2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Верификационный текст (проверка теории экспериментальным методом)

Композиционно-смысловая структура жанра. «Экспериментальный метод - это форма подхода разума, рассуждение, которое имеет свою логику и свои технические требования». Основой научно-экспериментального исследования выступает проверяемая им теоретическая идея, гипотеза. Поскольку гипотеза обязательно является обобщенной, для организации проверочного эксперимента возникает необходимость в ее конкретизации, отнесению к определенной группе явлений в определенных условиях. В случае верификации развитой теории из основных ее законов, которые непосредственно не могут быть подтверждены экспериментом, выводятся частные гипотетические следствия, приближенные к эмпирическому базису и подлежащие опытной проверке. В дальнейшем по подтверждению или опровержению частных гипотез можно косвенно судить об истинности теоретической системы в целом, правильности ее абстрактных принципов. Гипотеза во многом определяет методику эксперимента. Связь между гипотезой и методикой первоначально осознается как логическая, и лишь затем предпринимаются попытки ее реализации посредством постановки эксперимента. При этом практическая экспериментальная деятельность входит в состав теоретической, выступает в качестве средства достижения познавательной цели. Завершается экспериментальное исследование обработкой полученных результатов и их интерпретацией.

Итак, задача экспериментальной проверки теории решается в процессе ряда сложных познавательных действий, важнейшими из которых являются: формулирование и затем конкретизация гипотезы; разработка методики эксперимента; описание полученных в результате эксперимента опытных данных; их интерпретация, предполагающая в конечном счете соотнесение устанавливаемых фактов и эмпирических закономерностей с проверяемой гипотезой. Соответственно этой программе, модифицируемой собственно коммуникативными установками, можно выделить основные текстовые единицы рассматриваемого речевого жанра. Это 1) формулирование и конкретизация проверяемой гипотезы, 2) описание методики эксперимента, 3) описание самого эксперимента (второе и третье действия часто совмещаются), 4) анализ опытных данных и их интерпретация, служащая подтверждению или опровержению проверяемого предположения.

Следует отметить, что общая исследовательская программа и основывающаяся на ней общая примерная модель строения текста модифицируются в зависимости от особенностей познавательнокоммуникативной ситуации.

Так, конкретизация гипотезы, будучи обязательной составной частью экспериментального исследования, зачастую выражается в тексте эксплицитно:

...мы можем предположить, что некоторое языковое клише - штамп сознания и дисфункционально для одних информантов и вместе с тем - штамп и функционально - для других <...>

Одна из гипотез исследования как раз и состояла в том, что, если предложить некоторый набор клишированных словосочетаний информантам, последние не только выделят их, но еще и разобьются естественным путем по меньшей мере на три группы. Предполагалось, что эти группы распределятся примерно следующим образом <...>.

Однако во многих случаях у автора научно-речевого произведения нет необходимости в переформулировании гипотезы по отношению к конкретной группе явлений, поскольку характер непосредственно проверяемого предположения понятен читателю из описания методики эксперимента.

В одних случаях методика излагается детально, в других же исследователю достаточно сослаться на применяемый им известный метод: Локализация подкорковых электродов определялась по методу Ниссля. Зачастую же читатель получает сведения о применяемой методике лишь из описания самого эксперимента.

Наряду с развернутой интерпретацией опытных данных, направленной на установление эмпирических закономерностей, широко распространен и такой ее вариант, при котором она сводится к констатации согласованности (или несогласованности) этих данных с теоретическими расчетами.

Несмотря на указанные различия в организации текстов рассматриваемого жанра, в целом последние в значительной степени стандартизированны, что находит выражение в типичных заглавиях их разделов: Введение (где помимо изложения истории вопроса обычно формулируется гипотеза), Экспериментальная часть, Результаты эксперимента, Обсуждение результатов.

По размерам рассматриваемые тексты чаще всего представляют собой относительно небольшие статьи, нередко краткие сообщения. Вместе с тем во многих случаях проводятся многоаспектные экспериментальные исследования, результаты которых изложены в монографиях.

