2011-08-06 18:20:22
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Конфликт как междисциплинарная проблема



Конфликт как междисциплинарная проблема


Проблема конфликта как жизненного феномена стоит на оси пересечения интересов ученых разных научных областей. Ее изучают юристы, социологи, психологи, лингвисты, педагоги. Возникают новые научные области в исследовании конфликта. Так, на наших глазах родилась юрислингвистика, объектом изучения которой являются теоретические и практические проблемы взаимодействия языка и права, лингвистики и юриспруденции в аспекте регулирования различного рода социальных конфликтов, связанных с использованием языка в разных сферах социальной жизни. Успешно развивается юридическая конфликтология, педагогическая конфликтология.

Конфликты - реальное явление нашей жизни, и каждый человек сталкивается с ними постоянно. Вот почему изучением конфликтов занимаются все активнее. Не стоит преувеличивать их значимость в нашей жизни, но и нельзя их игнорировать. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтах, нужно определить, что такое конфликт, как он зарождается, какие бывают конфликты, каковы пути выхода из сложных ситуаций, а также способы урегулирования и разрешения конфликта.

Изучение конфликтов многоаспектно.

С одной стороны, разрабатываются общетеоретические проблемы описания конфликта, с другой - предлагаются практические методы анализа, предупреждения и разрешения конфликтов различного рода.

Речевая конфликтология еще только зарождается. Она должна вобрать в себя достижения многих наук и создать целостную картину коммуникативного поведения народа. Сложность и многогранность объекта исследования предполагает создание новой интегральной науки на стыке социологии и культурологии, психологии и психолингвистики, теории коммуникации и теории речевой культуры, лингводидактики и собственно лингвистики.

Существует множество определений понятия «конфликт». Чаще всего оно толкуется через более общие понятия - столкновение (лат. conflictus - столкновение), противоречие, противоборство. Таким образом, можно выделить первый обязательный компонент содержания данного понятия: конфликт - это состояние (ситуация) противоборства (столкновения). Но сами по себе эти состояния или ситуации существовать не могут, они возникают тогда, когда есть участники ситуации, носители противоречия. Ими могут быть различные субъекты - конкретные люди, а также группы людей, большие или малые. Значит, противоборствующие стороны (участники конфликта, его субъекты) - обязательная составляющая конфликта, это «стержень конфликта».

В конфликте обязательно действуют две стороны, проявляющие несовместимые интересы, цели или взгляды, причем у одной из сторон возникает желание так или иначе, но с выгодой для себя изменить поведение другой стороны, в результате чего первый субъект начинает действовать против другого, в ущерб ему. Так начинается конфликт. Вторая же сторона предпринимает ответные действия, осознавая преднамеренность действий против своих интересов. Происходит развитие конфликта. Важно отметить, что возникает конфликт только при наличии коммуникативного контакта и на его базе, т.е. участник конфликта должен выразить свое отношение (позицию) к предмету разногласий или к своему противнику физически (позой, действием) или вербально. Н. Г. Комлев отмечает два случая, когда при наличии противоречий конфликт отсутствует: во-первых, при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся индивидов и коллективов; во-вторых, при отсутствии всякого контакта между ними. Нет конфликта и в том случае, когда действует только один участник. Так, выступающий с докладом замечает, что коллега его не слушает. Есть объективные признаки конфликтной ситуации: несоответствие целей, интересов. Но это не конфликт. Докладчик решает позже сказать коллеге о его неэтичном поведении, неуважении к себе, но передумывает. И это не конфликт. Мысленное действие, не выраженное физически или вербально, не является элементом начавшегося конфликта. Конфликт может иметь место тогда, когда оба его участника осознают наличие противоречия и не только осознают, но и начинают активно противодействовать друг другу.

Следовательно, конфликт - это состояние противоборства двух сторон (участников конфликта) в области целей, интересов, взглядов, в результате чего каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной физически или вербально.


Психологическая природа конфликта

Психологи при изучении конфликта ставят в центр своего внимания личность: одни - индивидуальные внутренние механизмы поступков, различия между индивидами (психология личности), другие - поведение индивидов в группе, влияние социальных условий на поведение индивида, воздействие группы на отдельных ее членов и индивида на группу (социальная психология). Конфликт в этом случае понимается как ситуация, в которой наличествует несовместимость действий, целей, стремлений или желаний у двух лиц (межличностный конфликт). Рассматривая личность в конфликте, психологи связывают выбор поведения личности с индивидуальными детерминантами свойств личности, такими как эмоциональная чувствительность, раздражительность, агрессивность, склонность к насилию - с одной стороны, и сдержанность, спокойствие, уступчивость, конформизм - с другой. Особенности поведения в конфликте ученые-психологи связывают также с социальными факторами, сложившимися в объективной ситуации. Эти внешние факторы влияют на психику людей, актуализируя те или иные их свойства, вызывая или гася стрессогенные переживания. Социальные психологи обсуждают вопрос о том, почему происходит то, что происходит, особенно когда они сталкиваются с чем-то негативным или неожиданным. Например, у мальчика, который дерется со своими одноклассниками, враждебность - личностная характеристика или это ответ на жестокое к нему отношение, безжалостное поддразнивание, постоянное оскорбление? Как ситуация влияет на поведение? Как люди попадают в ловушку деструктивных стратегий поведения? Под влиянием каких социальных факторов человек обращается к агрессивным моделям поведения?

