2010-07-06 19:16:18
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Тема «человек и природа» в науке и литературе 1920-30-х гг.



Тема «человек и природа» в науке и литературе 1920-30-х гг.


В 20-е годы XX столетия человечество активно осмысляло богатый материал, накопленный им в области взаимоотношений человека и природы в прошлые эпохи.

В русской философии и литературе этого времени существовали две главные идеи, сформированные ранее, но приобретающие теперь новое качество.

1. Идея превосходства человека над природой, понимаемого как превосходство разумной материи над материей косной, стихийной. Если пользоваться понятиями христианской философской мысли, то эту идею можно сформулировать следующим образом: превосходство человека как духовного существа над неодухотворенной природой, созданной Богом в помощь человеку. А в работах современных ученых человек понимается как свободное, постбиологическое или надбиологическое существо, выведенное из-под жесткого контроля природы. Общеупотребительными стали понятия техносферы, техногенного прогресса, сверхиндустриальной цивилизации. Эту позицию традиционно называют антропоцентризмом, или социоцентризмом.

2. Идея единства человека и природы, ведущая свое начало из языческой эпохи, оказавшая особое влияние на русскую литературу XIX века, поколебавшая антропоцентризм христианской философии в работах Вл.Соловьева, П.Флоренского, Н.Лосского. В конце XX века она получит название «биоцентризм», «этика благоговения перед жизнью», «паритет между человеком и природой». Вводятся понятия этосферы как противоположного. ноосфере (по крайней мере, ее практическому воплощению), постиндустриальной цивилизации.

В 1920-е годы эти идеи находились в противоборстве, в 1930-е антропоцентристское направление почти полностью вытесняет второе, создав этим условия для драматического обострения экологических проблем.

Усиление антропоцентристских настроений в науке и культуре объясняется рядом причин: во-первых, активизацией технократических идей мирового прогресса, обусловленной успехами науки в конце XIX — начале XX вв.; во-вторых, разрушением нравственно-религиозных представлений русского народа, в том числе интеллигенции, которое особенно бурно происходило в 1920-30-е гг., место Бога-создателя в массовом сознании начинает занимать человек; в-третьих, нигилизмом общества по отношению к прошлому (а в прошлом, в XIX веке, господствовала идея единства человека и природы), получившим особые условия для развития после 1917 года.

Творческим ядром антропоцентристского направления являлись идеи «русских космистов» К.Циолковского, В.Вернадского, Л.Чижевского и др. Характерные для этого направления мысли о взаимоотношениях человека и природы высказывает К.Циолковский, автор не только многочисленных научных трудов, но и фантастических повестей.

Ученый рассматривает Землю как неблагополучную среду обитания человека, а космос — как пространство, имеющее экологические преимущества перед Землей. К.Циолковский предлагает технократическую по своей сути программу изменения климата и ландшафта Земли для удобства человека, призывает уничтожить все «несовершенные», «вредные» формы растительной и животной жизни (это же он считает полезным сделать и на других планетах), ликвидировать все моря и океаны, чтобы заселить освободившиеся пространства увеличивающимся населением, создать с помощью продуманного отбора новый вид человека (в литературе этого времени формировался новый герой, многими своими чертами близкий предлагаемому ученым человеку будущего) — «великодушного, общественного, долголетнего, талантливого, здорового, плодовитого, красивого». Не случайно позиция К.Циолковского была названа позже антропоэкокосмизмом.

Современные исследователи смягчают крайности идей «русских космистов», утверждая, что те ставили своей целью овладение лишь слепыми силами природы. Тексты названных авторов свидетельствуют о другом. Не принято говорить и о технократизме, механицизме мышления этих ученых, хотя есть все основания утверждать это.

В художественной литературе подобные представления породили в 1920-30-е годы обширнейшее направление — произведения о преображении природы руками человека, о так называемой «второй природе». Это нашло отражение в пролетарской поэзии и поэзии футуристов, в «производственной» и «деревенской» прозе, в художественной фантастике и др. Произведения названного направления утверждали в массовом сознании не только новые научные и философские идеи, но и представления о прекрасном, гармонии (они ориентированы не на «живое», а на «мертвое», на «язык» математики, техники), о роли и формах пейзажа в художественном произведении. Сформировалось понятие «индустриальный пейзаж». При разных жанрово-стилевых ориентациях авторы тяготели к единому принципу изображения «второй» природы: отстраненность от реальной картины, идеализирующая типизация, символизация изображения, метафоричность стиля.

Последовательными сторонниками антропоцентризма были М.Горький, молодой А.Платонов. Критическое осмысление эти идеи получили в романе-антиутопии Е.Замятина «Мы» (например, в гротесковом изображении господства математической логики в жизни человека, отчужденности его от природных законов), в сатирических повестях М.Булгакова (в повести «Роковые яйца» автор сатирически изображает стремление человека быть лучшим Создателем, чем природа, как отдельного человеческого существа, так и государства в целом).

Идея единства человека и природы как философская идея развивалась в конце XIX — начале XX вв. прежде всего религиозными мыслителями и их последователями: Вл.Соловьевым, К.Леонтьевым, П.Флоренским, С.Булгаковым, Н.Лосским, Н.Бердяевым и др. Корни идеи покоятся не столько в теософии, сколько в традиционном укладе русской национальной жизни. Мир представляется этими учеными как «положительное единство» всех одухотворенных элементов, или как «органическое единство стройности», а человек — как ответственный за мир. Авторы разработали многие понятия, прежде всего в области эстетики, относящиеся к жизни природы (символика цвета, света, поэтика художественного пространства, принципы гармонии и др.).

Названное философское направление сыграло роль связующего звена между XIX и XX веками в понимании и художественном изображении природы и человека. Природа виделась писателям первичной по отношению к человеку, влияющей на его жизнь, формирующей нравственные и эстетические представления как отдельного человека, так и целого народа. В литературе ставилась задача изучения и защиты природы (развивается природоведческое направление, но, в силу создавшихся условий, гораздо менее значительное, чем во второй половине XIX века), воссоздания в художественном произведении полноты ее реальной жизни, изображения ее как самостоятельного объекта изучения. К этим художникам следует отнести часть крестьянских писателей 1920-х годов, часть писателей старшего поколения, верных традициям литературы XIX века; а также М.Пришвина, Вяч.Шишкова, М.Шолохова, К.Паустовского и др. К ним присоединялись наделенные даром предвидения писатели, ранее увлеченные антропоцентризмом, например А.Платонов. В 1930-е годы он пишет о богатстве и красоте природы, о необходимости облагораживания ею человечества, в человеке видит не базисную, а надстроечную силу. Названным писателям нужно было проявить мужество, чтобы остаться верными своей позиции, т.к. она оказалась противостоящей официальной идеологии и политике и оценивалась как враждебная по отношению к ним.

Л.В.Гурленова







Интересное:


Концепт как объект исследования когнитивной лингвистики и лингвокультурологии
Новая урбанонимия Лондона, Москвы и Парижа
Характеристика лица формулой какой (каков) на что в русских говорах Республики Коми
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Квалитативно-квантитативный компаративный анализ опубликованных региональных словарей русских народных говоров
Вернуться к списку публикаций