2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Речевой жанр «Сообщение об эмпирической закономерности причинно-следственного типа»

Композиционно-смысловая структура жанра. Как известно, для того чтобы установить причинно-следственную эмпирическую закономерность, необходимо выявить зависимость между изучаемым явлением и предшествующим обстоятельством, а это, в свою очередь, требует сопоставления наблюдаемых в разных условиях характеристик явления, чему предшествует фиксация опытных данных. Познавательный процесс выступает здесь как комплексное действие, включающее ряд подготовительных действий. При переходе от предтекстовой стадии создания научно-речевого произведения к собственно продуцированию текста его автор с учетом фактора адресата излагает результаты этих познавательных действий, объективируя тем самым в речи логику научного поиска. Эта логика в основных чертах определяет композиционно-смысловую структуру жанра (суперструктурную схему), организующую тематические текстовые единицы.

В результате жанровая целеустановка представить читателю выявленную причинно-следственную закономерность предполагает: а) фиксацию данных опыта в разных исследуемых условиях (чаще всего при описании результатов эксперимента), а также их сопоставление и предварительную группировку, б) ранжирование этих данных - обычно по возрастанию или убыванию признака, - направленное на демонстрацию обнаруженной причинно-следственной зависимости, в) утверждение о наличии эмпирической закономерности (основанием для чего служит статистическая обработка данных опыта).

Эта целеустановка может реализоваться не только в отдельном речевом произведении, но и в субтексте (в большинстве случаев при компрессированном изложении). Очень часто автор текста рассматривает зависимость изучаемого явления не от одного, а последовательно от нескольких (многих) предшествующих обстоятельств или же зависимость нескольких явлений от какого-либо обстоятельства (обстоятельств), т.е. описывает целый ряд эмпирических закономерностей. В результате размер речевого произведения может увеличиваться - от небольшой статьи (наиболее типичный случай) до объемной книги.

Эмпирическая закономерность может быть представлена читателю не только в форме вывода, но и проспективно (иногда как гипотеза), а затем подтверждена фактами. Следовательно, расположение тематических макроструктур зависит от выбранного автором индуктивного или дедуктивного способа изложения. Описание свойств объекта в разных условиях опыта может быть не только вербальным, но и табличным или графическим. Очень часто эта текстовая единица совмещается с сопоставлением опытных данных.

Наряду с актуализацией указанной цели как основной для текстов рассматриваемого жанра во многих случаях попутно решаются и другие исследовательские задачи, тесно связанные с установлением эмпирической закономерности, например нахождение условий, при которых изменение явления дает наилучший в практическом отношении результат; гипотетическое объяснение установленной закономерности более общей закономерностью, т.е. раскрытие «механизма» явления, процесса и др.

Обратимся к примерам.

В статье А.П. Казея (1990) исследуется зависимость развития корневой системы и наземных органов сосны от напряженности внутривидовых отношений. После характеристики проведенного вегетационного опыта автор отсылает читателей к таблицам, представляющим собой описание видоизменений изучаемого объекта в разных предусмотренных опытом условиях: ...были измерены подземные органы и прирост двулетних растений во всех вариантах опыта (табл.1). Затем на основе сопоставления данных измерения демонстрируется наличие причинно-следственной зависимости: В первом варианте опыта масса надземной и подземной частей растений была наибольшей, а в остальных она снижалась по мере загущенности. Обобщая результаты наблюдений, автор констатирует наличие эмпирической закономерности: Таким образом, усиление напряженности внутривидовых отношений... вызывает отставание в физиологическом развитии корневой системы..., а также отставание в приросте биомассы надземных и подземных органов.

В.А. Киркинский и В.Г. Якушев (1971) рассматривают в своей статье влияние давления на температуру размягчения сульфида мышьяка (попутно затрагивая и другие вопросы). Описание опытных данных в разных условиях эксперимента представлено графиком (Результаты экспериментов приведены на рисунке), который наглядно демонстрирует причинно-следственную связь: Как видно, зависимость Tg от давления практически линейна. В результате делается вывод об установлении эмпирической закономерности: Температура размягчения стекла As2 S3 растет с увеличением давления.

