2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Отражение особенностей познавательного процесса в речевой организации анализируемой текстовой единицы отчетливо обнаруживается и в области грамматики (словообразования, морфологии, синтаксиса). Так, для рассматриваемого типа описания закономерно широкое употребление прилагательных, образованных от основ имен существительных посредством суффиксов -am-, -чат- и имеющих значение «характеризующийся внешним признаком, названным мотивирующим словом»: сетчатый, складчатый, желобчатый, пластинчатый, черепитчатый и т.п., а также сложных прилагательных с опорным компонентом -видный или -образный, употребляемых в значении «имеющий вид того (подобный тому), что названо первым компонентом»: грушевидный, кармановидный, нитевидный, пузыревидный, шаровидный, аркообразный, волнообразный, зигзагообразный, редькообразный, слюдкообразный и под. Не менее показательно широкое употребление сложных прилагательных, характеризующих цветовые оттенки или особенности формы исследуемых объектов: розовато-желтый, бледно-фиолетовый, темно-серо-лиловый, продолговато-округлый, удлиненно-таблитчатый и под. Таким образом, активизируются словообразовательные средства, наиболее подходящие для описания внешнего вида объекта.

В области морфологии весьма показательна высокая употребительность предложно-падежных форм имени, указывающих на место нахождения предмета (описываемого нового объекта или его компонентов): предложного падежа имени с предлогами на, в, творительного падежа с предлогами перед, между, под, над, за, родительного падежа с предлогами у, вдоль, дательного падежа с предлогом по и некоторых других. Ср.: Новый фосфат... высаживается чаще всего на урановых слюдках; В основании латиламины колликулы очень выпуклые; Церебральные органы ... расположены перед мозгом; ...из них 5-6 расположены между лепестками; Вершинный бугорок под апикальным краем передних голеней; Катион натрия расположен над центром шестичленного кольца; Желудок начинается сразу за вентральной комиссурой мозга; У края загиба имеется шейка; ... на четырех уровнях вдоль оси а;... поры расположены... только по краю.

Примечательна резкая активизация творительного падежа имени существительного с предлогом с как средства характеристики целого по части, детали - в связи с описанием состава, структуры, формы объекта: Панцирь... с поясковым ободком.., иногда с прозрачным чехлом в виде ободка... Створки... треугольные с широко закругленными углами... Ареолы пороидные с велумом... Периферическая часть створки... с камерами-альвеолами или с псевдосептами и псевдоальвеолами. Загиб створки большей частью высокий, с ареолами кольцевидная диафрагма... с 4-5 сквозными круглыми перфорациями .

Характерно функционирование числа имен существительных - преимущественное употребление форм как единственного, так и множественного числа при указании на класс предметов, явлений, т.е. употребление этих форм в контекстуально обобщенном значении. Так, формы единственного числа в составе анализируемой текстовой единицы чаще всего имеют дистрибутивную и вместе с тем обобщенную семантику: Растение однолетнее... Стебель слабый... Венчик... желтоватый... Завязь голая. Предполагается, что каждый представитель описываемого нового вида является однолетним растением, имеющим тонкий стебель, желтоватый венчик и т.д., при этом существительное (растение, стебель, венчик и др.) выражает общее понятие, обозначает не единичный предмет, а класс предметов.

Формы множественного числа чаще всего выражают отвлеченное значение этого же типа: они указывают не столько на раздельное множество считаемых предметов, сколько на классы предметов, явлений, ср.: Дихазии рыхлые... Цветоножки 3-7 мм дл., голые... Тычиночные нити едва длиннее трубки венчика. Пыльники желтые.

Закономерен отбор и синтаксических средств. Так, необходимость описания формы, цвета, других качественных характеристик нового объекта обусловливает широкое употребление структурной схемы N1 – Adj полн.: Излом неровный; Минерал красный. Реже при выполнении этого коммуникативного задания в сказуемом используется краткая форма прилагательного или же причастие в значении прилагательного (Зерна минерала прозрачны; Тело слегка уплощенное). Основным синтаксическим средством количественной характеристики предмета, явления выступает двусоставное именное предложение с присвязочным членом, выраженным группой числительного: Высота шипиков 1.5 - 1.7 мкм; Твердость 4-5. При описании состава объекта типично использование модели N1 - Vf с глаголом партитивной семантики: Эпителий кишки состоит из ацидофильных железистых и ресничных клеток...; Клетки образуют нитевидные колонии. Подлежащно-сказуемостные глагольные предложения широкоупотребительны и при рассмотрении местоположения, а также взаимосвязи частей объекта. Характерно, что в этом случае предикат регулярно выражается реляционными глаголами, называющими пространственные отношения: ...мускульные волокна идут [«пролегают, располагаются где-л.»] от продольной мускулатуры стенки тела к хоботу; ...блоки из зигзагообразных октаэдрических цепочек... разворачиваются [«растягиваются в длину»] вокруг осей.... Активны в этой функции и предложения со сказуемым - кратким страдательным причастием: ...створки ареолы и поры расположены беспорядочно; Одна из двух кристаллографически неэквивалентных групп... обращена к слою кислородным основанием. Установка на фиксацию характерных особенностей объекта определяет широкое использование глагольных предложений бытийной семантики: В периферической части створки имеются простые или сложные камеры-альвеолы...; На гранях пинакоида... наблюдается штриховка....

