2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


В качестве начального этапа развертывания теории дается определение ряда функционально-семантических категорий и характеризуются межкатегориальные отношения: Темпоральность - это функционально-семантическая категория, охватывающая различные языковые средства выражения времени; Персональностью можно назвать категорию, опирающуюся на...; Модальность, темпоральность, персональность, залоговость и аспектуальность образуют группировку взаимодействующих категорий — частично пересекающихся функционально-семантических полей.

Затем автор текста предлагает относительно развернутое демонстрационное описание одной из функционально-семантических категорий как подтверждение плодотворности выдвигаемых идей и частичное их эмпирическое обоснование.

Специально характеризуется эвристическая ценность создаваемой теории: Понятия аспектуальности, темпоральности, залоговости и т.д. могут быть с пользой применены в сопоставительно-типологическом исследовании; Понятие функционально-семантической категории целесообразно использовать и при изучении языковой эволюции.

Выше отмечалось, что исследуемая жанровая форма может реализоваться в относительно автономной части речевого произведения (в отдельной главе монографии) или в целом монографическом тексте. Приведем примеры.

Монография А.М. Кузина «Радиационная биохимия» в основном содержит обзор опытных данных и эмпирических закономерностей в области влияния ионизирующей радиации на биологические объекты. При этом в последней главе книги выдвигается гипотеза, легшая в основу разработанной ученым в последующие годы структурно-метаболической теории. Такое построение монографического исследования не является редким, поскольку оно соответствует логике познавательного процесса в науках, переходящих с эмпирического уровня развития на теоретический уровень. В этом случае создание теории зачастую начинается с анализа фактов, их обобщений. Затем пытаются найти общие объяснительные гипотезы. Указанное научно-речевое произведение в большей части своих разделов как раз и реализует этот подготовительный этап разработки теории.

Постановочная же глава рассматриваемой монографии начинается критическим разбором существующих в радиобиологии концепций, т.е. анализом дисциплинарной картины реальности: Эти теории оказались весьма плодотворными при исследовании величин макромолекул и вирусов... Однако, уже применяя эти теории к однородной клеточной популяции.., исследователи все более убеждались в том, что понятия мишени, чувствительного объема утрачивают реальный смысл...

В завершение этого обзора автор-ученый заявляет о плодотворности выдвигаемого им комплексного биофизико-химического подхода к проблеме радиационного повреждения организма; при этом излагается гипотетическая модель развития радиационного поражения клетки, иллюстрируемая схемой: Основные этапы радиационного повреждения клетки с учетом нарушения биохимических процессов обмена схематически представлены парис...

Построение проблемы осуществляется в форме ее «расщепления» на подвопросы: Любая интерпретация лучевого поражения клетки должна дать ответ на следующие основные вопросы радиобиологии: 1. Как высока радиочувствительность живой клетки обусловлена особенностями ее строения и обмена? 2. Почему ничтожно малое поглощение энергии ионизирующей радиации приводит к столь сильным биологическим последствиям..? <...>.

В связи с тем, что эти вопросы квалифицируются как основные для данной дисциплины, предлагаемые на них ответы имплицитно оцениваются как имеющие важное научное значение: Развитые выше представления, как нам кажется, дают ясный ответ на первые два вопроса; ...концепция, развиваемая в этой книге.., позволяет понять те большие различия в радиочувствительности, которые мы реально наблюдаем в природе.

В наиболее полном и развернутом виде модель постановочного текста актуализируется в текстах большого объема. Рассмотрим в качестве примера монографию Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Книга начинается многоаспектным анализом проблемной ситуации. В ходе критического разбора известных концепций автор фиксирует противоречие в наличном знании, которое легло в основу проблемы: Признавая безусловную важность... подходов к пониманию языковой личности, подобных охарактеризованному, приходится констатировать, что мы сталкиваемся здесь с типично редукционистской ее трактовкой, которая заключается в поиске и установлении предельно обобщенных, универсальных черт и характеристик, ...независимо от конкретной языковой структуры, реальности бытования языка и исторических путей его развития. Затем в отдельном разделе текста характеризуется логика развития лингвистической науки, описывается процесс последовательной смены научных парадигм (конкретно-научных картин реальности). Причем этот анализ проводится так, чтобы показать, что выдвигаемая проблема является закономерным итогом предшествующего развития научного знания, тем самым подчеркивается актуальность и фундаментальный характер этой проблемы: ...само историческое движение познающей мысли неуклонно вело исследователей к включению языковой личности в круг идей, рассматриваемых философией языка и теоретическим языкознанием.

Особый раздел текста «Понятие языковой личности в трудах В.В. Виноградова» посвящен рассмотрению классической концепции, идеи которой используются для обоснования нового подхода. Интерпретируя эти идеи, автор монографии частично намечает задачи исследования (разделяет проблему на подвопросы): перспективным было бы продолжить линию «изолированного» изучения языковой личности персонажа и соотнесения ее с целостным художественным образом.