Кроме текстов, актуализирующих логическую схему экспериментальной работы в целом, регулярно публикуются научно-речевые произведения, посвященные описанию методики и техники экспериментов.

Рассмотрим характерные особенности анализируемого жанра на конкретных примерах.

Статья А.Н. Агеева и др. «Измерение магнитной проницаемости на оптических частотах в эпитаксиальных пленках ферритов- гранатов волноводнооптическим методом» начинается обзором исследований в данной области, после чего ставится задача экспериментальной проверки сложившихся теоретических представлений: Для подтверждения идей, изложенных в работах [3-8], полезным, на наш взгляд, является привлечение волноводнооптического метода измерений... Затем автор излагает сведения о применяемом методе: В эпитаксиальной пленке с помощью призмы из рутила возбуждались волноводные моды ТЕ- и ТМ-поляризации. Вывод излучения из пленки осуществлялся с помощью выходной призмы из рутила... После этого описывается собственно эксперимент и приводятся его результаты: В эксперименте использовалось переменное магнитное поле, создаваемое катушками Гельмгольца... Поле было направлено вдоль оси у <...> Результаты измерений приведены в табл. 2. Эти результаты сравниваются с теоретическими оценками, что позволяет автору сделать вывод о подтверждаемости проверяемой гипотезы: В совокупности данные, полученные в настоящей работе, подтверждают представления о бигиротропной природе фарадеевского вращения в ферритах-гранатах в ИК-диапазоне...

В статье М.С. Малеваного и др. «Механизм процесса образования полисульфидов натрия» после формулировки проблемы указанный процесс исследуется теоретически: В соответствии с теоретическими представлениями... протекание цепной разветвленной реакции сопровождается зарождением активных центров... Из уравнения (5) следует, что между величинами... должна существовать линейная зависимость. Далее описывается методика эксперимента и рассматриваются полученные в ходе его проведения опытные данные: Исследования... проводили в термостатированном реакторе... Процесс растворения серы... осуществляли при постоянной температуре... Результаты анализов... представлены на рис. 1 и 2. После этого результаты эксперимента сравниваются с теоретическими расчетами, что подтверждает правильность принятых предположений. Значимым итогом работы являются также установленные эмпирические зависимости.

Статья П.К. Анохина и др. «Корково-подкорковые взаимоотношения в условиях электронаркоза» во вводной части содержит краткое изложение общих представлений авторской теории сна. Затем описывается проведенный на основе этих представлений ряд экспериментов, причем предшествующие опыты помогают уточнить гипотезу о механизме изучаемых процессов: Складывалось впечатление, что именно наличие эпилептиморфного возбуждения в гиппокампальной области блокирует или задерживает восходящие активирующие влияния на кору мозга... Дальнейшие эксперименты подтвердили такое предположение. После описания методики опытов (Опыты были проведены на 60 бодрствующих кроликах, у которых предварительно были вживлены электроды в разные подкорковые образования) приводятся и интерпретируются их результаты: Проведенные нами опыты показали, что... Все это указывает на то, что... Полученные экспериментальные данные позволяют автору сделать вывод о правильности исходных теоретических представлений: Полученные данные подтверждают корково-подкорковую теорию сна... Все эти данные подтверждают взгляд, что сон начинается с ослабления коркового влияния на образования лимбической системы.

Примером актуализации рассматриваемой жанровой формы в речевом произведении большого объема может служить текст монографии А.Р. Лурии «Об историческом развитии познавательных процессов».

Сначала (в предисловии и вводной главе) анализируется изучаемая проблема, выдвигается и конкретизируется проверяемое теоретическое положение (гипотеза): ...все основные формы познавательной деятельности человека сложились в процессе общественной истории не было исследований, которые бы располагали достаточно полным и разнообразным экспериментальным материалом, способным непосредственно доказать это положение <...> Мы предполагали, что у испытуемых первых групп еще найдем явное преобладание тех форм отражения действительности, которые вытекают из непосредственной, наглядно-действенной практики, в то время как у остальных испытуемых обнаружатся более сложные, опосредствованные формы психической деятельности. Вводная глава включает, кроме того, изложение методики и плана экспериментального исследования: Как правило, опыты начинались с длительной (иногда неоднократной) беседы с испытуемыми, проходившей в непринужденной обстановке... Мы начали исследование с... Логически следующим шагом могло быть...

