2012-11-26 11:29:50
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Характеристика и конститутивные признаки дискурса СМИ



Характеристика и конститутивные признаки дискурса СМИ


С подлинной речевой культурой несовместима безответственность говорящего (особенно увенчанного научными званиями): так, Н. Шмелев признается: «Реформы начались... отвратительно: с открытого грабежа всех сбережений людей, сделанных за всю их трудовую жизнь..., неоплатой государством своих сделанных и уже выполненных заказов и длительными задержками зарплаты работникам бюджетной сферы (а это почти половина всех занятых в стране)... невероятный по своим масштабам кризис неплатежей... порожден..., прежде всего, государством Государство также само своими сознательными действиями породило нынешнюю волну незаконных обогащений, превратив множество российских чиновников... в миллионеров - ...через разнообразные схемы «номенклатурной» приватизации, превратившей директоров и других чиновников в полновластных хозяев бывшей государственной собственности...»


Академик Ю.В. Рождественский так комментирует его слова: «Вот такое у нас государство. Н. Шмелев сам, как говорится, «во власти» и, следовательно, знает, что говорит. Далее написано: «Но что сделано, то сделано. Любой серьезный передел собственности чреват безудержной кровью, а экономически он, кроме смены персоналий, ничего стране не даст»...


(Вот так мораль. Схватил воров за руку, а теперь говорит: пусть и дальше воруют. Прогонять нельзя. Воры тебя еще и зарежут, думаю я).


И Н. Шмелев предлагает:

- «перекрыть... каналы, по существу, криминального обогащения...»;

- покончить со «жлобской» налоговой политикой в сочетании с беспомощностью налоговых служб...»

- создать «регистрационный» принцип при открытии нового дела...»

- скомандовать «фас», чтобы вся эта неприглядная публика в мгновение ока оказалась за решеткой...

- это был бы, конечно, гигантский шаг вперед в оздоровлении страны...


...самый главный преступник в стране (не по словам, а по действиям) - это само государство. И пока оно, государство, окончательно не откажется от своих сплошь и рядом преступных методов... пока оно не создаст... - (следуют условия договора автора с государством - Ю.Р.), ... порядок и подлинная безопасность в стране, кто бы что ни говорил и чем бы ни грозился, будут недостижимы».


Рассмотрим логику специалиста и участника событий.

1. Государство - шайка воров.

2. Если воров тронешь - убьют.

3. Надо вступить с ворами в договор на условиях Н. Шмелева.

Спрашивается, станут ли воры заключать договор с Н. Шмелевым. Какая им выгода? Значит, дело безнадежно. Правды и порядка не будет.

Верю в то, что профессор Шмелев хотел бы заключить договор с государством, но не надеется на это. Значит, его угрозы и брань надо понимать так: «Долой монстров-капиталистов!». Но ведь сам Н. Шмелев этого не хочет!

Н. Шмелев не отдает себе отчета в силе печатного слова. Он[] выступа[е]т так, как бы болтал[] в домашнем кругу. Но читатель [ему] не родня, он не понимает, что это говорится для «красного словца». Оказывается, и у поэтов, и у прозаиков утрачена ответственность за сказанное слово. Но «слово ранит сильнее, чем топор, только кровь не льется». Распространяют утверждение: предвыборные обещания исполнять не надо: ври что можешь — все так делают. Но может ли общество как общественный договор существовать на провозглашенном обмане? С помощью плохих слов или бессмыслицы договор заключить невозможно. Болтать без усилия мысли — вот наш порок, но «раз солгавшему кто поверит?».

На грани антикультурного и квазикультурного дискурсов находятся передачи (с участием) Д. Диброва. Для них характерны:

экспансивная манера: «Меня просто распирает от счастья назвать номер пейджера» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года) (парадоксальное сочетание активности с пассивностью) в сочетании с интимным тоном: «Дибров. Да нет, просто Боря (Б. Гребенщиков), бесспорно, и вы, гениальные оба» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года); «Вот всё-таки я не успокоюсь, пока последний-последний из наших с вами антропологов- зрителей не убедится в том, что будущее отечественной музыки принадлежит Ольге Арефьевой!» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года);

смысловая несогласованность: «Дорогие друзья, хочется поздравить вас с наступающим праздником» (в каком смысле он поздравляет с наступающим 8 Марта друзей?) (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года).

Одним из показателей низкой речевой культуры является многословие:

«Телезритель (из Норильска): Хотелось бы узнать, где можно купить ее дальнейшие произведения...

