2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Стилистико-речевая организация текстовых единиц рассматриваемых жанров

Текстовая единица, представляющая результаты анализа наличного теоретического знания. Метатеоретическое исследование осуществляется не только в ходе постановки проблемы, но и на более ранней ступени познавательного процесса — при выработке предпосылочного знания, позволяющего определять область научного поиска. Этот этап исследования находит воплощение в субтекстах, характеризующих линию развития научного знания. Мы, однако, рассмотрим далее лишь те текстовые единицы, которые являются обязательными для постановочного текста и содержат критику наличного знания, связанную с выдвижением и обоснованием новых идей.

Необходимо учитывать, что если в самом научно-познавательном процессе осмысление проблемной ситуации и формулировка проблемы предшествуют выдвижению гипотезы, то в ходе изложения результатов метатеоретического анализа, полученных на предтекстовой ступени исследования, автор-ученый интерпретирует старое знание, исходя из уже сложившихся собственных взглядов на проблему, т.е. на основе своей гипотезы, и стремится убедить читателей в правильности предлагаемой трактовки изучаемых теорий.

Обратимся к интересующим нас текстовым единицам (ввиду их большого объема будем прибегать к купюрам):


Пример 1

Введение закона сохранения на основе выражения (А) не удовлетворяло Эйнштейна. Он писал: <...>

Эйнштейн правильно отмечает, что из уравнения (А) нельзя вывести таких следствий, какие привыкли делать из законов сохранения, но дело здесь не в наименовании, а в сущности ОТО, в ней, как мы увидим, другого не дано.

...Впоследствии Шредингер показал, что при соответствующем выборе координат все компоненты τjn энергии-импульса гравитационного поля шара (вне его) обращаются в нуль.

Эйнштейн по этому поводу отметил: «...Э. Шредингер был, конечно, удивлен этим результатом, который показался удивительным и нам...».

Далее Эйнштейн писал: «...Что же касается соображений Шредингера, то их убедительность заключается в аналогии с электродинамикой, в которой напряжения и плотность энергии любого поля отличны от нуля. Однако я не могу найти причину, почему так же должно обстоять дело и для гравитационных полей...».

Как мы видим, Эйнштейн на основании уравнения (3) считал, что в ОТО имеется обычный закон сохранения для гравитационного поля и вещества, записываемый в интегральной форме в виде выражения (Б) <...>

В связи с этим результатом возникает ряд вопросов. Являются ли псевдотензоры энергии-импульса энергетическими характеристиками гравитационного поля? Отражают ли они существование волн кривизны? Действительно ли вывод о несохранении энергии неотвратимо следует из ОТО? <...>

Из приведенных примеров следует, что локальное описание «переноса» энергии с использованием псевдотензоров не имеет никакого физического смысла и ни в какой мере не отражает имеющийся в ОТО процесс распространения волн кривизны <...>

Таким образом, псевдотензоры энергии-импульса в ОТО не являются энергетическими характеристиками гравитационного поля и не отражают существования волн кривизны <...>

... подход, основанный на введении псевдотензоров энергии- импульса в теорию Эйнштейна, не имеет физического смысла и...

не дает возможности описать перенос энергии волнами кривизны.


Пример 2

Нам необходимо будет выяснить здесь три вопроса: 1. Применительно к чему - языку или речи - говорит Н. Хомский о творческом аспекте; 2. Что понимает Н. Хомский под творчеством в языке; 3. Почему лингвистическая теория Н. Хомского именуется генеративной (порождающей)...

Что касается первого вопроса, то он предельно ясен. Хомский пишет: «Грамматика - это устройство, которое, в частности, задает бесконечное множество правильно построенных предложений... Порождающая грамматика, фактически усвоенная тем, кто изучил конкретный язык, представляет собой некоторое устройство, которое, используя соссюровские термины, мы можем назвать языком - langue». Поскольку же между порождающей грамматикой (порождающим устройством) и языком ставится знак равенства, постольку теория этой грамматики - генеративная теория - есть вместе с тем теория языка...

Впрочем, такая позиция удовлетворила не всех языковедов, и Н. Хомскому было сделано много упреков в этой связи... В ответ на эту критику Н. Хомский признал важность изучения употребления (речи), но при этом стал ссылаться на то, что изучение употребления возможно лишь после изучения компетенции... Факты, впрочем, так же, как и вся исследовательская практика генеративной лингвистики, говорят совсем о другом <...> Генеративная теория в том виде, в каком она ныне существует, фактически интересуется только той областью лингвистического исследования, которая именуется языком (компетенцией). Поэтому и вопрос о творчестве она решает применительно к языку. И это будет справедливый и обоснованный ответ на первый вопрос <...>

Обратимся теперь ко второму вопросу — что понимает Н. Хомский под творчеством в языке <...>

