2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Выявляя наиболее актуальные проблемы в данной области знания, автор текста кратко излагает содержание своей концепции, направленной на решение этих проблем: Выяснению общего механизма модификации репродуктивной гибели клеток была посвящена в последние годы работа нашей лаборатории... Основной упор в исследовании был направлен на...

В заключение подчеркиваются преимущества авторской концепции перед СТМ, и на базе этой концепции формулируются задачи дальнейших радиобиологических исследований: Представления СМТ... не могут иметь прогностической ценности <...> Исследования... становятся бессистемными и избыточными при отсутствии общей теории модификации <...> Дальнейшее развитие радиобиологии делящихся клеток должно включать в себя... Должны быть усилены исследования...

В статье И.М. Соколова «Теоретико-групповой подход к восприятию: ретроспектива и современное состояние» интерпретируется научная картина реальности в психологии восприятия. Эта статья в большей степени, чем рассмотренные выше, нацелена на полноту охвата дисциплинарного теоретического знания, тогда как собственные оригинальные идеи автор излагает лишь попутно и очень кратко.

В начале статьи автор отмечает, что в этой области психологии на смену двум основным конкурирующим подходам пришло третье направление - теоретико-групповой анализ восприятия. Дальнейшее исследование посвящено наиболее значительным концепциям в рамках этого направления.

Автор развернуто характеризует фундаментальные теории, формулируя их принципы, исходные гипотезы, ключевые понятия, законы; вместе с тем, стремясь к полноте описания наличного знания, исследователь кратко рассматривает и более частные концепции: В основе его подхода лежат четыре гипотезы (аксиомы): <...>; В соответствии с этим он определяет и само понятие группы; Интересные групповые нейрофизиологические модели зрительной системы разрабатывают А.С. Блайвас и D.H. Foster <...>.

В статье прослеживается логика развития дисциплинарного знания. При этом, завершая анализ той или иной теории, исследователь, с одной стороны, определяет ее вклад в разработку соответствующих проблем, а с другой - акцентирует ее недостатки: Основным достижением В. Хоффмана является, на наш взгляд, четкая демонстрация того, что... Несмотря на явные достоинства этой теории, В. Хоффману не удалось дать какой-либо определенный ответ на проблему ...

Пытаясь найти решение ряда актуальных задач психологии восприятия, автор статьи предлагает свою гипотезу: ...эта проблема имеет кардинально важное значение, и ее решение возможно... Для этого необходимо... Эта гипотеза подтверждается известными гештальт-законами...

Подводя итог рассмотрению теоретико-группового анализа восприятия, исследователь характеризует перспективы данного подхода (в русле этих представлений разрабатывается авторская концепция).

Таким образом, автор-ученый, оценивая наличное теоретическое знание в определенной области, ориентирован на решение некоторого круга обязательных и факультативных типовых задач, чем и обусловливается жанровое единство продуцируемых текстов. Однако при этом организация научно-речевых произведений данного жанра видоизменяется в зависимости от состава намечаемых факультативных целей и реализующих их текстовых единиц; с другой стороны, она зависит от того, решение каких именно коммуникативно-познавательных задач ученый считает в данном случае особенно значимым, насколько развернуто актуализирует он те или иные цели.

Субжанр «Определение принципов разрабатываемой теории». Целеустановка текстов этого типа - концентрированное изложение основополагающих идей новой теории, призванных в конечном счете изменить (преобразовать или дополнить) дисциплинарную картину реальности. Актуализируя эту цель, автор текста формулирует постулаты или базовые гипотезы, определяющие существо теории. Исследователь, кроме того, кратко характеризует основные понятия и законы, а также выводы концепции. Факультативными, но при этом регулярно используемыми коммуникативными блоками являются обоснование значимости применяемого подхода и демонстрация его преимуществ перед другими теориями. Могут продуцироваться и иные блоки, реализующие типовые целеустановки начального этапа теоретического исследования.

Как правило, тексты этого жанра создаются тогда, когда концепция в основном уже разработана и перед исследователем возникает задача ее оптимального изложения в соответствии с гипотетико-дедуктивной схемой. Отправной момент такого изложения - формулировка принципов теории. Ученый эксплицирует первоначальные понятия и допущения, которые в ряде случаев подразумевались, но в явном виде не были сформулированы, проясняет логические связи. Одновременно он стремится привлечь внимание исследователей к своей концепции, упрочить ее положение в дисциплинарном знании и в конечном счете внести изменения в научную картину реальности.

В одних случаях замысел автора текста предусматривает главным образом лишь определение принципов новой теории и формулировку ее базовых идей на фоне попутных замечаний, раскрывающих преимущества этой теории перед известными концепциями. В других случаях содержание разрабатываемой теории излагается более подробно.