На основе проведенного метатеоретического анализа проспективно формулируются принципы антропоцентрического изучения языка: ...логика развития научного знания заставляет по-иному сформулировать тезис, которым резюмируется... рассмотрение человека вместе с языком...: нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись... к конкретной языковой личности... Второе положение... заключается в следующем: единственным противоядием от неизбежного, казалось бы, редукционизма... будет анализ вполне определенного национального языка вместе с определенными историко-, этно-, социо- и психолингвистическими особенностями его носителей.

В соответствии с этими положениями выдвигается базовая гипотеза концепции о понятии языковой личности как системообразующей категории изучения национального языка. Основное содержание данной идеи раскрывается в описании структуры языковой личности: На уровне ординарной языковой семантики... еще нет возможностей для проявления индивидуальности... Этот уровень исследования языка - нулевой для личности... Первый уровень (после нулевого)... — выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе... Второй, более высокий по отношению к лингвокогнитивному уровень анализа языковой личности включает выявление и характеристику мотивов и целей, движущих ее развитием...

В ходе построения проблемы определяются основные направления исследования, т.е. осуществляется группирование подвопросов и определение последовательности их решения: Полное описание языковой личности...предполагает: а) характеристику семантико-строевого уровня ее организации...; б) реконструкцию языковой модели мира <...>.

Приступая к развертыванию концепции, автор монографии локализует поле изучения: ...из всей совокупности видов речевой деятельности... для упрощения нашего предварительного (проблемно-постановочного) анализа сосредоточимся пока на одном, основном из них — «говорении».

Дальнейшее изложение строится в соответствии с разработанной схемой решения проблемы (содержание последующих глав монографии). Автор предлагает новые гипотезы, развивающие и конкретизирующие исходную (...можно выдвинуть предположение, что...); характеризует их эвристическое значение (соединение этих двух идей с идеей... оживляет их научную потенцию и выводит наши рассуждения к новым рубежам познания), частично подтверждает выдвинутые предположения опытными данными (Проверка этого предположения сделана ниже).

С постановочным характером рассматриваемой монографии связано содержащееся в ней определение задач дальнейших исследований: В заключение этого раздела... можно сформулировать по меньшей мере две новые задачи, в которых синтезированы описательно-фиксирующий, историко-эволюционный и психолингвистический... подходы к изучению русского языка; Этот результат требует осмысления и дальнейшего развития.

Итак, в ходе продуцирования постановочного теоретического текста автор-ученый ориентируется на социально осознанную модель организации дискурса, имея при этом возможность актуализировать жанровую форму в развернутом или компрессированном виде, в целом речевом произведении или же в его автономной части. Исследователь может намечать факультативные целеустановки, а также реализовать те или иные цели разными способами и с разной степенью полноты. Этим, как указывалось, определяется значительная вариативность построения текстов рассматриваемого жанра. Тем не менее состав основных коммуникативных блоков, образующих эти тексты, относительно стабилен, устойчива и их последовательность, определяемая динамикой фаз процесса познания (проблемная ситуация - проблема - гипотеза...), а в связи с этим и логикой изложения.

Композиционно-смысловая структура речевых жанров, создаваемых в результате частичной актуализации модели постановочного теоретического текста. Как видно из предшествующего изложения, жанровая форма теоретического постановочного текста включает в свой состав ряд частных узуальных моделей, актуализируемых в виде субтекстов (коммуникативных блоков). Среди них есть и такие модели, на основе которых регулярно производятся не только субтексты, но и целые речевые произведения. Это прежде всего относительно устойчивые формы: а) характеристики старого знания, б) экспликации принципов создаваемой теории.

Субжанр «Критический анализ наличного теоретического знания в изучаемой области». Задачи изучения наличного знания весьма многообразны. Мы рассмотрим одну из наиболее характерных типовых разновидностей метатеоретического текста, основная целеустановка которой состоит в оценке теоретических представлений, господствующих в той или иной области исследований.

Реализация этой цели в собственно познавательном процессе предполагает: 1) анализ и интерпретацию наиболее влиятельных теорий, во многих случаях реконструкцию их понятийных систем (или отдельных сторон этих систем); 2) проверку изучаемых теорий на основе современного состояния научного знания; она может быть концептуальной, заключающейся в обследовании внутренней согласованности утверждений теории, а также совместимости последней с принятой совокупностью знания, и эмпирической, в ходе которой выводы теории сопоставляются с опытными данными; 3) оценку этих теорий - их истинности, значимости, новизны и др.

Нужно отметить, что исследователь, разрабатывая свою концепцию, осуществляет метатеоретический анализ с установкой на обоснование ее значения для науки и на утверждение выдвигаемых идей в «актуальном поле» научного знания. Поэтому те теории, которые противоречат базовым идеям создаваемой концепции, как правило, становятся объектом критики (в связи с этим тексты рассматриваемой жанровой разновидности зачастую являются полемическими); теории же, согласующиеся с основными положениями новой концепции, чаще всего оцениваются положительно.