В каждой из последующих глав описываются эксперименты, связанные с анализом определенных форм познавательных процессов, причем это описание всякий раз предваряется обзором исследований в соответствующей области и методическими замечаниями. В ходе обработки опытных данных устанавливаются эмпирические закономерности, подтверждающие проверяемое частное предположение, а в ряде случаев вместе с тем опровергающие противоречащие ему гипотезы: Сводные данные у испытуемых всех изучавшихся нами групп (табл. 1) дают основания говорить о той же четко выраженной закономерности. ...Наши данные наглядно показывают зависимость от социально-исторического развития и таких процессов восприятия, которые прежде рассматривались как чисто физиологические, а следовательно, универсальные.

Завершая монографию, автор-ученый на основе обобщения результатов всего экспериментального исследования делает вывод о правильности исходных теоретических представлений и общей гипотезы: Факты... убедительно показали, что структура познавательной деятельности на отдельных этапах исторического развития не остается неизменной и что важнейшие формы познавательных процессов... имеют исторический характер и меняются с изменением условий общественной жизни и овладением основами знаний.

Композиционно-смысловая структура субжанра «Описание методики проведения эксперимента». Тексты указанного субжанра являются весьма распространенными. Во многих научных журналах они печатаются под отдельной рубрикой, например: «Методы исследования», «Экспериментальные методики и аппаратура» и под.

Типовая целеустановка этих научно-речевых произведений (обычно небольших по объему статей) состоит в описании новой методики и в обосновании ее научной ценности. Поэтому полная модель изучаемого субжанра предполагает не только собственно изложение методики, но и раскрытие ее достоинств, а в связи с этой последней задачей - описание пробных экспериментов, которые часто представлены как демонстрационные, и указание на значимость их результатов. Попутно могут решаться и другие задачи, связанные с проверкой тех или иных предположений, обнаружением эмпирических зависимостей и др.

Так, в статье Л.T. Ямпольского «Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности» рассматривается новая методика анализа логико-комбинаторного мышления. Автор, проверяя корректность применяемых в этой области методов и правильность лежащих в их основе представлений, предлагает собственный способ экспериментального исследования и демонстрирует его в ходе описания конкретных экспериментов: Эксперименты проводились индивидуально. Все испытуемые выполняли оба варианта задания в письменном виде. Осмысливая полученные результаты, автор подчеркивает достоинства предложенной им методики: ...параметры успешности интеллектуальной деятельности обладают четко выраженной внутренней структурой — и делает вывод о необоснованности представлений, на которых базируются традиционные методы: Полученные экспериментальные данные не подтверждают гипотезы эквивалентности.

Зачастую экспериментальное исследование проводится с использованием новых приборов. В этом случае в изложение методики включается описание их устройства. Вот как, например, начинается характеристика метода в статье Дягилевой и др. «Импульсный газохроматографический метод в кинетике термораспада летучих металлоорганических соединений»: Функциональная блок-схема установки приведена на рисунке. Импульс реагента определенной величины вводится в испаритель... где он распределяется в определенном объеме газа носителя... Лишь после этого описываются действия экспериментатора: Исходные МОС подавались в реактор микрошприцем... Затем автор текста приводит сведения о пробных экспериментах, проведенных в соответствии с этой методикой: По описанной методике была изучена кинетика термораспада этилферроцена, диэтилферроцена, моно-трет-бутилферроцена... Для анализа... соединений использовали стальную колонку (2м), заполненную хроматоиом... Кинетические и активационные параметры пиролиза приведены в таблиц. В завершение статьи подчеркиваются достоинства нового метода: Полученные экспериментальные результаты свидетельствуют о возможности широкого применения предложенной методики для изучения кинетики термораспада летучих металлоогранических соединений.

