2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Приведем характерные примеры реализации данной формы в целом речевом произведении.

Статья Л.Л. Занохи «Классификация луговых сообществ тундровой зоны полуострова Таймыр: ассоциация Pediculari verticillatae - Astragaletum arctici» начинается общей характеристикой объекта исследования: Луговые сообщества являются одним из компонентов растительного покрова тундровой зоны. В условиях Крайнего Севера они формируются только при особенно благоприятном сочетании экологических факторов... Затем предельно кратко — путем ссылки на известную геоботаническую концепцию - раскрываются принципы классификации: В основу предлагаемой работы положены принципы классификации растительности, разработанные школой Браун-Бланке. После этого перечисляются выделенные классы: ... выделены 3 ассоциации - Pediculari verticillatae - Astragaletum arctici, Saxifrago hirculi - Poetum alpigenae, Sanguisorbo officinalis - Allietum schoenoprasi. Далее приводится диагноз одной из ассоциаций и ее викариантов: Диагностическая комбинация видов включает в себя... Для сообществ типичны густой и сомкнутый травостой... и, как правило, мозаичное горизонтальное сложение.

Примером развернутой актуализации в тексте лишь одного макрокомпонента рассматриваемой жанровой формы может служить статья Д.С. Штейнберга «Основы классификации гранитоидов Урала». На основе анализа сложившихся знаний о предмете исследования автор намечает основание деления для разных ступеней подчинения, представляя в итоге классификационную схему объекта: Во всех химических классификациях величиной первого порядка является сумма щелочей, а соотношения калия и натрия - величина второго порядка. При трехчленном делении выделяются сиениты, граносиениты, граниты; при пятичленном добавляются кварцевые сиениты и граносиенит-граниты <...> можно применять общее для всего ряда подразделение по степени известковитости на нормальные известково-щелочные разности...

Содержание статьи И.Ф. Новосельцевой « Типы светлохвойных лесов Селенгинской Даурии» в основном составляют развернутые диагнозы выделяемых классов (типов): [Сосняки рододендроновые (Pineta rhododendrosa)]. Это самая распространенная группа сосновых лесов обследованного района. Отличительным признаком включенных в нее лесов служит хорошо развитый подлесок из рододендрона даурского.., довольно высокий бонитет (III), хорошее возобновление без смены пород, развитый травяно-кустарничковый ярус... Перечень основных классов представлен здесь не отдельным проспективным фрагментом текста, а в виде заглавий, под которыми помещаются диагнозы. Принципы классификации не эксплицируются, что типично для такого рода речевых произведений.

Нередко авторский замысел предусматривает развернутое изложение нескольких классификационных схем (как компонентов общей схемы). В этом случае исследование обычно не укладывается в рамки статьи. Например, «Классификация лунных магматических пород» включает в себя «две классификационные системы: общую или генеральную систематику для всех лунных пород (гл.1) и отдельно классификацию основных пород (гл.2)». Кроме того, в третьей главе намечаются важнейшие классификационные деления еще для ряда разновидностей пород, а в четвертой - лунные породы сравниваются с земными. Естественно, что рассмотрение указанных вопросов требует относительно большого текстового пространства. При этом речевое произведение в целом и в отдельных своих частях (во второй, а частично в первой и третьей главах) реализует виртуальную схему исследуемого жанра. Так, в данном тексте вслед за анализом предшествующих исследований определяется основание деления лунных магматических пород: ...основу систематики составляют химический состав, выраженный в процентах, и, где это возможно, модальная (реальная) минералогия. Далее устанавливаются главные классификационные подразделения: Общая систематика лунных пород... предусматривает выделение пяти главных номенклатурных единиц - типа, класса, группы, ряда и семейства.... Затем определяется основание деления для каждой номенклатурной единицы, например: Группы лунных магматических пород делятся по разному уровню магнезиальности (Mg О, %) на ряды. После этого перечисляются выделяемые классы (с указанием значения основания деления): По содержанию Mg О среди лунных пород выделяются четыре ряда: 1) высокомагнезиальный (Mg О > 24 %), 2 ) магнезиальный [Mg О 12 (+_1) – 24%], 3) умеренномагнезиальный - нормальный [(Mg О 3- 12 (+_1)%], 4) низкомагнезиалъный (Mg О О-3 %) (Кл., И). В ходе классификации магматических пород основного состава приводятся диагнозы видов этих пород: [Ильменит - оливиновое габбро]. Данный вид габброидов отличается от других видов обилием ильменита (>10 %) и высокими значениями Fe О (21-25 %)... Характерно низкое содержание Al2О3 ... Специфичен низкоглиноземистый характер пород.