Как видим, описание морфологического плана изучаемого предмета опирается на устойчивый репертуар структурных схем предложения в определенных семантических разновидностях. Закономерно при этом, что предложение очень часто осложнено однородными сказуемыми, обозначающими выявляемые признаки объекта: Соединительные шипы короткие, лопатковидно расширенные; Минерал двуосный, оптически отрицательный; Листья линейные, 10-12 мм дл., около 1 мм шир., с нижней стороны желобовидные.

Итак, описание нового объекта (в данном случае - его морфологической стороны), выступающее основным конституентом рассматриваемой жанровой формы, предполагает отбор и активное использование определенного круга разноуровневых языковых средств, участвующих в создании особой стилистикоречевой системности, отличающей эту текстовую единицу от других.

Характеризуя речевую системность, нужно учитывать, что ее макроокраска определяется не только подбором, частотой употребления, размещением средств языка, но и - в ином отношении - коммуникативной целенаправленностью высказываний. Действительно, отправитель речи стремится к тому, чтобы его намерение было узнано адресатом, и в нормальном случае достигает этой цели. Например, адресат, воспринимая рассматриваемую нами текстовую единицу, осознает реализованную автором установку - зафиксировать результаты систематизированного наблюдения нового объекта. Если же эта установка не осознана, то не понят и смысл сообщения. Можно поэтому утверждать, что коммуникативное намерение автора входит в само содержание (модусное) высказывания (Шмелева, 1988; 1994) или последовательности высказываний и что учет этого намерения важен для лингвостилистической характеристики речи (текста).

В этой связи отметим, что другая текстовая единица, предполагаемая виртуальной схемой анализируемого речевого жанра, - описание комплекса наиболее важных дифференциальных признаков нового объекта - в собственно языковом отношении может ничем не отличаться от рассмотренной единицы (речевой фиксации результатов целенаправленного наблюдения). Так, стилистико-речевая специфика текстового фрагмента

Диагноз вида. Мелкие мопостилиферные немертиды, длиной 3,5 — 8 мм, с полупрозрачными желтоватыми покровами. ?-образные головные щели расположены вентролатералъио, шейная борозда замкнутая. Четыре красных глаза. Головная железа слабо развита <...>.

заключается не в особенностях отбора и использования языковых средств (эти особенности такие же, как и у предшествующей текстовой единицы), а в особой модусной окраске, определяемой познавательно-речевой интенцией автора - его намерением фиксировать главнейшие отличительные признаки нового объекта.

Третья текстовая единица (из числа образующих основу смысловой структуры жанра) - определение места нового объекта в системе известных явлений - предполагает предоставление читателю информации о сходстве и отличиях между данным объектом и другими, прежде всего родственными ему. Это обусловливает активное использование языковых единиц, с помощью которых может быть реализовано это познавательно-речевое задание. Наиболее употребительны клишированные конструкции что относится к чему; ‘что отличается от чего чем; ‘характерным отличием чего является что; ‘что близко чему; ‘что сходно с чем; ‘что напоминает что; синтаксические структуры сопоставительной и сравнительной семантики.

Примеры: Новый минерал ... относится к структурному типу CdI2; Gerronostroma immemoratum отличается от G. concentricum... более сближенными ламинами; Наиболее характерными различиями являются...; Новый вид близок к P. longidentatum, но в отличие от него имеет тупые треугольные (а не острые продолговатые) чашелистики; ... диаметр столбиков у L. ultimum в два раза меньше, чем у L. lamelliferum и под.

Стандартизироваиность речевого оформления данной текстовой единицы нередко обнаруживается в повторяемости одной и той же клишированной конструкции:

От Viverra zibetha отличается более мелкими размерами тела, меньшей величиной пятен и характером их расположения на теле...

От Viverra megaspila civettina отличается... меньшей величиной пятен и характером их расположения на теле...

От Viverra tangalunga отличается меньшим числом колец на хвосте... и формой пятен в виде полуколец на туловище....

Итак, наблюдения за функционально-смысловой и стилистико-речевой организацией речевого жанра «Описание нового для науки явления» позволяют утверждать, что смысловая структура этого жанра весьма жестко детерминируется первой фазой научного эмпирического познания - получением данных опыта в ходе целенаправленного наблюдения (а отчасти и операциями второй стадии), модифицируясь под воздействием собственно коммуникативных установок автора-ученого. Подчеркнем, что для объяснения важнейших особенностей данной жанровой формы решающее значение имеет учет именно когнитивного (научно-познавательного) фактора. Образующие содержательно-смысловой план речевого жанра типовые коммуникативно-познавательные действия, в свою очередь, определяют отбор, использование, модальную окраску разноуровневых речевых средств. Таким образом, анализ вскрывает единство композиционно-тематической и стилистической организации жанра.