Основное содержание отдельных публикаций нередко составляет описание нового прибора, что видно из их заглавий: «Экспериментальная установка для изучения нестационарной диффузии водорода через металлы», «Фотокимограф для записи движений глаз» и под.

Стилистико-речевая организация текстовых единиц исследуемого жанра. Формулировка общей гипотезы и конкретного, проверяемого в эксперименте предположения не только воплощает особенности познавательной деятельности ученого-экспериментатора, но и реализует его собственно коммуникативную установку на разъяснение смысла проводимого исследования, поскольку цель экспериментирования как раз и состоит в проверке тех или иных гипотез. Можно сказать, что сама жанровая модель требует, чтобы автор- ученый в явной форме ответил на вопрос, в чем состоит суть проверяемого предположения. Поэтому репертуар разноуровневых языковых средств функциональной семантико-стилистической категории гипотетичности представлен в научно-речевых произведениях рассматриваемого типа даже более концентрированно, чем при выдвижении гипотезы в постановочном тексте, где на ее наличие нередко указывают лишь отдельные сигналы, маркеры.

К этим языковым средствам, в частности, принадлежат:

лексические единицы со смысловым элементом предположительности, обычно употребляемые в составе клишированных конструкций: Наша гипотеза заключалась в том, что...; Предположение о том, что...; Складывалось впечатление, что..., ...мы можем предположить, что...; Мы имеем все основания полагать, что...; Наблюдения... позволяют допускать, что...; ...мы могли ожидать, что...; Как нам кажется... и др.;

глаголы, краткие прилагательные, устойчивые неразложимые сочетания глагольного характера с модальным значением (как компоненты составного сказуемого): ...его роль может быть особо значимой для первых фаз развития семян растений; ...наиболее существенное влияние должны оказывать флуктуации концентраций внутри МО; Мы имели право также думать, что... и под.;

глагольные формы будущего времени, а также сослагательного наклонения: Предполагалось, что эти группы распределятся примерно следующим образом; Очередная гипотеза эксперимента сводилась к тому, что последними испытуемый скорее всего будет оперировать как единственно возможными...; Если бы мы могли убедиться в этом, мы получили бы дополнительную характеристику той системы практического сознания, признаки которого мы вправе были искать...;

вводные слова и словосочетания, содержащие оценку степени достоверности сообщения: Можно предполагать, что характер нестационарности ЭЭГ покоя является одной из специфических индивидуальных особенностей ЭЭГ, может быть, отражающей присущий данному человеку уровень бодрствования; Те иллюзии, которые имеют в своей основе относительно элементарные физиологические факторы, останутся, вероятно, неизменными; иллюзии же, имеющие более сложную основу.., в некоторых случаях, возможно, вообще не будут проявляться; По нашему мнению, в основе обнаруживаемых различий в когнитивных стилях лежат различия в... и под.;

сложноподчиненные предложения с придаточным условия, содержащим информацию об основании выдвигаемого предположения: Если естественный фон радиации действительно необходим для нормального деления клеток.., то его роль может быть особо значимой для первых фаз развития семян растений... Если восприятие геометрических фигур... является процессом, имеющим сложное смысловое и системное строение, если оно предполагает выделение опорных признаков.., есть основания думать, что этот процесс в значительной степени зависит от характера практики испытуемого;

сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, заключающим в себе формулировку гипотезы, тогда как главная часть этих предложений передает модальное отношение к выражаемой мысли: ...можно ожидать, что у нелинейных динамических систем...могут появиться новые свойства, зависящие от размера МО; ...предполагается, что концентрация таких центров не зависит от дисперсности исследуемых частиц.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Условия выбора варианта сценария
Языковые маркеры дисгармонии и конфликта в КА
Квалитативно-квантитативный компаративный анализ опубликованных региональных словарей русских народных говоров
Прилагательные «голый — кудрявый», «черный — (красный)», «темный» в портретных характеристиках повести В. Распутина «Последний срок»
«Эстетика землепользования» в Западной Европе
Вернуться к списку публикаций