2011-08-05 23:34:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов



Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов


Выводы

1. Потребность в изучении и типологизации онимической лексики возникает как объективная необходимость заполнения тех лакун, которые образовались вследствие игнорирования при описании лексических систем отдельных языков материала имен собственных. Вся совокупность имен собственных, ограниченных территориально и относящихся к одной культуре и одному временному пласту, представляет собой ономастическое пространство, полнота описания которого может быть достигнута применением специальных методов и приемов исследования. Наиболее продуктивным для этой цели является многометодный подход и сравнительно-сопоставительный анализ имен собственных неродственных языков. Это позволяет выделить определенные именные типы, принадлежащие к одной культурно-исторической общности, и сопоставить их с аналогичным кругом имен, созданным в других языках.

2. Исследования урбанонимической лексики, которая антропоцентрична по своей сути, позволяют описать один из аспектов взаимодействия языка и культуры, а именно то, каким образом лексическая система языка отражает потребности, интересы и характеристики поведения человека как носителя определенной культуры.

3. В связи с тем, что история становления и развития собственных имен во многом определяется культурой народа, создавшего их, в зонах с близкими культурными традициями складываются сходные типы топонимов.

4. Урбанонимическая система является преобразующим механизмом топонимического материала в соответствии с заданными параметрами, которые зависят от истории развития топонимических моделей данного региона.

5. Пространственная реальность, представленная в языковом сознании и оформленная как концепт «место», может быть интерпретирована как топонимическая картина мира, которая является неотъемлемой частью языковой картины мира в целом.

6. Урбанонимия образует открытую систему, включающую собственные имена внутригородских объектов и входящую в топонимию как ее особый раздел. Урбаноним, входя в систему названий внутригородских объектов, является индивидуальным наименованием искусственно созданного объекта. Урбанонимия неизбежно вбирает в себя названия физико-географических объектов городской территории, микротопонимы, гидронимы и ойконимы.

7. Наличие ряда сходств и различий в урбанонимических системах Москвы, Лондона и Парижа позволяет утверждать, что в странах с близкими историческими традициями и культурой наблюдается значительное типологическое сходство внутригородских объектов, что продиктовано прагматическими особенностями формирования городского пространства. Без анализа истории возникновения внутригородских объектов и реалий городской (урбанистической) культуры нельзя понять принципы выбора лексики, постепенно вовлекаемой в систему собственных имен внутригородских объектов, а также осуществить типологизацию их наименований.

8. В топонимической картине мира воплощается Характер культуры каждого этноса и каждого человека. Культурологический анализ, включающий поиск, описание и сопоставление культурно-исторической информации, содержащейся в ономастиконе того или иного народа, подтверждает, что в речи топоним выступает в качестве компрессированного текста, представляющего собой разновидность текста культуры, поскольку в нем содержатся сведения об ассоциациях, представлениях, фоновых знаниях об объекте.

9. Перспективы сравнительно-сопоставительного исследования разноязычной урбанонимической лексики заключаются в том, что результаты подобных исследований могут внести вклад в создание общей теории языка, вскрывая то общее и различное, что характеризует большинство языков мира.


Сизова Елена Анатольевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Стереотипность шлягера как текста массовой культуры
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Топоним как компонент образной парадигмы
Диалог культур в творческом сознании И.С. Тургенева
Базовые характеристики управленческой коммуникации: управленческий дискурс
Вернуться к списку публикаций