Классификационный текст

Композиционно-смысловая структура жанра. Познавательное значение классификации столь велико, что в философской и науковедческой литературе она исследуется не только в русле проблематики этих дисциплин - с логико-методологических позиций, но и в иных, пограничных аспектах: объектом изучения становится, в частности, выражение классификации в тексте. В последнее время к этому вопросу обратились и лингвисты.

«Можно выделить, - пишет С.С. Розова, - некоторую характерную структуру членения текста, излагающего на естественном языке классификацию объектов исследования: 1) формулировка принципов построения данной классификации, куда входит указание на цели и задачи, где фиксируется и оценивается предшествующий опыт и формулируется основание; 2) перечисление классообразующих значений основания классификации и соответствующих им классов; 3) описание выделенных классов».

Примечательно, что членимость текста исследуемого типа на блоки связывается С.С. Розовой с особенностями строения классификационной деятельности ученого. Это хорошо согласуется с изложенным нами общим подходом к анализу композиционно-смысловой структуры речевых жанров. Необходимо, однако, внести некоторые уточнения в модель построения классификационного текста.

Обратимся прежде всего к текстовой единице «описание выделенных классов». Как справедливо отмечает известный биолог Э. Майр, «в литературе все еще существует значительная путаница относительно значения и использования терминов «описание» и «диагноз». Описание - это «более или менее полное перечисление признаков таксона без специального выделения тех признаков, которые отличают его от других единиц того же ранга». Между тем диагнозом является «краткое перечисление наиболее важных признаков или сочетаний признаков, специфичных для данного таксона, по которым его можно отличать от других, сходных или близкородственных таксонов». Это различие между описанием и диагнозом, значимое в логико-методологическом плане, весьма существенно и с лингвистической точки зрения. В самом деле, познавательно-речевые действия, создающие описание, с одной стороны, и диагноз - с другой, характеризуются различной иллокутивной силой, неодинаков, как правило, и размер этих текстовых единиц - диагноз обычно краток, а описание более или менее развернуто. Нужно подчеркнуть, что конституентом собственно классификационного текста выступает именно диагноз, фиксирующий отличительные признаки выделяемых классов, а не систематизированное описание последних. Однако в некоторых случаях диагноз и описание могут быть удачно объединены.

Другое уточнение к рассматриваемой модели классификационного текста заключается в том, что образующим ее единицам обычно предшествует еще одна - определение (или интерпретация, характеристика) понятия о классе объектов, разделяемом на подклассы. Ср.: Прежде чем перейти к изложению основ систематики, следует уточнить содержание систематизируемых объектов. Зачастую интерпретируются и другие ключевые понятия исследования.

Итак, целеустановка научно-речевого произведения рассматриваемого типа представить результаты классификации данных опыта предполагает: (1) экспликацию понятия об исходном множестве объектов (иногда и иных эмпирических понятий), (2) формулировку основания деления или ряда делений, т.е. изложение принципов построения классификации, (3) перечисление выделенных классов, (4) фиксацию их дифференциальных признаков (или одного отличительного признака - классообразующего значения основания классификации). Это единство познавательноречевых действий образует виртуальную схему речевого жанра, или жанровую форму, которая может реализоваться в полном или частичном, развернутом или свернутом виде. В связи с этим размеры классификационного дискурса, имеющего статус целого текста, субтекста или сверхтекста, могут быть самыми различными.

Жанровая форма классификационного текста включает и общие для продуцирования разных типов научно-речевого произведения познавательно-речевые действия (в том числе указание на цели и задачи исследования, фиксацию и оценку предшествующего опыта, относимые С.С. Розовой к блоку «формулировка принципов построения классификации»), которые образуют коммуникативную рамку (Лариохина, 1985), далее нами не рассматриваемую.

Укажем наиболее распространенные варианты частичной актуализации приведенной виртуальной схемы. Это научно-речевые произведения, (а) посвященные изложению принципов классификации явлений некоторой предметной области, (б) характеризующие, помимо принципов классификации, всю ступенчатую последовательность подразделений, но при этом не содержащие диагнозов многочисленных классов низшего уровня членения, (в) являющиеся прежде всего сообщением о выделенных особенных формах объекта и их диагностических признаках, в то время как вопрос о принципах классификации либо рассматривается кратко, либо совсем не затрагивается.

Что касается степени развернутости-компрессированности классификационного текста и отдельных его единиц, то она определяется состоянием научного знания о рассматриваемом объекте и индивидуальными познавательно-речевыми установками автора. От последних зависит и «информационный вес» тех или иных блоков научно-речевого произведения. Например, уже из заглавия статьи «Термин «кимберлит» и классификация кимберлитовых пород» (Мил.) ясно, что в соответствии с замыслом ее автора одним из информативных центров текста должна быть экспликация понятия о множестве классифицируемых объектов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Диалог культур в творческом сознании И.С. Тургенева
К вопросу о многофункциональности песенно-игрового фольклора (на материале усть-цилемской фольклорной традиции)
Методологический и методический аспекты описания речевого конфликта
Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Квалитативно-квантитативный компаративный анализ опубликованных региональных словарей русских народных говоров
Вернуться к списку публикаций