Лингвистический труд «Русский язык по данным массового обследования» посвящен изучению зависимости употребления вариативных языковых форм от социальной характеристики носителей языка. Авторами устанавливается ряд эмпирических закономерностей в области фонетической, морфологической и словообразовательной вариативности, что и составляет основное содержание книги.

Например, вывод о влиянии возраста информантов на частоту ассимилятивного смягчения зубных согласных перед мягкими губными, т.е. о существовании эмпирической закономерности, делается на основе сопоставления данных опыта, демонстрирующего наличие причинно-следственной связи между указанными явлениями: ...средняя частость мягкого зубного с сочетании «зубной + губной» у лиц самого старшего поколения (90-х годов рождения) равна 0,289, а у самого младшего (40-е годы рождения) — 0,126, т.е. в два с лишним раза меньше.

Стилистико-речевая организация текстовых единиц рассматриваемого жанра. Описание данных опыта в разных исследуемых условиях обычно бывает наиболее экономным и вместе с тем репрезентативным при использовании таблиц и графиков. Разные столбцы таблицы представляют количественные (реже качественные) показатели соответственно предшествующего обстоятельства и изучаемого явления. Изменение этих показателей прослеживается в таблице при переходе от одной строки к другой.

В случае вербального описания автор последовательно переходит от одних предшествующих обстоятельств к другим, - чем определяется композиция тематической макроструктуры, - всякий раз раскрывая значения рассматриваемого параметра (или нескольких параметров) объекта. Причем чаще всего описание не только фиксирует опытные данные, но и выполняет функцию их предварительной группировки путем сравнения, сопоставления, указания на их сходство и различие.

В бесщелочном берилле 483 абсолютно преобладает вода типа I (С2 - С6), характеризующаяся полосами валентных колебаний 3696 и 3555...

Спектры К-, Rb- и Cs-бериллов (435, 7, 352) подобны друг другу и близки спектру бесщелочного берилла 483. В спектрах этих бериллов, так же как и в спектре берилла 483, существенно преобладает вода типа I...

Иной тип спектра дает Na-берилл 338. Кроме воды типа I... в ?a-берилле в значительном количестве наблюдается вода II (С2//С6)...

Спектр Li-берилла совершенно аналогичен спектру Na-берилла...

Как видим, композиция текстовой единицы определяется последовательным рассмотрением различных видоизменений явления (ИК-спектров воды) в разных предшествующих обстоятельствах (типах берилла).

В предложении средством выражения предшествующего обстоятельства чаще всего выступает детерминант: В бесщелочном берилле 483 абсолютно преобладает вода типа I; ...в Na-берилле в значительном количестве наблюдается вода II... Еще примеры: ...у красно-серых полевок акустическая активность достоверно меньше; На пробных площадях 73, 74 хвоя на протяжении всей вегетации была менее влажной... Ср. иное построение предложения: Бесщелочной берилл 483 характеризуется абсолютным преобладанием воды типа I; Акустическая активность красно-серых полевок достоверно меньше.

Предварительно группируя данные опыта, автор научно-речевого произведения использует средства сравнения, сопоставления, выражения их сходств и отличий: Спектры К-, Rb- и Cs- бериллов (435, 7, 352) подобны друг другу и близки спектру бесщелочного берилла 483; В спектрах этих бериллов, так же как и в спектре берилла 483, существенно преобладает вода типа I...;

Иной тип спектра дает Na-берилл 338; Спектр Li-берилла совершенно аналогичен спектру Na-берилла...

Налицо особый тип описания, выражающий специфику рассматриваемого речевого жанра.

Другая текстовая единица - представление читателю установленной причинно-следственной зависимости в ходе ранжирования опытных данных (если показатели количественные, то, как указывалось, они группируются в ряды по возрастанию или убыванию признака):

Все показатели были наибольшими в первом варианте (одно растение на сосуд) опыта и на треть превышали их величину в вариантах 6 и 7, в остальных были несколько выше, чем в двух последних, но меньше, чем в первом...;

Пробы 1-3, где силикат представлен железо-марганцевыми оливинами, за первые 5 мин окисляются на 55-80 %, а шлаки 1 и 5, где силикат обогащен окислами кальция и магния, - только на 20-35 %.;

Средняя частость мягкого согласного не на стыке морфем равна 0,451, а на стыке - 0,317; После гласного переднего ряда частость мягкого равна 0,517, после гласного непереднего ряда — 0,420.