Итак, как явствует из приведенных цитат, язык есть постоянный процесс порождения, а порождение определяется формой языка (отображенной в мозгу говорящих), поэтому форма и есть генеративный процесс <...>

...В. Гумбольдт действительно предлагал изучать язык как деятельность, а не как продукт деятельности... Форму, продолжает В. Гумбольдт, не легко уловить... Совершенно очевидно, что все это очень далеко от «генеративных процессов» и имеет мало общего с творческим аспектом языка <...>

...Н. Хомский многократно повторял и продолжает повторять, что творческий аспект использования языка состоит в «способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения»... Соответственно генеративная грамматика «стремится охарактеризовать в возможно более нейтральных терминах знание языка, которое образует основу для конкретного использования языка говорящим и слушающим». Таким образом, генеративная теория целиком направлена на изучение компетенции (знания языка) как основы всех речевых актов, но следующего и самого важного шага не делает <...>

Хотя сам термин «порождение» (генеративный процесс) в своей «внутренней форме» обнаруживает несомненную связь с идеей творчества и хотя в декларативной части своей теории Н. Хомский ставит эту идею во главу угла, ни один из приведенных смыслов термина «порождение» не может быть признан производным от данной идеи. Этого и не может быть, так как генеративная теория ориентирована, как указывалось, на язык, за пределами которого остается «речевой остаток», сосредоточивающий в себе все действительные творческие потенции, связанные, как указывали и картезианцы, с мыслью <...>

...слабость генеративной теории заключается в неспособности ее справиться с проблемой творчества, и происходит это в силу того, что генеративная теория изолируется от речи (употребления).


Типовая целеустановка подобных текстовых единиц заключается в доказательстве положения о неспособности исследуемой теории (определяющей научную картину реальности или претендующей на эту роль) решить ту или иную фундаментальную проблему. Ср. формулировки этого положения в рассматриваемых субтекстах: ...ОТО столкнулась с рядом проблем, не нашедших своего решения до настоящего времени. Одной из наиболее фундаментальных среди них является проблема энергии-импульса гравитационного поля в ОТО; Слабость генеративной теории заключается в неспособности ее справиться с проблемой творчества.

Актуализируя эту цель, субъект речи пересказывает или цитирует ключевые с точки зрения изучаемой проблематики утверждения теории, после чего комментирует их, причем комментарий (в помещаемых ниже примерах он выделен разрядкой) обычно либо служит посылкой для дальнейшего заключения о принципиальных недостатках теории, либо непосредственно раскрывает слабые ее стороны. Таким образом, текстовые единицы рассматриваемого типа строятся в соответствии с относительно устойчивой схемой, определяющей их композицию. Примеры:

Эйнштейн писал: «... Что же касается соображений Шредингера, то их убедительность заключается в аналогии с электродинамикой, в которой напряжения и плотность энергии любого поля отличны от нуля. Однако я не могу найти причину, почему так же должно обстоять дело и для гравитационных полей...».

Как мы видим, Эйнштейн на основании уравнения (3) считал, что в ОТО имеется обычный закон сохранения для гравитационного поля и вещества, записываемый в интегральной форме в виде выражения (Б). Изучим, какие физические выводы следуют из этого выражения.

В дальнейшем на основе этих выводов и будут характеризоваться недостатки теории:

...локальное описание «переноса» энергии с использованием псевдотензоров не имеет никакого физического смысла и ни в какой мере не отражает имеющийся в ОТО процесс распространения волн кривизны;


...Н. Хомский пишет: «Грамматика - это устройство, которое, в частности, задает бесконечное множество правильно построенных предложений... Порождающая грамматика, фактически усвоенная тем, кто изучил конкретный язык, представляет собой некоторое устройство, которое, используя соссюровские термины, мы можем назвать языком — langue». Поскольку же между порождающей грамматикой (порождающим устройством) и языком ставится знак равенства, постольку теория этой грамматики - генеративная теория - есть вместе с тем теория языка.

Это утверждение станет главной посылкой для заключения о неспособности теории генеративной грамматики решить проблему творчества в языке:

Хотя сам термин «порождение» (генеративный процесс) в своей «внутренней форме» обнаруживает несомненную связь с идеей творчества... ни один из приведенных смыслов термина «порождение» не может быть признан производным от данной идеи. Этого и не может быть, так как генеративная теория ориентирована, как указывалось, на язык, за пределами которого остается «речевой остаток», сосредоточивающий в себе все действительные творческие потенции...


Пересказ или цитирование ключевых положений исследуемой теории, их комментирование и оценка являются основными познавательно-речевыми действиями, конституирующими данные текстовые единицы и определяющими их модально-целевую окраску.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Натурфилософская концепция М. Горького в публицистике 1920-30-х гг.
Гармонизирующее речевое поведение в конфликтных ситуациях
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Диалог культур в творческом сознании И.С. Тургенева
Сопоставительный анализ семантических основ урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Вернуться к списку публикаций