Развертывание научно-речевого произведения осуществляется на основе охарактеризованной познавательной модели. Обычно, однако, она преобразуется в соответствии с дедуктивной схемой изложения: сначала автор текста представляет итоговую оценку рассматриваемой концепции, затем в подтверждение этой оценки анализирует понятийный аппарат теории и приводит результаты ее проверки. Возможны и иные модификации данной модели, в том числе ее неполная реализация. Нередко, напротив, реализуются дополнительные, факультативные цели. Продуцируемые текстовые единицы в разных случаях характеризуются различной степенью развернутости и различным информационным весом в составе целого сообщения. В числе факультативных целеустановок есть и такие, каждая из которых, в свою очередь, может составить замысел отдельного целого текста, например, анализ линии развития научного знания как средство обоснования актуальности изучаемой проблематики, определение перспективных направлений разработки проблемы, ознакомление читателей с наиболее важными результатами новых исследований и др. Таким образом, автор-ученый имеет возможность модифицировать рассматриваемую комбинаторную жанровую форму в соответствии с особенностями своего индивидуального замысла.

Обратимся к конкретным текстам, которые, как увидим, несмотря на дисциплинарные различия, реализуют в основном один и тот же круг типовых коммуникативно-познавательных целей и потому сближаются в жанровом отношении.

Основные положения охарактеризованной выше постановочной статьи А.А. Логунова и др. «Новые представления о пространстве-времени и гравитации», в том числе критические замечания в адрес общей теории относительности Эйнштейна, получают развитие в последующих публикациях указанного автора. Одна из этих публикаций - статья «Объясняет ли общая теория относительности гравитационные эффекты?»

Текст начинается проспективной оценкой исследуемой теории: Отвечая на поставленный в заголовке вопрос, следует сказать - нет, не объясняет.

Затем автор статьи критически исследует содержание общей теории относительности, устанавливает ее отличия от других теорий: гравитационное поле в ОТО лишено такого неотъемлемого для других полевых теорий понятия, как плотность энергии-импульса. ...фактически отказ от этого понятия произошел вследствие выдвинутого Эйнштейном принципа эквивалентности...

В ходе концептуальной проверки общей теории относительности делается заключение о том, что последняя несовместима с принятой совокупностью теоретического знания: ...при более глубоком рассмотрении ОТО оказывается несовместимой с фундаментальными законами природы - законами сохранения энергии, импульса и момента количества движения...Поэтому ОТО как теория, лишенная этих законов, не может считаться удовлетворительной.

Далее автор статьи в отдельном небольшом ее разделе приводит важнейшие идеи собственной концепции как альтернативу теории Эйнштейна: РТГ базируется на следующих положениях <...>.

Последующее изложение посвящено выявлению недостатков общей теории относительности, обнаруживаемых в процессе ее эмпирической проверки, а также демонстрации преимуществ разрабатываемой концепции: ...поскольку ОТО органически лишена возможности выбора строго определенных... координатных условий, то и ее предсказания в принципе не могут быть однозначными. В РТГ дело обстоит иначе...; В эффекте отклонения луча света гравитационным полем неоднозначность предсказаний ОТО также проявляется... В РТГ... эта неоднозначность исчезает.

В завершение исследования вновь дается негативная оценка теории Эйнштейна: Все это неизбежно приводит к общему выводу об органической неспособности ОТО давать однозначные предсказания для гравитационных эффектов...

Статья Л.X. Эйдуса «О теории радиобиологических явлений» посвящена анализу научных представлений, сложившихся в современной радиобиологии. Рассматриваются две фундаментальные концепции, одна из которых («теория мишени») созвучна подходу автора статьи, а другая (структурно-метаболическая теория), претендующая на лидирующее положение в этой отрасли знания, строится на принципиально иных основаниях.

Сначала автор текста кратко характеризует теорию мишени и дает ей положительную оценку, опровергая критические суждения ее противников: Основное утверждение теории мишени состоит в том, что... В теории строго анализируются.... Критика теории мишени... основана на произвольном расширении границ этой теории вне рамок ее компетенции....

Затем выделяются базовые идеи структурно-метаболической теории (СТМ): В СТМ постулируется, что... Согласно СТМ, любой радиационный эффект — результат повреждения множественных структур. Эта точка зрения является стержнем всей СТМ. Последняя характеризуется исследователем как не выдерживающая концептуальной и эмпирической проверки: ...биологически активные вещества - понятие расплывчатое и неопределенное; Попытка согласовать основы СТМ с фактами, ей прямо противоречащими, приводит также к эклектизму.... Помимо экспериментальной необоснованности...представления СТМ обладают и методологическими недостатками.

Подчеркиваются преимущества теории мишени, согласующейся с концепцией автора статьи, перед СМТ: Теория мишени четко определила и главные структуры, и вид повреждений... В СТМ не выделяются особые структуры, ответственные за какой-либо радиационный эффект.

На основе этого анализа интерпретируется линия развития радиобиологических исследований: Основной тенденцией развития радиобиологии.., на наш взгляд, явилось...



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Конфликт как междисциплинарная проблема
Речевые жанры научного академического текста
Конфликтный коммуникативный акт: варианты сценариев
Прагматические маркеры ККА
Условия выбора варианта сценария
Вернуться к списку публикаций