2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Речевые жанры научного теоретического текста

Теоретическое исследование как экстралингвистическая основа рассматриваемых речевых жанров. Научные тексты, объективирующие теоретическое исследование, будем называть теоретическими текстами.

Теоретическое исследование представляет собой деятельность ученого по преобразованию, совершенствованию, развитию концептуальных средств науки. Этот вид познавательной деятельности, будучи в определенной мере самостоятельным по отношению к эмпирическому познанию, опирается на свое собственное основание - исходный теоретический концептуальный каркас. Мысль ученого-теоретика движется в собственно теоретическом содержании и направлена от исходного абстрактного знания к выводному конкретному.

В динамической структуре теоретического исследования, рассматриваемого в наиболее общих его чертах, могут быть выделены три основные фазы: 1) создание отправной теоретической онтологии (картины реальности); 2) построение научной теории на уже найденном основании; 3) применение теории для объяснения некоторой группы явлений. В рамках каждой из этих фаз проводятся многочисленные подразделения.

Указанная модель теоретического познания основывается на его внутренней логике: «...без научной картины мира научная теория вообще не может быть построена. Теория представляет собой (формально) связь понятий в рамках научной картины мира. Поэтому построение научной картины мира следует рассматривать как первую стадию теоретического исследования, предшествующую построению теории. Тогда построение теории будет второй стадией, а объяснение определенных явлений этой теорией - третьей стадией теоретического исследования».

В дальнейшем мы будем исходить из предположения о том, что приведенная эпистемическая модель отражает ту форму организации знаний, на которую ориентируется ученый-теоретик в своей познавательно-коммуникативной деятельности, что эта модель в целом и ее отдельные звенья определяют строение жанровых разновидностей научного теоретического текста.

Отправная теоретическая онтология, составляющая предмет первой фазы теоретического исследования, включает в качестве важнейшего компонента специальную научную картину мира (частнонаучную картину реальности), наряду с идеалами и нормами научной деятельности и философскими основаниями науки. Картина реальности, представляющая собой совокупность наиболее фундаментальных принципов и понятий соответствующей отрасли знания, функционирует в качестве исследовательской программы: она ориентирует ученого в постановке проблем и выборе средств построения гипотез.

В структуре теоретического познания элементы специальной научной картины мира жестко не отграничены от тела теории. Собственно построение теории как вторая фаза теоретического исследования в развитых науках чаще всего осуществляется на основе гипотетико-дедуктивного метода, предполагающего выведение знания из общих гипотез. Однако процесс развертывания теории не является чисто дедуктивным: значительную роль в нем играет генетическо-конструктивный метод, предполагающий мысленное экспериментирование с абстрактными объектами. Кроме того, в теорию могут включаться дополнительные положения извне. Корреляции абстрактных объектов, образующих создаваемые ученым схемы теории, описываются средствами естественного языка или же в математической форме.

Третья фаза теоретического исследования - объяснение эмпирического знания - осуществляется в ходе вывода из гипотез теории частных положений, соответствующих эмпирическим законам и опытным данным.

Общее строение теоретических систем по-разному выражается в различных их типах. Теории разделяются прежде всего на математические и эмпирические. Первые представляют собой создаваемые в математике и других формальных науках дедуктивные построения, не имеющие генетической и верификационной связи с опытом и разрабатываемые обычно в особых формальных языках (ввиду чего эти теории далее нами не рассматриваются), между тем для вторых связь с опытом обязательна.

Среди эмпирических теорий естественных и гуманитарных наук различают описательные, математизированные и гипотетико-дедуктивные.

Как уже отмечалось, мы не ставим своей задачей рассмотрение всего многообразия элементов генетической системы научно-познавательного процесса с учетом его варьирования в разных науках, но сосредоточиваемся на объективации в речевых произведениях лишь отдельных узловых звеньев этой системы. В ходе изучения теоретических текстов основное внимание будем уделять тем моделям коммуникативно-познавательной деятельности, которые являются общими для эмпирических теорий различных видов.