К числу наиболее регулярно используемых средств оформления этой текстовой единицы относится предложение сравнительной семантики с однородными сказуемыми. Последние могут быть именными с присвязочной частью, выраженной формой сравнительной или превосходной степени прилагательного (Все показатели были наибольшими в первом варианте... опыта..., в остальных были выше, чем в двух последних, но меньше, чем в первом), и / или глагольными, тоже имеющими семантику сравнения (превышали их величину в вариантах 6 и 7). Характерно, что при предикате, выражающем сравнение, зачастую имеется компонент, указывающий на количественное различие значений рассматриваемого параметра объекта, как показатель отчетливого проявления зависимости: ...на треть были выше... (превышали...). В роли детерминанта предложений этого типа или конституента входящего в предложение сравнительного оборота, как и при описании, выступает номинация предшествующего обстоятельства, влияющего на видоизменение свойств объекта: В первом варианте опыта масса... была наибольшей...; ...была меньше, чем в первом варианте опыта.

Другая тактика демонстрации причинно-следственной зависимости состоит в представлении читателю необходимых количественных показателей без эксплицитного анализа, при этом уже само соотношение приводимых чисел (иногда акцентируемое частицами) должно указывать на наличие данной зависимости. Средством реализации этой тактики в большинстве случаев выступают сложносочиненные или бессоюзные сложные предложения с сопоставительными отношениями между частями, а также сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными: Пробы 1-3... окисляются на 55-80 %, а шлаки 1 и 5... - только на 20-35 %. После гласного переднего ряда частость мягкого равна 0,517, после гласного непереднего ряда — 0,420 (ср.: Если пробы 1-3 окисляются на 55-80 %, то шлаки 1 и 5 — только на 20-35 %).

Наиболее употребительными строевыми словами данной текстовой единицы являются: прилагательные наибольший, наиболее, большой (больше, больший), наивысший, повышенный, высокий (выше), максимальный, наименьший, наименее, малый (меньше, меньший), низкий (ниже), минимальный, промежуточный, одинаковый, глаголы превосходить, превышать, расти, возрастать, повышаться, снижаться, уменьшаться, наречия значительно, явно, несколько, частицы лишь, только, составные предлоги в сравнении с, по сравнению с, сравнительно с, союзы a, же, в то время как, тогда как, если...то и др.

Текстовая единица утверждение о наличии эмпирической закономерности причинно-следственного тип а чаще всего выражается:

двусоставным глагольным предложением с семантикой а) обусловленности, взаимосвязи явлений: ...усиление напряженности внутривидовых отношений... вызывает отставание в физиологическом развитии корневой системы; Увеличение содержания Сr203 обусловливает повышение показателей преломления; ср. синонимичные предложения без глаголов типа вызывать, обусловливать: Морфемная граница... снижает [= вызывает снижение] частоту мягкого; Давление увеличивает скорость кристаллизации стекла селенида мышьяка...; б) изменения предмета, явления, признака; в этом случае предложение содержит обстоятельственный детерминант со значением обусловленности: Температура размягчения стекла As2N3 растет с увеличением давления; ...с увеличением в структуре кордиерита содержания кремния возрастает удлинение кристалла;

сложноподчиненным предложением с придаточным сопоставительным: ...чем дальше социальная группа от профессионально-технических сфер, тем меньший процент форм на -а используют в своей речи представители этой группы; ...чем выше содержание окислов вандия в шлаках, тем интенсивнее идет процесс окисления.

Итак, система познавательных действий третьей стадии эмпирического исследования, направленных на открытие эмпирического закона (как и системы действий предшествующих стадий научнопознавательного процесса), в основных чертах определяет содержа- тельно-смысловую организацию открытого множества текстов, характеризующуюся особым поверхностно-речевым оформлением, специфической стилистико-речевой системностью (в границах речевой системности научного стиля).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Базовые характеристики управленческой коммуникации: управленческий дискурс
Квалитативно-квантитативный компаративный анализ опубликованных региональных словарей русских народных говоров
Стереотипность шлягера как текста массовой культуры
Речевые жанры научного академического текста
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Вернуться к списку публикаций