2010-07-16 20:31:49
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к сюжету: вечная встреча в Боге



Эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к сюжету: вечная встреча в Боге


«Преступление и наказание» часто читают как роман об ужасах жизни. Но «всей правды» нет в таком отношении к творению Достоевского, в романе больше света, чем может увидеть ум, отвергающий свет правды Христовой. И свет этот на страницы романа проливает «в обратной перспективе» прежде всего его эпилог.

Вспомним: ранним солнечным утром буднего дня Фоминой (второй после Пасхи) недели каторжник Родион Раскольников глядит на залитое солнцем необозримое пространство восточного берега большой сибирской реки, где кочуют в степи пастухи-инородцы, и думает об этой идиллии: «точно не прошли еще времена Авраама и стад его». Вскоре на высоком речном берегу подле Раскольникова появляется Соня Мармеладова, и доселе «гордившийся» убийца бросается в ноги бедной блуднице со слезами восторженной любви. И тотчас «бесконечное счастье» засветилось в глазах Сони — она поняла, что любима. «Они хотели было говорить, но не смогли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного Воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — такими словами заключает Достоевский эту сцену, и полон надежд и света такой эпилог романа, где на лицах героев «сияет заря полного Воскресения в новую жизнь».

«Роман в шести частях с эпилогом» — обозначил жанр своего творения Достоевский.

Уже в первой части Раскольников убивает топором старуху-процентщицу и ее «забытую» сестру Лизавету. «Все обошлось благополучно..., никого, ни единой души, не встретил он потом до самой своей комнаты» — пишет Достоевский в последних строках этой части.

Но во второй части рядом с Раскольниковым появляются близкие: друг Разумихин, мать и сестра Раскольникова их присутствие мучает невыносимо. «Пусть я неблагодарен, пусть я низок, только отстаньте! отстаньте» — в исступлении кричит он на Разумихина и падает в обморок, обнаружив в своей комнате присутствие матери и сестры.

В третьей части к Раскольникову приходит Соня Мармеладова (без приглашения и предупреждения) затем, чтобы позвать его на похороны отца, Семена Мармеладова, по просьбе своей мачехи Катерины Ивановны. После короткого разговора с ней лицо Раскольникова «внезапно просветлело, и он тут же спрашивает ее адрес, чтобы «сегодня же зайти», а следом просит Разумихина свести его к следователю, Порфирию, преследователю своему.

Рассказ о Сонечкиной судьбе слышал Раскольников от ее отца еще перед убийством и в сердцах восклицал после известия о судьбе своей сестры: «Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

После встречи с Соней Раскольников излагает Порфирию свою «идею» о том, что «люди по закону природы разделяются на 2 разряда: па низших (обыкновенных), т.е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово,» — и «да здравствует вековечная война» до нового Иерусалима!

— Так вы все-таки верите же в новый Иерусалим и в Бога, в Воскресение Лазаря? — спрашивает следователь Раскольникова. «Верую,» — трижды отвечает он, в последний раз — с запинкой, словно не в силах скрыть свое падение от Бога. «Бедная Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые! Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня,» — бредит он дома после разговора с Порфирием и тут же сообщает отыскавшему его Свидригайлову: «Я не верю в будущую жизнь».

В четвёртой части романа, убедившись в разрыве сестры с Лужиным и в том, что Разумихин заменит его родным «сына и брата», Раскольников отправляется прямо к Соне — ему некуда и не к кому больше идти. «Юродивые, юродивые», — твердит он про себя, убедившись в горячей вере Сони и просит ее прочесть ему о воскресении Лазаря из «Нового завета в русском переводе» — книги, подаренной Соне Лизаветой.

— Как полоумный, — думает и Соня о Раскольникове, когда после чтения Евангелия он говорит ей: — Я сегодня родных бросил... У меня теперь одна ты... мы вместе прокляты, вместе и пойдем!., страдание взять на себя!., свободу и власть, а главное власть! — и обещает сказать, кто Лизавету убил. А на другое утро Раскольников выигрывает поединок с Порфирием, доискивающимся, «кто старуху убил и ограбил».

В пятой части Раскольников, явившийся невольной причиной злобной выходки Лужина на поминках Мармеладова, когда сама Соня убедилась в том, что «осторожностью, кротостию и покорностию перед всеми и каждым» беды не избегнуть, признается в убийстве и слышит в ответ «отчаянные слова»: «Что вы, что вы это над собой сделали... Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От Бога вы отошли и вас Бог поразил, дьяволу предал!» — сострадание Сонино «отверзает дверь» покаянию Раскольникова, а сразу вслед за этим настигает Соню предсказанное Рас-кольниковым несчастье — умирает Катерина Ивановна, и трое сирот остаются на руках у Сони.

Для Раскольникова наступило страшное время: «Точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение», — так начинается последняя, шестая часть романа, в которой приходит к Раскольникову Порфирий и уговаривает его явиться с повинной и «не брезговать жизнью: «Ищите и обрящете, Вас, может, Бог на этом и ждал... Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит», — говорит он отчаявшемуся убийце, и слова его исполняются, когда после признания, следствия, приговора и тяжелой болезни выходит в эпилоге Раскольников на берег великой реки и встречает там Соню.

Удивителен исполненный надежды и света финал романа о злой доле человека и падении его, но еще более удивительно то, что встреченная автором этого романа при его завершении юная Анна Сниткина внесла тот же свет и в жизнь пожилого и одинокого Федора Михайловича Достоевского, ставшего ей мужем. Анна Сниткина внесла в жизнь мужа свет супружеской и родительской любви, утешавшей человека в юдоли мира «со времен Авраама и стад его».

Нет ничего и никого вокруг двух обретших друг друга любящих душ — только земля, река, Солнце. Впереди у героев романа Достоевского 7 лет каторги и горестный земной путь, но история блуждания их в одиночестве завершена, встреча их состоялась «во времени Авраама и стад его» — в вечности. И так же преклоняет колена перед Соней Раскольников, как преложил их Авраам перед тремя ангелами у дуба Мамврийского — в благодарность за Благую Весть.

Т.А. Милютина







Интересное:


Сопоставительный анализ словообразовательной структуры урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Алгоритм конструирования гипертекстового диалектного словаря русского языка «ГОВОР»
Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов
Стереотипность шлягера как текста массовой культуры
Русский язык в региональном аспекте
Вернуться к списку публикаций