Проанализируем научно-речевые произведения, типовой замысел которых заключается: (а) в постановке проблемы, т.е. в осуществлении важнейших типовых действий первой фазы теоретического исследования; (б) в экспликации основного понятия, тем самым в построении тела теории; (в) в опытной проверке выводного теоретического знания.

Постановочный теоретический текст

Композиционно-смысловая структура жанра. Обычно исследователь излагает создаваемую им теорию в серии своих публикаций, нередко начинаемой постановочным текстом.

Общая цель автора постановочного теоретического текста - запечатлеть контуры зарождающейся теории (Если... читатель... сможет расценить книгу как начало ответа на вопрос.., то автор счел бы свою задачу выполненной). Иначе говоря, цель состоит в том, чтобы выдвинуть и - насколько это возможно в начальном пункте исследования - развить исходную гипотезу, - а также обосновать ее истинность и научную значимость. Таким образом, уже при создании постановочного текста автор-ученый, как правило, стремится не только сформулировать проблему, но и развернуть и обосновать зародившуюся концепцию, т.е. в принципе он ориентирован на модель теоретического исследования в целом; однако решение всех задач намечаемой программы пока оказывается невозможным и ученый вынужден ограничиться изложением главным образом базовых идей новой концепции.

В ряде исследований по логике и методологии научного творчества специально рассматриваются типовые действия, составляющие постановку проблемы. Е.С. Жариков выделяет пять групп таких действий: 1. Формулирование проблемы (выдвижение центрального вопроса; фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы; предположительное описание ожидаемого результата). 2. Построение проблемы («расщепление» ее на подвопросы; локализация поля изучения; отграничение известного от неизвестного; группирование подвопросов и определение последовательности их решения). 3. Оценка (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы; проверка наличных возможностей и предпосылок; выяснение степени проблемности; отнесение проблемы к определенному типу; выработка установки на возможность замены одних элементов проблемы другими; нахождение среди решенных проблем аналогичных решаемой). 4. Обоснование (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; выдвижение доводов в пользу возможности и необходимости решения проблемы; выдвижение возражений против проблемы). 5. Обозначение (экспликация понятий, перекодировка проблемы; нюансировка выражения, т.е. подбор наиболее точных языковых средств).

Данная модель в основном отражает направления поиска в самом процессе научного познания и - что естественно для науковедческих работ - в меньшей степени учитывает развитие мысли в процессе порождения текста. Между тем «в текстах появляются дополнительные, по сравнению с исследовательским этапом, чисто «оформительские», коммуникативные задачи». Автору научного сочинения, в частности постановочного, важно не просто выразить, передать те или иные идеи, но и постараться убедить читателей в научной ценности выдвигаемых положений, ввести последние в «актуальное поле» исследований. В связи с этим собственно познавательная программа постановки проблемы трансформируется в познавательно-речевую программу решения этой задачи в ходе развертывания научно-речевого произведения.

Информационным центром сообщения становится изложение методологических принципов концепции и ее базовой гипотезы, а также раскрытие эвристической ценности последней. Кроме того, основное содержание текста образуют анализ проблемной ситуации и формулировка проблемы, предшествующие экспликации главной идеи. Все эти познавательно-речевые действия можно считать обязательными для постановочного текста: без соответствующих блоков информации текст воспринимается как неполный в содержательном отношении. Между тем актуализация в речевом произведении других элементов рассматриваемой познавательной модели факультативна, хотя и весьма желательна.

Нужно отметить, что некоторые из образующих данную модель типовых познавательных действий объективируются в дискурсе лишь в том случае, если это диктуется особенностями конкретной коммуникативной ситуации. Например, компрометация гипотезы, выдвижение против нее возражений принадлежит собственно мыслительному (дотекстовому) этапу исследования. Однако, если велика вероятность того, что эти возражения будут сделаны читателем, автор сочинения нередко сам высказывает их, но при этом с обязательной установкой на последующее их опровержение: ...мы должны констатировать прежде всего негативные ее [готовностной модели языковой личности] характеристики: неполноту.., невыраженностъ системных отношений.., нестабильность... Может создаться впечатление, что собранные вместе эти характеристики ставят под сомнение вообще целесообразность оперирования такой моделью. Однако этот вывод оказался бы поспешным.

