2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Предварительные замечания об объективации структуры эмпирического исследования в тексте. Согласно выдвинутой гипотезе генетическая структура научно-эмпирического познания определяет репродуктивные схемы развертывания научных эмпирических текстов. Но эти схемы, естественно, не являются зеркальным отражением тех или иных участков данной структуры: они формируются под воздействием не только познавательных, но и собственно коммуникативных задач и выступают как модели сообщения о процессе и результатах научного поиска.

Естественно, что в ходе работы над текстом автор-ученый не стремится к полной экспликации цепочки познавательных действий, приведших к итоговому знанию, тем более, что многие из этих действий не контролируются сознанием, т.е. имеют операциональный характер. В большинстве случаев, напротив, коммуникативно целесообразен пропуск частной, второстепенной информации.

Нужно учитывать также, что представленное в науковедческой литературе подробное описание основных стадий эмпирического познания выступает в качестве идеализированной модели, отражающей общую логику познавательного процесса - переход мышления от данных наблюдения, еще не свободных от случайных признаков и отношений, к фактам как статистическому резюме опытных данных и далее к обнаружению внешних зависимостей между анализируемыми явлениями в ходе их систематизации и классификации, к последующему обобщению, распространяющему эти зависимости на не ограниченное наблюдением количество явлений, что приводит к установлению закономерностей. В соответствии с этой идеализированной схемой автор научного текста не имеет предварительных сведений об объекте изучения и поэтому последовательно осуществляет все предусмотренные ею познавательные действия. Между тем в реальных исследовательских ситуациях ученый обычно располагает теми или иными предварительными знаниями об объекте - опубликованными ранее опытными данными, классификациями и т.д., в связи с чем определенные звенья этой модели могут элиминироваться. К тому же автор обладает значительной свободой выбора аспектов исследования, постановки поисковых задач. В результате состав и порядок осуществляемых познавательных действий могут быть весьма различными, что находит отражение в научных сочинениях.

Весьма существенно также, что автор, реализуя в научном тексте то или иное звено репродуктивной структуры познавательного процесса, имеет возможность в определенных пределах варьировать композиционную схему произведения.

Речевой жанр «Описание нового для науки явления»

Композиционно-смысловая структура жанра. Типовая целеустановка текстов этого вида - представить данные о (1) характерных свойствах изучаемого объекта, (2) его главнейших отличительных признаках, (3) месте в системе известных объектов. Налицо сложная цель, реализуемая тремя соответствующими коммуникативно-познавательными действиями, причем в процессе научного поиска каждое предшествующее действие - условие последующего.

Результатом указанных коммуникативно-познавательных действий являются тематические макроструктуры, образующие содержательную основу суперструктурной схемы жанра. В целом схема охватывает также вводные тематические компоненты, в частности, описание методов исследования, факультативное сообщение об обстоятельствах, при которых найден новый объект, и др.

Размер текстов анализируемого жанра может сильно варьироваться в зависимости от характера рассматриваемого явления, полноты охвата возможных аспектов его изучения. При этом основной массив этих речевых произведений представлен сравнительно небольшими журнальными статьями.

Общая схема реализации типовой целеустановки произведения может по-разному воплощаться в его композиции. Так, при дедуктивной форме изложения материала текст обычно начинается сообщением об обнаружении нового объекта и о его месте в кругу известных явлений. Часто эта информация содержится уже в заголовке: Pseudoaulacosira - новый род пресноводных диатомовых водорослей класса Centrophyceae; Судовиковит PtSe2 - новый селенид платины... Затем следует систематизированное описание свойств нового объекта, составляющее, как правило, большую часть объема речевого произведения. Это описание может совмещаться с указанием отличительных признаков анализируемого явления, но чаще дифференциальный диагноз последнего оформляется автономным фрагментом текста. Информация о принадлежности нового объекта к определенному классу объектов, будучи представленной в начальной части сообщения, во многих случаях повторяется в заключительной его части как уже доказанная. При индуктивном же способе изложения результаты исследования фиксируются в соответствии с логикой эмпирического поиска: после описания объекта следует его сопоставление с другими объектами и далее - заключение о его таксономическом положении. Таковы основные композиционные варианты реализации в тексте рассматриваемой жанровой формы.

Приведем конкретные примеры ее актуализации в речевых произведениях.

А.Д. Михеев самим заглавием статьи «Новый вид рода Galium (Rubiaceae) с Кавказа» информирует читателя о положении выделенного таксона в систематике растений. Сразу после заголовка без вводных замечаний дается описание нового вида: Стебель слабый, простертый или сплетающийся... Листьев в мутовке по 6, верхних по 5-4.... Затем уточняется таксономическая квалификация растения и указываются его дифференциальные признаки: Этот вид относится к секции Kolgida. Он хорошо отличается от близких видов: от Galium runcinatum... - широкими листьями и ареалом; от G. spurium L. - широкими листьями и остроконечными лопастями венчика....