Статья А.А. Логунова «Основные принципы релятивистской теории гравитации» начинается кратким критическим анализом общей теории относительности А.Эйнштейна. Затем развернуто излагаются принципы создаваемой теории:

В основу релятивистской теории гравитации... мы положили следующие физические требования:

Положение I <...>

Положение II  <... >

Положение III <...>.

После этого автор статьи приводит основные уравнения (законы) новой теории: ...полная система уравнений для гравитационного поля будет иметь вид...

В заключительной части текста рассматриваются важнейшие выводы (предсказания) новой концепции: ...наличие у гравитона массы... приводит к качественно новым физическим выводам... Теория предсказывает существование во Вселенной большой «скрытой» массы вещества.

Статья П.К.Анохина «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем» открывается разделом, в котором содержится характеристика современного состояния знания в соответствующей области и критическая оценка основных положений научного направления, получившего название «системный подход в биологии»: Несмотря на то, что общие задачи системного движения в науке сформулированы были в какой-то степени правильно, результаты исследований... остаются очень неутешительными.

Информационным центром текста, основным элементом его смысловой системы становится последующее определение принципов новой теории:

1. В функциональной системе результат представляет собой ее органическую часть, оказывающую решающее влияние как на ход ее формирования, так и на все последующие реорганизации.

2. <...>

3. <...>

4. <...>

5. <...>.

Затем исследователь формулирует менее общие положения своей концепции: Внутренняя архитектоника...выражает собой дальнейшее развитие идеи взаимодействия компонентов системы...

По ходу изложения автор статьи подчеркивает специфические особенности разрабатываемой теории, ее преимущества перед другими концепциями: Одним из существенных и даже, пожалуй, решающих отличий теории функциональной системы от всех предлагаемых к обсуждению системных моделей является наличие в пей четко отработанной внутренней операциональной архитектоники.

В заключительной части текста ученый развернуто характеризует эвристическое значение принципиальных положений своей теории: Системогенез дает существенное изменение имевшихся представлений о путях эмбрионального развития...; Другим значительным обобщением... является формулировка интегративной деятельности нейрона...

Во многом аналогично строится статья А.М. Кузина «Основные принципы структурно-метаболической теории в радиобиологии». Кратко характеризуя развитие данной отрасли знания, автор- ученый критикует альтернативные доктрины и подчеркивает значимость разрабатываемой им концепции: ...теории, включающие... представление о «скрытом поражении», не продвигают нас в познании действительности; Развитие экспериментальной радиобиологии за последние годы не только подтвердило правильность структурно-метаболических подходов.., но и показало плодотворность их применения для анализа радиобиологических эффектов на организменном уровне... Далее систематизированно описываются принципы новой теории: 1. Клетка как простая форма жизни представляет собой... 2. Ядро клетки...является центральной органеллой... После этого автор текста излагает основные положения и выводы теории, реализующие эти принципы: ...согласно СМТ, конечно наблюдаемый радиобиологический эффект... является... результатом... Отсюда следует вывод, лежащий в основе СМТ...: <...>. Завершая статью, исследователь вновь подчеркивает плодотворность своего подхода: СМТ... может подойти с единой точки зрения к пониманию...; ...уже и в настоящее время СМТ... дает четкие указания практике...

* * *

Итак, на первой стадии теоретического исследования автор-ученый реализует некоторую познавательно-коммуникативную программу, являющуюся социокультурным установлением, соответствующую представлениям ученых об идеалах и нормах научно-познавательного процесса. В одних случаях авторский замысел может предусматривать реализацию данной программы по возможности во всех основных ее звеньях, но при этом главнейшими задачами становятся выдвижение исходной гипотезы и обоснование ее значимости для науки. Эта целеустановка, как указывалось, определяет организацию постановочного текста. В других - замысел может заключаться в решении в основном лишь некоторых задач этой программы - оценки наличного теоретического знания, экспликации принципов разрабатываемой теории и пр. Но поскольку в речевом произведении с той или иной степенью полноты обязательно актуализируются и некоторые другие типовые цели этой программы, соответствующие жанровые разновидности оказываются подвижными, пластичными, они частично (иногда - в значительной степени) «пересекаются», включая в свой состав общие для них типовые блоки, которые, однако, обычно характеризуются различным информационным весом в составе сообщения.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Эвристические следствия изучения жанров речи в функциональной стилистике
Теоретические предпосылки изучения образных средств, содержащих топонимы
Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Прагматические маркеры ККА
Натурфилософская концепция М. Горького в публицистике 1920-30-х гг.
Вернуться к списку публикаций