Д. Дибров: ...и где ей взять денег на то, чтоб эти произведения записать, знаете ли, в дорогой студии, заплатить за тираж компактов. Вот об этом, да, Вы хотели поговорить?» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 1 октября 1997 г.);

провокационность: «Д. Дибров: А много у Вас чувственности в песнях-то? Немощи значит искушают Вас?» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 1 октября 1997 г.);

завуалированный цинизм: «А. Гордон: Нет, я политикой не хочу заниматься уже довольно давно. И даже объявил о том, что продаю свою «Партию общественного цинизма»« (Эхо Москвы. 17.12.01) — считается само собой разумеющимся, что название партии должно ориентироваться на аббревиацию;

двусмысленность комплиментов: «Д. Дибров: Откуда у Вас клип? Вас же нигде нет. Вы же нигде не ротируетесь. Вас же, как нефть, добывать надо»; «Д. Дибров: Вы переходите, как цыганская почта, из уст в уста» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 1 октября 1997 г.); «Мне кажется, что Арефьева — это такая глыба, что как-то там не до спонсора, ей-богу» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года);

«сексплуатация»: «Вот до сих пор прям вибрирует пейджер, будто я купил его в интиммагазине, а не в пейджерном магазине» (Д. Дибров. Антропология. НТВ. 3 апреля 2000 г.);

псевдовежливость: «Д. Дибров (читая пейджер): «В преддверии праздника этим замечательным дамам оформлю кассету и компакт-диск бесплатно». Некоторый Андрей Правдин» (Антропология НТВ. 5 марта 1998 года). Д. Дибров «вежливо» употребил местоимение «некоторый» вместо «какой-то», но в местоимении вообще не было необходимости. В итоге получилась снисходительная фраза;

неуместный юмор:

«Д. Дибров (читая пейджер): «Ваш фестиваль приурочен к этому празднику, как он будет гармонировать с Великим Постом?»

О. Арефьева: Вы правы. Я, честно говоря, очень раскаиваюсь, что мы попали так праздником на пост. Вообще говоря, я просто немножко не рассчитала. Мне казалось, что он ещё не начнется. Концерты ведь все назначаются за много месяцев. Тут произошла некая ошибочка. Ну, постараемся всё делать с постным выражением лица (улыбается). Ну, а так на самом деле — пост не соблюдаем. Это не петь, не ходить никуда. Пост — это не только воздержание от мясного» (Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года);

неуместное глубокомыслие, «философичность» (например, с обыгрыванием модных гендерных аспектов): «Счастье в XXI веке потеряло половую принадлежность (а имело — будучи среднего рода?), у мужчин и женщин оно теперь (?) общее» (Принцип домино. НТВ. 2002); — в том числе «обобщения»:

«Е. Бунимович: Знаете, я поддался на одну такую патриотическую программу. Нам сказали: давайте поддерживайте отечественного производителя. Мне нужно было купить диван, я купил диван «Феникс», отечественный...

Г. Явлинский: По названию надо было уже сообразить...

Е. Бунимович: ...Оказалось, что в лифт он не влезает. Пришлось тащить на 6-й этаж. Оказалось, что в дверь моего старого московского дома он не влезает. Я тогда им позвонил, мне сказали, что спинка прибита насмерть. Пришлось вместе со всей поддержкой отечественного производителя отправить обратно» (Глас народа. Эхо Москвы. 26.01.2002).

В том же квазикультурном стиле выдержана следующая «духовная» полемика:

«Д. Дибров. Вот, смотрите, как работает Святой дух: «В преддверии праздника этим замечательным дамам оформлю кассету и компакт- диск бесплатно.» Некоторый Андрей Правдин (...) (ещё читает пейджер): «Имеет ли шанс музыка пробиться... Единственное, что про неё можно сказать, что хороша, а деньгами...» С другой стороны, Оля, это значит, что не Господь управляет, а, значит, просто люди, каждый из нас...

О. Арефьева. А люди откуда взялись?

Д. Дибров. ...с сотрудниками.

О. Арефьева. Люди-то откуда появились?

Д. Дибров. От обезьян.

О. Арефьева. Могу поспорить» (Антропология. НТВ. 5 марта 1998 года);

мозаичность (термин А. Моля) - объединение в общем контексте далеких друг от друга тем: в «Добром утре» (10.07.02) Е. Стриженова поздравляет с юбилеем П. Климука, трижды летавшего в космос, дважды Героя Советского Союза, генерала-полковника, руководителя Центра подготовки космонавтов, и сразу же за этим следует песня В. Меладзе о том, что «никто не виноват, когда растаял маскарад» — соединение оказывается очень бестактным;

лицемерие: «Итак, тележурналист - «слуга народа». Такой же, как раньше был партийный чиновник. Как и партийная номенклатура в свое время, тележурналисты пытаются выдавить из нас слезу, рассказывая о том, как тяжело служить народу. Раньше журналисты сообщали, что у них самая опасная профессия (нередко вперемешку с сообщениями об авариях на шахтах). Этот миф оказался слишком грубым, чтобы регулярно повторяться. Теперь используются более тонкие методы типа «представьте себя на нашем месте». А. Мамонтов, снова выйдя в Баренцево море, жалуется на качку («Вести», РТР, 23.10.2002). Но, слава Богу, не просит в эфире курева, как это было во время его прошлого «героического плавания» вскоре после гибели «Курска»». Сравните с В. Молчановым, который демонстративно спускался в шахту — «Забой» («До и после полуночи». 1991).