Аналогично строится статья Л.H. Белова и др. «Новый фосфат четырехвалентного урана», в которой раскрываются свойства этого минерала и устанавливается его отношение к другим минералам группы природных фосфатов черырехвалентного урана: ...встречается в виде очень мелких плотных выделений темнозеленого цвета... Средний показатель преломления: Nm=1.735...; Подобно вячеславиту, он близок... к соотношению U:P=1:1..., ...характерным отличием является... слюдкообразное строение....

В статье Н.К. Рябцевой «Ментальные перформативы в научном дискурсе» описывается этот новый для лингвистики объект. При этом целенаправленно выявляются его дифференциальные признаки: Ментальные перформативные высказывания отличаются от «традиционных», социальных перформативов грамматической формой, составом формирующих их глаголов, сферой употребления и функциями, выполняемыми в дискурсе. Заявленный в начале статьи тезис об открытии нового типа перформативов, относящихся к размышлению, а не к поведению, повторяется в заключении в качестве главного положения исследования: Итак, ментальные перформативы - это вид высказываний, произнесение которых равносильно выполнению мыслительной операции в ходе рассуждения... Ментальные перформативы противостоят социальным...

Стилистико-речевая системность текстовых единиц (блоков) исследуемого жанра. Как отмечалось, в ходе актуализации рассматриваемой жанровой схемы большую часть объема речевого произведения обычно занимает текстовая единица (блок) описание. Подчеркнем, что эта единица всегда реализуется в той или иной особенной форме. В самом деле, в каждом конкретном случае исследователь рассматривает тот или иной план объекта - качественный, количественный, структурно-морфологический, функциональный, генетический и др., чем определяется содержание совершаемых познавательных действий. При этом объект описывается в соответствии с некоторой программой, присущей данной дисциплине или научному направлению. «Любые эмпирические исследования всегда целенаправляются определенной системой теоретических идей, которые задают предварительное видение явлений. В ситуации, когда еще нет развитой теории, эту роль выполняет научная картина мира. Именно она берет на себя функцию теоретического программирования опыта. Картина мира ставит задачи исследователю, дает интерпретацию фактов».

Можно, таким образом, сказать, что образующая научное описание последовательность фактофиксирующих высказываний представляет собой систему ответов на вопросы, предполагаемые той или иной познавательной программой. Последняя может быть достаточно жесткой или же, напротив, допускающей в самых широких пределах новации в выборе аспектов наблюдения.

Роль специальной научной картины мира в развертывании описания удобно проиллюстрировать, обратившись к отражающим ее научным инструкциям (правилам, анкетам, вопросникам и под.). Так, например, принятые международными ботаническими организациями «Правила описания новых таксонов растений» определяют основные аспекты исследования, предусматривают применение некоторого круга концептов, связанных со сложившимися научными представлениями о способах изучения филогенетической системы, о строении растений, их экологии, географии и др. Ср.:

«...порядок описания органов обычно таков: жизненная форма, корень, стебель, листья, чашелистики, соцветия, цветоножки, цветок, венчик, тычинки, пестик (и), плод... Затем следуют сведения о местообитании, в которых сообщаются экология и география, т.е. распространение и ареал...»


Пример описания нового вида. Rumex popovii... Многолетнее растение 20-80 см высотой, обычно красноватое, ветвящееся от основания. Корень стержневой, почти всегда с мочкой боковых корней близ поверхности. Листья довольно плотные, продолговатые... Верхнее соцветие с довольно короткими дуговидно отогнутыми веточками... Плодоножки тонкие, без заметного сочленения... Семена светло-коричневые...

Обитает на лугах и болотах по берегам рек от предгорий до альпийского пояса гор Памиро-Алтая, Тянь-Шаня и Монголии».


Как видно из «Правил...» и иллюстрации к ним, познавательная программа, лежащая в основе описания, обусловливает его композицию. Действительно, рассмотрение нового растительного таксона предполагает последовательное решение ряда задач: определение морфологических признаков растения, его распространения, ареала. Минералогическое же, к примеру, исследование предусматривает изучение химического состава, кристаллической структуры, морфологии, физических свойств, условий образования нового объекта и др. Характерно, что в тексте типовым аспектам анализа зачастую соответствуют отдельные рубрики:

Химический состав: ...K2O 0.94 (0.59-1.23), Na2O 3.76...

