2011-08-06 18:29:31
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Аспекты лингвистического описания речевого конфликта



Аспекты лингвистического описания речевого конфликта


Когнитивный аспект: теория сценария и сценарий речевого конфликта

Полиаспектный подход к изучаемой нами реальности - конфликтному речевому общению - определяется тем фактом, что предмет данного исследования связан с человеком. Сущность человека обнаруживается в разнообразных проявлениях: в познавательной деятельности, речевой, трудовой и др. Когнитивный подход к речевому общению заключается в выявлении взаимосвязи мыслительных процессов, совершающихся в сознании человека, участника коммуникации, и языковых явлений, которые неотделимы от мышления: с помощью языка происходит передача знаний от одного участника общения к другому. Поэтому изучение речевых фактов является заведомо неполным без обращения к когнитивным категориям - интересам, взглядам, знаниям, убеждениям, точкам зрения, позициям, оценкам, ценностным ориентациям, верованиям - всему тому, что является сутью познавательной, а значит, когнитивной деятельности человека. Эта деятельность репрезентируется в речевом общении.

Р. Абельсон так характеризует эту сторону деятельности человека: когнитивные факторы формируют взгляды на мир и - как следствие - определяют речевое поведение индивида. Следовательно, реальное объяснение речевых процессов можно получить только через экспликацию связей языкового выражения со структурами знаний и процедурами их обработки. Экспликация этих связей позволяет понимать дискурс, выявлять скрытые в нем структуры знаний. В результате поисков инструментария и процедур обработки знаний определилась основная категория когнитивной науки - фрейм, которой успешно стала оперировать когнитивная лингвистика. Как отмечает Н. Д. Арутюнова, «жизненный контекст дискурса моделируется в форме «фреймов» (типовых ситуаций) или «сценариев» (делающих акцент на развитии ситуации»).

Фрейм и сценарий соотносятся следующим образом. Сценарий является одним из вариантов фрейма: фрейм - стереотипная ситуация, сценарий - вариант ее развития с прописанным сюжетом, прагматическими структурами, лингвистическими единицами. То есть один и тот же фрейм может быть представлен различными сценариями.

Сценарий, в свою очередь, приобретает композиционную форму типового высказывания, в котором закодировано социально обобщенное содержание (информация), - таковым является речевой жанр (РЖ). Сценарные варианты выражения того или иного содержания выглядят по-разному. Несмотря на то, что РЖ строится по известным тематическим, композиционным и стилистическим канонам, закрепленным в культуре, конкретные речевые действия говорящего не оказываются однотипными, шаблонными. Выбор речевых средств ограничен рамками заданного жанра, но свобода выбора языковых и речевых средств у говорящего, тем не менее, существует. Диапазон развития коммуникативно обусловленных сценариев в рамках РЖ широкий: от гармонического, кооперативного до дисгармонического, конфликтного.

Между РЖ и сценарием много общего. РЖ в определенной степени сценарен, так как в нем есть структура. Поэтому систематику речевого материала мы ведем на основе РЖ в его сценарном развитии.

Для нашего исследования понятия фрейма, сценария и РЖ представляют интерес и с точки зрения предсказуемости развития взаимодействия коммуникантов. Поскольку фрейм закрепляет стандартный, стереотипный набор способов действий (в том числе и речевых) и их последовательность в развитии той или иной ситуации, то это дает возможность избежать неожиданностей, непредсказуемости в общении. Так, каждый из коммуникантов, имея определенные знания о стереотипной ситуации, вправе ожидать от своего партнера по коммуникации стандартной предсказуемой реакции, стереотипных речевых действий. Нарушение стереотипа вызывает обман коммуникативных ожиданий и соответственно может привести к конфликту. Так, фрейм «день рождения» содержит слоты «именинник», «гости», «праздничный стол», «подарки», «время» (день, час) и др. И если гости опаздывают, а хозяйка, виновница торжества, ждет или если гости приходят вовремя, а хозяйка подметает пол и праздничный стол еще не накрыт, то это является нарушением стандартных представлений о данном фрейме и вызывает обман коммуникативных ожиданий одной из сторон, связанных с временной протяженностью событий в данной стереотипной ситуации. Это может привести к различным негативным реакциям и действиям одной из сторон: упрекам, демонстративному («говорящему») молчанию, намекам, нежелательным эмоциональным эффектам (удивлению, обиде: «А нас и не ждут» и т.п.) или позитивным (шуткам, поздравлениям, общим хлопотам по оформлению праздничного стола и т.п.). Развитие взаимодействия в рамках стереотипной ситуации - фрейма - можно представить в виде различных сценариев, используя прагматические сценарные структуры, прописав «основные сюжеты», введя в речевой оборот лингвистические единицы.

Таким образом, возникает вопрос о факторах (условиях), определяющих активизацию того или иного сценария. Выявление условий успешности дискурса актуально для описания конфликта и является одной из задач исследования. Этому посвящена вторая глава работы. А поскольку нередко возникает конфликт между фреймом и теми коммуникативными ожиданиями, которые соответствуют данному фрейму, то задача исследования заключается также в выявлении интерактивных сценариев, определяющих структуру коммуникативных ожиданий участников ситуации общения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Прилагательные «голый — кудрявый», «черный — (красный)», «темный» в портретных характеристиках повести В. Распутина «Последний срок»
Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Имена собственные как объект лингвистического исследования
Алгоритм конструирования гипертекстового диалектного словаря русского языка «ГОВОР»
Натурфилософская концепция М. Горького в публицистике 1920-30-х гг.
Вернуться к списку публикаций