Концептуальную базу исследований представителей грузинской психологической школы составляет проблема целостной структуры личности, которая достигается благодаря психологическому механизму, обусловливающему поведение человека. Этот механизм - установка. Согласно данной концепции, формула активности человека трехчленна: среда - субъект (установка) - поведение. Это означает, что среда не обусловливает непосредственно поведение человека, а в первую очередь воздействует на психику индивида, меняет ее в соответствии с ситуацией, формирует в ней установку на определенное поведение. Установка возникает на почве единства потребности личности и соответствующей ей среды и представляет собой целостно-личностное состояние, модус субъекта.

Центральное положение установки в речевой деятельности, в частности в диалоге, получило подтверждение в исследованиях В.Г. Норакидзе. Он выявил, что структура личности коммуниканта в целом представляет корреляцию между структурой установки и структурой характера личности. Определив основные типы фиксированной (закрепленной через повторение) установки, исследователь на их основе выделил три характерологических типа людей: люди динамической установки (как варианты или подтипы: с пластично-динамичной и грубо-динамичной установкой); люди статической установки (подтип: с грубо-статической установкой) и люди вариабельной установки (подтип: с вариабельно-стабильной и вариабельно-лабильной установкой). Каждый тип характеризуется своим набором признаков, которые обусловливают не только характерологические черты, но и вербальное поведение индивида. Так, личность, у которой фиксированная установка является пластично-динамичной, экспериментально подтверждает цельный гармоничный тип поведения и переживания, когда налицо согласованность между отдельными компонентами ее личностной структуры. В общении ее отличают наличие волевого поведения, опирающегося на глобальные речевые стратегии, доминирование фатической макроинтенции, стремление к соблюдению семантической когерентности развиваемой темы, преобладание модальности уверенности, положительное отношение к речевой интеракции, к партнеру по общению, соблюдение социальных норм, способность к пластической адаптации под влиянием речевой ситуации и т.п. На наш взгляд, данный коммуникативный тип личности можно было бы определить как гармонический.

Другим типом личности, представляющим для нас особый интерес является личность с грубо-статической установкой. Ее характеризуют внутренние и внешние конфликты, глубокие и интенсивные эмоции, быстрое их возникновение, что реализуется в вербальном поведении через конфликтные речевые стратегии, в отсутствии планирования поведения. Личность такого типа склонна к доминированию в коммуникативном взаимодействии, сосредоточенности на самом себе в высказывании, склонности к самоанализу, к темам морального аспекта, к нарушению семантической когерентности темы диалога, к отступлению от социальных норм, преобладанию модальности неуверенности в диалоге, к пессимистичности, диффузной тревожности, к конфликтному столкновению интенций. Наличие негативно окрашенных интенций вызывает потребность агрессии, что может приводить к ложной интерпретации коммуникативной ситуации, в частности интенций и поведения собеседника, вызывая недоразумения в отношениях с партнером по общению. Исходя из сказанного, мы полагаем, что данный коммуникативный тип можно определить как конфликтный, конфронтационный.

Выявленные характерологические типы людей - цельные с динамичной установкой, конфликтные со статичной установкой и импульсивные с вариабельной установкой - отличаются друг от друга не только типологическими, но и уникальными чертами, учет которых имеет большое значение для характеристики личности как носителя определенной роли в обществе. Полученные результаты могут быть основой для изучения целей и мотивов общения, коммуникативных стратегий, личностных свойств, регулирующих механизм общения. Теория установки, разработанная грузинскими учеными, является важным организующим звеном исследования структуры коммуникантов в речевом общении.

Природу и коррекцию человеческого общения, истоки и способы разрешения различного рода конфликтов с позиции психоаналитика рассматривает Э. Берн. Трансакционный анализ, основы которого он создал, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я, которые Э. Берн назвал «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». «Ребенок» - это источник спонтанных, неконтролируемых импульсов. «Родитель» - педант, знающий, как надо себя вести, и склонный к поучениям. «Взрослый» - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс «хочу» и «надо», его можно сравнить с функционированием компьютера. В каждом человеке все трое живут одновременно, хотя и проявляются в каждый данный момент поодиночке, выступая на первый план в зависимости от психического состояния человека.

Коммуникация может быть эффективной, считает Э. Берн, если она ведется на одном и том же «языке»: «Ребенок» разговариваете «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой - на языке «Ребенка» или один - на языке «Взрослого», а другой - на языке «Родителя», то будет вполне естественным взаимное непонимание. Чтобы избежать конфликта, необходимо либо «Родителю» приблизить свое мышление к мышлению «Ребенка» и изменить высказывание, либо «Ребенку» изменить свой язык на язык родителя.

Считая, что каждый человек представляет собой программу стереотипов социальных действий, обусловленных спецификой воспитания, в самом широком смысле этого слова, Э. Берн в основу своей концепции кладет игровые сценарии, воссоздающие ту реальность, в которой происходят конфликты. Сценарии представляют собой следующие друг за другом в определенной последовательности трансакции, планируемые одним из трех состояний Я: «Родителем», «Взрослым» или «Ребенком». Сценарная теория и выявленные исследователем игры используются психиатрами многих стран для снятия психических напряжений и для обучения навыкам сложного общения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Устюг Великий и Соль Вычегодская как книжные центры позднего средневековья и традиции ранних областных литератур древней Руси.
Аспекты лингвистического описания речевого конфликта
Новая урбанонимия Лондона, Москвы и Парижа
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Квалитативно-квантитативный компаративный анализ опубликованных региональных словарей русских народных говоров
Вернуться к списку публикаций