Кристаллохимическая характеристика: ...В структуре имеются четыре кристаллографически неэквивалентных атома меди, которые образуют тетраэдрическое окружение вокруг двух независимых атомов кислорода...

Морфология кристаллов. Кристаллы удлиненно-таблитчатые... размером до 0.35 мм по удлинению и 0.03-0.05 мм по толщине...

Физические свойства. Цвет яркий изумрудно-зеленый, блеск сильный стеклянный... Твердость микровдавливания... 6-14 кг/мм2...

Таким образом, описание как основное познавательно-речевое макродействие виртуальной схемы рассматриваемого речевого жанра подразделяется на менее крупные действия, результатом которых являются частные смысловые блоки текста.

Важно отметить, что все многообразие вырабатываемых наукой исследовательских программ соотносится с ограниченным составом предельно широких понятий (категорий), таких как пространство, время, качество, количество, содержание, форма и др., и конкретизирующих их менее общих концептов. От исходного же каркаса понятий, как увидим, во многом зависит репертуар активно используемых языковых единиц. При этом различные типовые исследовательские программы характеризуются разным набором исходных понятий и в связи с этим предполагают использование разного состава языковых средств, чем в значительной мере обусловливается стилистико-речевая вариативность научного описания.

Рассмотрим особенности функционирования разноуровневых языковых средств в морфологическом описании - наиболее характерном для текстов исследуемого жанра. Анализируется, таким образом, лишь одна из форм описания нового объекта как основной текстовой единицы данного речевого жанра.

При морфологическом изучении объекта, как известно, освещается вопрос о его строении и форме, в частности, о составе, взаимном расположении частей, цвете, размере и др., причем предусмотренные исследовательской программой вопросы типа: «Из чего состоит А ?», «Где располагается А ?», «Какой формы А?» и под. - намечают примерную схему ответов: «А состоит из чего-л.», «А располагается где-л.», «А какой-л. формы». Ср.: ... массивная колония состоит из отдельных дендроидных «выростов»; Нектарники... располагаются в основании завязей; Ценостеумы полусферической формы и др. Следовательно, уже сами вопросы, предполагаемые программой исследования (точнее, основы этих вопросов), задают некоторый состав понятий фактофиксирующих высказываний, чем во многом определяется инвентарь строевых слов научного описания. Примеры использования этих слов: ... по составу основных компонентов... минерал характеризуется...;... эти цепочки образуют слои; ... эпителий ... не содержит ни железистых, ни ресничных клеток; ... обрамляется фазой.., имеющей коронарное строение; В структуре имеются четыре... атома меди; Толстые столбики располагаются в ценостеуме...; ...лицевая часть их плоская; ...основания их нитей срастаются с...; Верхняя поверхность гладкая; ...с нижней стороны желобовидные;... с мелкими треугольной формы чешуйками;... цвет зеленый; Количество ламин на 1 мм 5-6; Размеры кристаллов 1-3 мм; Прицветники до 2 мм длины; Ширина осевой зоны 5-бмм; Высота шипов 1.5-1.7 мкм; ... 0.03 - 0.05мм по толщине и т.д.


Еще более активны в своей массе слова, раскрывающие значения исходных параметров описания и измерения (параметров формы, строения, цвета, величины и т.д.). В основном это прилагательные, числительные и наречия, характеризующие внешние качественные и количественные признаки объекта: Минерал ромбический (Вер., 641); Астроризы обособленные; Семена мелкие; Цвет яркий изумрудно-зеленый;... включения размером от 10 до 180 мкм; Элементы ценостеума ... равномерно расположены и под. Сам же объект, в котором обнаруживаются те или иные признаки, обозначается новым термином (или анафорической номинацией): Судовиковит образует неправильной формы включения... Новый минерал имеет..., а его элементы - общепринятыми в данной области знания терминами: Стенка ринхоцеля состоит из...; Тетраэдры ... соединяются друг с другом по вершинам...; Каудекс до 1 см дл. и под.


Как видим, лексический состав рассматриваемой текстовой единицы весьма жестко детерминирован особенностями научно-познавательного процесса. Заметим, что при учете главным образом лишь логико-семантической стороны функционально-смысловых типов речи (а именно так они чаще всего изучаются) вопрос об их речевой системности, создаваемой прежде всего закономерностями отбора и использования языковых единиц, в частности лексических, практически не затрагивается.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Конфликт как междисциплинарная проблема
Характеристика и конститутивные признаки дискурса СМИ
Географический термин как смыслоразличительный компонент урбанонима
Сопоставительный анализ словообразовательной структуры урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Лингвокультурологический анализ урбанонимов
Вернуться к списку публикаций