Итак, жанровая форма классификационного текста представляет собой достаточно гибкую комбинаторную модель, легко модифицируемую в зависимости от особенностей коммуникативнопознавательной ситуации и индивидуальных авторских интенций.

Стилистико-речевая организация текстовых единиц исследуемого жанра. Определение понятия об исходном множестве объектов - подготовительное действие, облегчающее выбор основания классификации. В самом деле, научное понятие наиболее глубоко отражает существенные признаки предмета, один же из этих признаков (реже большее их число) берется исследователем в качестве основания деления. Более того, указанное познавательно-речевое действие во многом предопределяет строение и границы всей классификационной системы: «от того, как мы определим понятие, какие свойства мы включим в его содержание, как вследствие этого будет очерчен его объем, зависят дальнейшие классификации...». Ср.: Уточнение термина «кимберлит» потребовало уточнения и классификации кимберлитовых пород...

Обычно понятие о множестве классифицируемых объектов определяется через ближайший род и видовое отличие. При этом дефиниция как краткая и сжатая характеристика сущности предмета часто оказывается недостаточной, в связи с чем автор текста дополняет ее рядом высказываний, раскрывающих существенные признаки предмета. В других же случаях дефиниция завершает ряд таких высказываний. Обе эти узуальные схемы определения понятия стандартны, воспроизводимы, они входят в арсенал средств развертывания дискурса. Ср.:

Кимберлиты — это группа улътраосновных пород, часто обогащенных алюминием и щелочами порфировых пород, сложенных вкрапленниками оловина, флогопита, ильменита, акцессорными зернами пиропа, хромдиопсида, эпстатита и алмаза, заключенными в основной массе, содержащей микролиты клинопироксена, иногда монтичеллита и мелилита, а изредка, возможно, и в голостекловатой основной массе. Обычно породы сильно изменены и основная масса нацело замещена вторичными минералами.

В отличие от сходных в петрографическом отношении мей-мечитов, мелилитовых базальтов, пикритовых порфиров и других близких пород кимберлиты содержат алмаз и пироп...


Все территориальные единицы входят в качестве компонентов в территориальные единицы более высоких уровней сложности и, за исключением однородных, состоят из территориальных единиц более низких уровней сложности. Компоненты одной территориальной единицы связаны друг с другом общими причинами ее расчленения и выделения из растительного покрова.

Следовательно, территориальная единица растительного покрова — это его участок, выделяющийся под воздействием специфической причины и имеющий на всей своей площади сходный состав компонентов и один тип горизонтальной структуры, определенные единой, но уже другой причиной ее расчленения.

Поверхностно-речевая организация данной тематической макроструктуры может быть квалифицирована как тип речи, характеризующийся своими особенностями отбора и употребления разноуровневых языковых единиц. Действительно, установка на определение объекта исследования обусловливает использование предложений со значением квалификации. Активно употребляются в этой роли двусоставные именные предложения с нулевой связкой, со связками и связочными образованиями это, есть, являться, представлять собой и др., а также стандартизированные предложения иной структуры - глагольные подлежащно-сказуемостные, безличные, обобщенно-личные. Ср.: ... территориальная единица растительного покрова - это его участок...; Под территориальной единицей растительного покрова мы понимаем (понимается, обычно понимают) его участок... При этом типично осложнение предложения определительными оборотами, фиксирующими выявляемые признаки объекта: ...пород, обогащенных алюминием...; участок, выделяющийся под воздействием специфической причины...