Таким образом, анализ показывает, что постановочный теоретический текст продуцируется в соответствии с подвижной узуальной схемой, представляющей собой коммуникативно преобразованную модель процесса постановки проблемы. Что же касается размера создаваемого речевого произведения, то он чаще всего соответствует формату статьи или главы монографии, реже - целой монографии.

Следует подчеркнуть, что данная узуальная схема (жанровая форма), ориентируя субъекта речи на реализацию развернутой системы познавательно-коммуникативных целеустановок, допускает разную степень детализации той или иной цели путем выделения из нее ряда подцелей, использование при этом различных тактик актуализации целеустановок, варьирование круга факультативных задач, а также некоторую свободу в определении последовательности освещения тех или иных вопросов. Поэтому научно-речевые произведения исследуемого жанра, актуализируя рассмотренный выше комплекс обязательных для него целеустановок, тем не менее образуют весьма широкий круг вариантов текстовой организации.

Продемонстрируем особенности реализации жанровой формы постановочного текста на примере конкретных речевых произведений.

В статье А.А. Логунова и др. «Новые представления о пространстве - времени и гравитации» заявлены основные идеи создаваемой автором теории. Статья начинается анализом научных взглядов А. Эйнштейна, определяющих современную физическую картину мира. Выделяются те положения общей теории относительности Эйнштейна, которые исследователь развивает в своей концепции ([В общей теории относительности] нашла воплощение глубочайшая идея о связи материи и пространства).

После этого автор текста выявляет недостатки теории, характеризуя тем самым проблемную ситуацию: Эйнштейн изучил в своем примере только... Поэтому он не доказал утверждения, что...; Из двух различных, но точных соотношений ОТО мы приходим к совершенно взаимоисключающим физическим выводам....

На основе осуществляемого метатеоретического анализа автор-ученый формулирует проблему: В настоящее время известно несколько различных теорий гравитации, которые наряду с ОТО Эйнштейна успешно объясняют известные экспериментальные факты. Однако в этих теориях все еще не нашла своего решения фундаментальная проблема энергии-импульса гравитационных волн. При этом фиксируется противоречие в наличном знании: ...идея Эйнштейна о полной геометризации теории не позволяет считать гравитационное поле физическим полем, обладающим плотностью энергии-импульса.

В дальнейшем содержание проблемы конкретизируется, исследователь предлагает разные ее формулировки. Налицо так называемая нюансировка выражения: Проблема построения калибровочно-инвариантной теории тензорного поля - это прежде всего проблема построения сохраняющегося тензорного тока..., или другими словами, проблема построения плотности лагранжиана вещества...

Информационным центром статьи становится формулировка принципов теории, реализующая установку на внесение изменений в частнонаучную картину мира. Автор статьи переосмысливает уже имеющиеся принципы и выдвигает новые: Одним из ключевых моментов для развития наших представлений о пространстве — времени и гравитации является утверждение, которое мы введем и назовем принципом тождественности, определив его следующим образом: <...>.

Сформулированные исходные представления обосновываются ссылкой на их согласованность с другими фундаментальными физическими законами: ...геометрическое описание движения вещества находится в полном соответствии с законами всех физических полей, в том числе и гравитационного поля.

Исходя из введенных принципов, автор текста разворачивает, насколько это оказывается возможным на данном этапе исследования, схему теории, учитывая при этом возможность вариативных построений: Мы традиционно берем за основу симметрическое тензорное поле второго ранга... Это... одна из возможных схем. Только время и экспериментальные факты позволят сделать окончательный выбор варианта теории.

По мере изложения базовых идей концепции подчеркивается ее сущностная специфика и оригинальность: Именно это обстоятельство отличает наш подход от ОТО Эйнштейна...; Это подозрение является основным.., в чем состоит другое принципиальное отличие...от теории гравитации Эйнштейна.

