общения заключается прежде всего в том, что они, отражая реальность общения сквозь призму теории речевого поведения, дают ориентир, к которому примеряется каждое предлагаемое высказывание. Понятно, что с помощью одних только правил, советов и рекомендаций трудно сформировать поведенческие речевые навыки. Но внимание к сценариям, фрагментам речевого поведения, представленным в жизни (в повседневном общении, на радио и телевидении и т.п.), с учетом правил речевого общения позволит оценить речевое поведение с точки зрения соответствия/несоответствия коммуникативной норме.

Оценка огромного репертуара текстов-сценариев речевого поведения, которые нам предоставляет действительность, происходит в предельных границах: положительные сценарии, построенные в соответствии с коммуникативной нормой, и отрицательные, в которых налицо нарушение нормы. Первые могут массово и регулярно воспроизводиться в процессе коммуникации - и это один из главных признаков нормы, - вторые, получив соответствующую оценку, должны быть исключены из практики речевого общения. Эти оценки, маркируя лишь предельные границы речевого общения по его результату, предоставляют возможность варьирования речевых реализаций. Сценарии, находящиеся между этими двумя полюсами, могут использоваться с известными ограничениями, с учетом функциональной сферы и/или ситуативных особенностей коммуникации.

Анализируя и оценивая любую коммуникативную ситуацию, исследователю или просто пользователю языка приходится учитывать множество факторов, обусловливающих характер коммуникации. Большую роль здесь играют внешние факторы (социальные, национально-культурные и пр.) и внутренние (личностные, языковые и пр.).

Коммуникативная норма в большей степени, чем языковая норма, обладает такими свойствами, как избирательность и вариативность, подвижность и изменчивость. Вариативность коммуникативных норм проявляется в наличии определенного репертуара языковых средств для реализации того или иного речевого действия.

Кроме языковых средств, коммуникативная ситуация включает и речевые переменные, такие, например, как социальные роли субъекта и адресата, отношение между ними, их эмоциональное состояние в момент речи, их языковые привычки и индивидуальная манера речи и т.п., а также невербальные компоненты коммуникации - мимику, жесты, взгляд ит.п., которые могут достаточно определенно показать, как следует понимать то или иное высказывание. Так, например, высказывание Не могли бы вы закрыть дверь! является речевым актом просьбы, если налицо следующие условия:

1) слушающий способен осуществить действие;

2) говорящий хочет, чтобы слушающий осуществил действие;

3) говорящий пытается побудить слушающего сделать это действие;

4) говорящий произносит высказывание с интонацией просьбы - доброжелательно, вежливо - несоответствующей невербаликой.

То же самое высказывание может стать косвенным речевым актом угрозы, когда слушающий находится, например, под дулом пистолета и видит, чем для него может обернуться неповиновение. В данном случае к указанным первым трем условиям добавляются еще:

а) незаинтересованность слушающего в осуществлении действия;

б) намерение говорящего привести в исполнение невербально выраженную угрозу (в данном случае оружие).

Речевая вариативность выражения того или иного содержания представляет богатый репертуар возможностей для говорящего. Чтобы правильно строить общение, говорящий должен «владеть принципом вариативности, позволяющим выбирать адекватные средства выражения мыслей и чувств, подобающие темы для разговора, эффективные в данных условиях тактические приемы достижения желаемого результата». К факторам, регулирующим появление нормативного варианта, следует отнести биологические признаки (пол, возраст), социальные характеристики субъектов речи, их национально-культурные особенности и др.