Необходимость передачи информации о существенных свойствах и связях предмета обусловливает также широкое использование предложений характеризующей семантики. При этом отношение «предмет - открываемое в нем свойство» чаще всего выражается предложениями со структурой N1 - Adj1 кратк., N1- Part1 кратк.., N1 - Vf. В последнем случае выбор конкретной синтаксической модели зависит от плана исследования и в связи с этим от типового содержания сообщения. Так, в приведенных текстовых фрагментах, представляющих исследование состава изучаемых объектов, закономерно употребление предложений с глаголами партитивного значения: ...кимберлиты содержат алмаз и пироп...; ... территориальные единицы входят в качестве компонентов в..., состоят из территориальных единиц более низких уровней сложности. Характерно при этом употребление несовершенного вида настоящего времени глагола для выражения ситуации постоянного отношения.

Своеобразие лексического состава данной текстовой единицы связано с повтором (часто многократным) номинации исходного множества объектов: Кимберлиты - это...; ...кимберлиты содержат...; под названием «кимберлиты» объединяются....; Все территориальные единицы входят в...; Компоненты одной территориальной единицы связаны друг с другом...; Следовательно, территориальная единица растительного покрова - это... Высокоупотребительны строевые слова, а) выступающие конституентами предложений квалификативной или характеризующей семантики - прежде всего связки и связочные образования, глагол характеризоваться, б) участвующие в выражении того типа семантических отношений, который соответствует плану исследования, например, глаголы партитивной (в других случаях причинно-следственной, бытийной, поссесивной) семантики, существительные состав, элемент, компонент и др.

После того как понятие об исходном множестве предметов определено (или интерпретировано), автор классификационного текста формулирует основание деления этого понятия. Соответствующая текстовая единица обычно выражается либо стандартизированными предложениями-высказываниями типа: В основу классификации (типологии, систематики, разделения) положен признак...; Основанием классификации является...; Основу классификации составляет...; Классификация производится по...; За основу выделения классов (видов, типов, групп) принят...; Для классификации использован критерий...; В качестве критерия для выделения классов принят...; Классы устанавливаются на основании...; Классы выделяются в зависимости от... При выделении классов учитываются признаки...; Мы разделяем классы по... и под., либо субвысказыванием (чаще всего именем существительным в дательном падеже с предлогом по) в составе «особой разделительносоединительной синтаксической конструкции», которая используется для сообщения как об основании деления, так и о выделяемых классах: По минералогическому составу кимберлиты обычно разделяются на два типа - базальтоидные и лампрофировые (слюдяные).

Следующая текстовая единица - перечисление выделенных классов - чаще всего оформляется завершающими указанную конструкцию однородными членами предложения (иногда с нумерацией): По текстурно-генетическим признакам кимберлитовые породы разделяются на три большие группы: 1) кимберлиты; 2) эруптивные брекчии кимберлитов; 3) туфобрекчии кимберлитов. В ходе дальнейшего изложения подобные номинации могут становиться заголовками разделов текста, содержащих диагнозы соответствующих классов. Данная соединительно-разделительная конструкция выступает в ряде стандартных вариантов: Выделяются (выделяем, могут быть выделены) следующие классы (виды, типы, группы..., два, три, четыре... класса:...); Изучаемые объекты делятся (можно разделить, могут быть разделены) на классы...(представлены следующими видами:..., образуют [объединяются в] следующие группы:...); В класс объектов включаются следующие подклассы: Всего выделено столько-то классов... и др.

Репертуар лексических средств, используемых в такого рода высказываниях, составляют: обозначение исходного множества опытных данных - луговые сообщества, магматические горные породы и под., - классификационные глаголы (и образованные от них краткие страдательные причастия) - выделять (ся), включать (ся), входить, группировать (ся), делить (ся), объединять (ся), охватывать, подразделять (ся), разбивать (ся), разделить, разделять (ся), расчленять (ся), образовать и некоторые др., релятивные существительные со значением класса - вид, группа, класс, отдел, пачка, порядок, род, ряд, семейство, тип, формация и др., - обычно сочетающиеся с количественными числительными, с прилагательным следующий или указательным местоимением такой.