Целенаправленно акцентируется эвристическое значение концепции: ...в теории имеют строгий смысл обычные представления о переносе энергии физическими полями, и гравитационное поле, так же как и все другие физические поля, переносит положительно-определенную энергию-импульс.

Завершая текст, автор делает замечание о подтверждаемости теории опытом и подчеркивает ее значимость для разработки других фундаментальных физических проблем, хотя эти вопросы ученый специально пока не рассматривает, видя в них тему дальнейших исследований: Как будет показано в последующих работах, теория успешно описывает известные экспериментальные факты и открывает пути объединения ее с квантовыми представлениями.

Статья Л.Б. Меклера «Общая теория биологической эволюции. Новый подход к старой проблеме» начинается анализом фундаментальных доктрин, определяющих современную биологическую картину реальности, - теорий биологической эволюции Дарвина и Ламарка. С позиций создаваемой концепции автор статьи интерпретирует содержание этих теорий, их сильные и слабые стороны: Главная заслуга Дарвина не в том, что он ввел эволюционизм как мировоззрение... Эволюция, по Дарвину, — это превращение изменчивости среди особей в пределах свободно скрещивающейся группы в изменчивость групп в пространстве и времени. Проблема биологической эволюции по-новому формулируется исследователем в соответствии с данными современной молекулярной биологии и генетики. Она ставится в форме вопроса: В чем состоят молекулярные механизмы адаптации организмов к изменяющимся условиям внешней среды, возникновения новых видов и формирования их удивительного совершенства?

Далее автор текста излагает и обосновывает гипотезу о механизме этих процессов и об определяющих их принципах: Можно полагать, что временный недостаток метаболитов, необходимых для синтеза соответствующих белков и мРНК, приведет к «оголению» структурного гена, с которого эта мРНК считывается, что и послужит сигналом для запуска синтеза ДНК и последующего деления клетки; Принцип, определяющий выполнимость этого условия, был назван принципом физико-химического и топологического соответствия.

Автор-ученый подчеркивает преимущества своей концепции перед другими теориями: Все эти факты не находят объяснения с позиций синтетической теории эволюции... Напротив, с позиций данной концепции эти факты легко объясняются... Акцентируется значение концепции для синтеза биологического знания: Следовательно, формирование адаптации к условиям среды обитания может происходить одновременно и по детерминистскому плану.., т.е. согласно ламаркизму, и по законам теории вероятности.., т.е. согласно собственно дарвинизму.

В статье А.В. Бондарко «К проблематике функционально-семантических категорий» предложена новая постановка указанной проблемы. Кратко рассмотрев позицию своих предшественников в этой области (т.е. проследив генетические связи новой концепции), ученый вводит термин, наиболее точно, по его мнению, выражающий суть вопроса (процедура интимизации понятий). Одновременно фиксируется одно из противоречий старого знания: Самый термин «понятийная категория» не вполне удачен, так как он указывает лишь на сферу мышления. Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет о категориях, принадлежащих языку.., целесообразнее использовать другой термин: «функционально-семантическая категория».

После этого вводится центральное понятие концепции, тем самым излагаются гипотетические представления, определяющие принцип построения грамматики: Функционально-семантическая категория выражается морфологическими, синтаксическими, словообразовательными, лексическими средствами языка, различными комбинациями средств контекста. Такая категория имеет определенную структуру. Ее можно трактовать как функционально-семантическое поле...

Исследователь выявляет содержательные связи своих представлений с другими концепциями: В учении о русском глаголе прямое отношение к нашему вопросу имеет концепция модальности, выдвинутая В.В. Виноградовым.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Имена собственные как объект лингвистического исследования
Конфликт как феномен языка и речи
Сопоставительный анализ семантических основ урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Формирование системы культурных концептов в рамках когнитивных возможностей личности
Аспекты лингвистического описания речевого конфликта
Вернуться к списку публикаций