Вариативность предполагает избирательность, которая заключается в том, что из множества возможных вариантов, с помощью которых может быть совершено то или иное коммуникативное действие, выбирается тот, который в большей степени соответствует конкретной ситуации общения и в максимальной степени способствует выполнению коммуникативного намерения. Вариативность и избирательность - два признака коммуникативной нормы, которые невозможны один без другого, только вариативность - это свойство нормы относительно системы языка, а избирательность - относительно пользователя языком;

Подвижность и изменчивость коммуникативной нормы - свойства, которые также имеют социальную обусловленность. Норма - социально-историческая категория, она определяется обществом: конкретный этап его развития, его социальная структура, культурная ситуация определяют состояние языка, представления членов общества о норме. Так, в период существования советского государства появилась особая «этика революционаризма», противопоставленная этике гражданского общества, где классовые ценности оказались выше общечеловеческих. Грубость и цинизм характеризуют речь политических лидеров первого революционного государства. Вот некоторые примеры из полемических (в том числе письменных!) выступлений В. И. Ленина: кабинетный дурак, мошенник, мерзавец, блудливый сплетник, сволочь, жалкий комок слизи, говно (это слово встречается в сочинениях Ленина 40 раз). «Сталин был груб, и все окружающие брали с него пример. Грубость стала доминировать в обществе, спускаясь сверху, поднимаясь снизу. <...> В большевистском общении вседозволенности формировался свой взгляд на жизнь».

Сейчас наступила новая эпоха для России - эпоха нарождающейся демократии. Старые нормы, действующие в обществе, постепенно уходят, появляются новые, не всегда лучшие, чем прежние. Становление коммуникативных норм характеризуется двумя основными особенностями. С одной стороны, отмена цензуры и непреследование за сквернословие привели к активному использованию ненормативной лексики в разговорной речи, проникновению ее в печатные издания, в средства массовой информации. С другой стороны, в сознании носителей языка произошли существенные сдвиги в области ценностных ориентации, обнаружилась низкая речевая культура носителей современного русского языка, обусловленная многолетним «извращением языка» и долгим социально-психологическим стрессом российского общества. Все это не могло не повлиять на формирование новых, эффективных норм общения, хотя в условиях становления нравственных категорий и общественных отношений они прививаются далеко не сразу.

Коммуникативная норма социально и личностно обусловлена. Она определяет качество общения через отбор языковых, речевых и невербальных средств в типовых ситуациях общения. Таким образом, коммуникативная норма представляет собой нерасторжимое единство трех видов норм: языковой (системной), речевой (ситуативной) и невербальной.

Коммуникативная норма - это социальный и психологический оптимум, который достигается благодаря усилиям многих пользователей языка. Она представлена в стиле поведения активных, творческих носителей языка, которые, используя язык, формируют эталоны общения, задают образцы поведения. Этим образцам должна следовать личность при повседневном взаимодействии с другими людьми. Получение социального признания и поддержки обеспечивает повторяемость индивидуальных моделей, закрепленных за определенной коммуникативной ситуацией, делает их социально значимыми в случае абстрагирования от конкретного контекста. Социально одобренные образцы представляют собой кодификацию нормы в виде правил речевого поведения, знание которых входит в коммуникативную компетенцию говорящих. Большинство норм устной речи существует в языковом сознании коммуникантов интуитивно, неосознанно, в несформулированном виде, как речевой навык (имплицитно). Это определяет сложность и практическую актуальность проблемы знания языка и владения им.

Практическое значение изучения коммуникативных норм заключается в том, что они дают возможность соотносить и оценивать речевые действия людей, позволяют выявить наиболее эффективные способы речевой деятельности.

Коммуникативные нормы - фактор, влияющий на успешность общения и в то же время создающий условия для речевого конфликта. Отклонения от норм приводят к непониманию коммуникантами друг друга, снижают эффективность, (качество) общения, затрудняют или делают его невозможным. Следование норме гармонизирует общение, так как взаимодействие коммуникантов осуществляется в пределах культурной рамки. Практическая разработка данной проблемы позволит создать определенные инструкции по профилактике и предотвращению конфликтов в речевом поведении людей различных социальных групп в конкретных лингвокультурных ситуациях.


Третьякова Вера Степановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Проблема формирования речевого имиджа
Эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к сюжету: вечная встреча в Боге
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Конфликт как междисциплинарная проблема
Сопоставительный анализ семантических основ урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Вернуться к списку публикаций