Выделение в процессе классификации многочисленных особенных форм объекта зачастую требует введения новых номенклатурных обозначений: Такую однотипность я предлагаю называть изоморфной; Вторую группу терминов можно назвать уникальной.

При изложении классификационной схемы последовательность высказываний, выражающих классификационное отношение на разных ступенях подразделения, иногда образует значительные по размерам текстовые фрагменты (нередко дублируемые таблицами):

На первом этапе комбинации делятся на две группы: ТЕ с согласованной и ТЕ с несогласованной неоднородностью. ТЕ первой группы подразделяются снова на две группы — с последовательной и непоследовательной неоднородностями. ТЕ с непоследовательной неоднородностью делятся на ТЕ с однотипной и неоднотипной неоднородностью. ТЕ с несогласованной неоднородностью тоже подразделяются на группы с однотипной и неоднотипной неоднородностью... ТЕ с несогласованной неоднородностью подразделены мной на 2 структурных типа: альтернаты... с однотипной неоднородностью и конфузионы с неоднотипной неоднородностью...


...обстановки активного тектонического режима по преобладанию нисходящих или восходящих движений...подразделяются на геосинклинальные и эпиплатформенные орогенические (третий ранг, или уровень). Первые делятся (четвертый ранг) на магматичные («эвгеосинклинальные») и амагматичные («миогеосиклинальные»), затем - на вулканические и авулканические, осадочные (пятый ранг). Вулканические обстановки делятся по положению магматических очагов в мантии или коре (шестой ранг), режиму разгрузки (седьмой уровень) и степени застойности (восьмой ранг), а затем, уже на формационном уровне, в данной группе (девятом ранге) по характеру экзогенной среды — на подводные и наземные, субаэральные... Осадочные обстановки геосинклиналей... уже на шестом уровне подразделяются на морские и континентальные, на седьмом — на обстановки прогибов и поднятий, на восьмом - по соотношению прогибания со степенью компенсирования обломочным питанием, на девятом — по обилию (массе) последнего и на десятом, формационном, - по климату.

Налицо особый тип речи, в высокой степени стандартизированный, являющийся объективацией указанного сложного коммуникативно-познавательного действия.

Последний компонент виртуальной схемы жанра - диагноз выделяемых классов. Как текстовая единица диагноз представляет собой последовательность высказываний, фиксирующих наиболее важные дифференциальные признаки соответствующих классов. Построение диагноза подчиняется правилу: дифференциальные признаки даются «в порядке их диагностической важности (или в том порядке, который автор считает соответствующим их важности)». При оформлении этой тематической макроструктуры типично использование (помимо языковых средств, предполагаемых соответствующим планом исследования - морфологическим, функциональным и т.д.) сравнительно- сопоставительных синтаксических конструкций и ряда строевых слов — особенность, отличие (отличаться, отличительный), своеобразие (своеобразный, своеобразно), специфика (специфичный, специфично), характерный (характеризоваться) и др.:

Характерная особенность минерального состава пород этого семейства - повышенное содержание... Характерно также широкое развитие оливина..., в отличие от базальтов нормальной щелочности... Специфично, что оловин широко распространен в минеральных парагенозисах.

Таким образом, субъект речи, приступая к продуцированию классификационного текста, имеет в своем распоряжении в качестве жанрообразующих средств как общую комбинаторную модель построения текста, включающую указанные типовые тематические макроструктуры и узуальные схемы организации этих макроструктур (данная модель играет важную роль и при интерпретации текста реципиентом), так и набор разноуровневых языковых единиц и клише, практикой общения приспособленных к выражению соответствующих типовых смыслов.

Экстралингвистической (когнитивной) основой данного речевого жанра выступает вторая фаза эмпирического исследования - установление объективного распределения явлений по группам.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Концепт «менеджмент» в американской лингвокультуре: структура и содержание
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Устюг Великий и Соль Вычегодская как книжные центры позднего средневековья и традиции ранних областных литератур древней Руси.
Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов
О некоторых принципах выявления поэтизмов в прозаическом тексте (Гиппократов Корпус)
Вернуться к списку публикаций