Особым видом квазикультурного дискурса, по-видимому, является фарисейский. Его носители обладают всеми названными выше качествами, прежде всего невежеством и агрессивностью, но у них ярче выражено религиозное лицемерие.

Соловьёв: Знаете, в студии находится также и Тимур Шаов, у которого лирический герой очень часто не совпадает с ним лично. Прекрасный и исполнитель, и автор... (В устах Соловьева сомнительная похвала) Здравствуйте, Тимур. (Узурпирует роль ведущего).

Шаов: Здравствуйте, Володя. Вы знаете, у меня компромиссная точка зрения на всё, что тут говорится. Я абсолютно согласен, что мат — это часть языка и он не может быть ни хорошим, ни плохим - как и язык. Всё зависит от контекста и от употребления. (Пиджинизированная филология) Я, грешен, употребляю ненормативную лексику, но при этом оглянувшись, нет ли рядом детей и женщин, понимаете? (Более чем понятно. Симптоматично слово «оглянувшись», соответствующее манере исподтишка совершать мелкие и грязные поступки) Свобода выражаться должна быть, но не должна при этом ущемляться свобода других людей этого не слушать. (Лицемерие, либеральные лозунги) Хотя иногда имеешь дело с такими виртуозами жанра... которых просто слушать — сплошное удовольствие. (Вкус и интеллект Шаова в сочетании с упомянутым лицемерием) Просто филологический праздник. (Sic!) Такое заворачивают иногда. Но это, опять же, если человека внутренне (!) не коробит. Меня, например, не коробит. Если мой сын купит пластинку Александра Лаэртского, скажем, я ему слова не скажу. На здоровье, пусть слушает - но я его попрошу всё-таки делать это в наушниках, потому что есть бабушка дома, мама, сестра у него, понимаете... (Тоже более чем понятно: ханжество, двоемыслие) (Выражение «внутренне не коробит» в своем роде замечательно, поскольку идеально соответствует общей ханжеской манере его речи. Хочется спросить, коробит ли Шаова внешне. Позволим себе предположить, что да. Притязание на «респектабельность» побуждает его дистанцироваться от поклонников мата, претензия на «либеральность» не позволяет отделяться совсем, а личная позиция - полное равнодушие).

Ищеева: Понятно. Теория «уважайте ближнего»... (Ирония в данном случае оправдана слишком плохо скрываемым лицемерием Шаова) (Принцип домино. НТВ. 2002).

На наш взгляд, в квазикультурном дискурсе, с присущей ему претенциозностью, происходит грубая подмена нравственных ценностей и языковой эстетики.

Конститутивные признаки данного дискурса:

а) «место действия» - разные каналы ТВ и радио, преимущественно центральные (ОРТ, РТР, НТВ); Русское радио;

б) основные виды передач - авторские программы («Слово пастыря», Программа Э. Радзинского, «Серебряный шар», «Театр+TV», «Сати», «Культурная революция»), ток-шоу («Антропология», «Принцип домино»); телеигры («Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено»);

в) актанты - телеведущие, гости программ, публика в студии;

г) функции актантов — обсуждение бытовых или культурных проблем, дискуссия;

д) типичные свойства актантов — экспансивность, невысокий культурный уровень, интуитивное представление о воспитанности и приличиях;

е) взаимная позиция актантов - комплементарность (взаимодополнение);

ж) ценности — откровенно «либеральные»;

з) сюжет — как правило, отчетливо выражен (например, в «исторических» передачах), но формален и композиционно не выстроен;

и) социолингвистические показатели — участники (в основном, ведущие) — лица с высшим образованием (нередко с учеными степенями), как правило, деятели культуры, часто занимающиеся научной работой;

к) общая языковая характеристика — при характерной для актантов претенциозности, уровень их речевой культуры невысок: они часто не владеют даже уровнем грамотности;

л) дискурсивный регистр - индивидуальное начало выражено, как правило, очень ярко;

м) дискурсивный модус - теле- и радиопередачи идут обычно в записи;

н) направленность - одновременно внешняя и внутренняя (последнее - в ток-шоу);

о) поверхностный информационный уровень — обсуждение социально значимых вопросов, повествование об интересных личностях и событиях;

п) глубинный информационный уровень - редукция реального содержания, банальность, самовыражение, самореклама (например, в передаче В. Вульфа).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Развитие орфографической зоркости
Природа и экологическое воспитание в «Розе мира» Д.Андреева
Речевые жанры научного академического текста
Прилагательные «голый — кудрявый», «черный — (красный)», «темный» в портретных характеристиках повести В. Распутина «Последний срок»
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Вернуться к списку публикаций