2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Другая текстовая единица рассматриваемого речевого жанра возникает как результат развернутой характеристики ученым содержания научного понятия. Это содержание обычно устанавливается в ходе многопланового исследования соответствующей объектной области. Основные планы анализа - «организационно-типологический, относящийся к различным видам и типам явлений...; структурно-морфологический, имеющий отношение к форме объектов и явлений, к их составу и строению; функциональный, связанный с поведением объектов...; эссенциальный, охватывающий весь комплекс существенного в данной области явлений...; генетический... относящийся к процессам возникновения, формирования и других исторических изменений как отдельных явлений, так и области в целом; внутренний и внешний планы, первый из которых охватывает все богатство содержания той или иной области явлений, а второй - внешние условия ее существования, внешние факторы и воздействия».

Текстовая единица строится как последовательность высказываний о существенных свойствах объекта. Чаще всего анализ охватывает комплекс разноплановых существенных его свойств. Итогом такого анализа во многих случаях становится определение научного понятия, суммирующее или обобщающее эти характеристики. Причем если текстовая единица строится индуктивно, то она завершается дефиницией понятия (или нередко экспликация понятия продолжается и после его определения). При дедуктивном же изложении текстовая единица начинается дефиницией. Ср.:

...неравномерность распределения особей вида в пределах ареала ведет к тому, что вся совокупность особей каждого вида в природных условиях более или менее ясно подразделяется на ряд отдельных... совокупностей...

Очень существенно то, что такие популяции всегда отделяются от соседних той или иной степенью изоляции, всегда неполной; понимается это в том смысле, что... Сказанное схематически изображено на рис. 16.

Итак, популяция реально существует в природе, она выступает во времени и в пространстве как определенное единство, и она... способна изменяться в течение поколений.

Таким образом, популяция является элементарной эволюционной структурой ...При этом популяции можно дать следующее достаточно точное и строгое определение:

Под популяцией мы понимаем совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенную территорию, внутри которой практически осуществляется та или иная степень панмиксии, внутри которой нет заметных изоляционных барьеров и которая отделена от соседних таких же популяций той или иной степенью (иногда большой, а иногда очень малой) давления изоляции.


Функционально-семантическое поле (ФСП) — это система разноуровневых средств данного языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных — лексико-синтаксических и т.п.), объединенных на основе общности и взаимодействия их семантических функций. Ср. такие поля, как аспектуальность, темпоральность...

Понятие ФСП связано с моделированием системы разноуровневых, структурно разнородных языковых средств. Грамматический строй включает частные системы не только в рамках отдельных языковых уровней, но и межуровневые, разноуровневые системы ...Такие системы заключают в себе тот потенциал функций и средств, который реализуется в речи...

ФСП как модель связывается с условным представлением о некотором пространстве, в котором намечается конфигурация центральных и периферийных компонентов поля...

По мысли В.Г. Адмони, для структуры поля характерно соотношение центра... и периферии...

ФСП представляет собой двустороннее (содержательно- формальное единство)....

Фрагмент текста, предшествующий дефиниции (первый пример) или следующий за ней и развивающий ее содержание (второй пример), строится главным образом на основе параллельной связи предложений, что свойственно характеристике как типу речи: ...популяции всегда отделяются от соседних той или иной степенью изоляции <...> ...популяция реально существует в природе <...> ...популяция является элементарной эволюционной структурой...; Понятие ФСП связано с... ФСП как модель... ФСП представляет собой...

Однако в теоретическом тексте характеристика, как правило, не существует в чистом виде, но совмещается с различными аргументативными типами речи. (Мы наблюдаем это всякий раз, когда текстовой фрагмент является сколько-нибудь значительным по размерам.) Дело в том, что утверждения автора-ученого о существенных свойствах и связях предмета изучения гипотетичны (...можно сделать предположение о том, что континуум — это категория, обеспечивающая конкретность, реалистичность описания) и потому нуждаются в обосновании. В первом из рассматриваемых примеров утверждения о реальном существовании популяции, о том, что она является определенным единством во времени и пространстве предстают как вывод из ранее сказанного (и одновременно как обобщение этой информации): Итак <...> Таким образом <...> Во втором примере утверждение о наличии в модели функционально-семантического поля конфигурации центральных и периферийных компонентов находит опору в мнении авторитетных исследователей (один из способов аргументации): По мысли В.Г. Адмони, для структуры поля характерно соотношение центра... и периферии...

Характеристика абстрактного объекта, как и выражение лежащей в основе концепции идеи, требует пояснений (понимается это в том смысле, что...), иллюстраций (Сказанное схематически изображено на рис. 16), а в некоторых случаях и акцентирования тех или иных положений (Очень существенно...). Во втором текстовом фрагменте утверждение о том, что понятие функциональносемантического поля связано с моделированием разноуровневых языковых средств, поясняется (и обосновывается) замечанием о наличии в грамматическом строе языка межуровневых систем.

При исследовании объекта в том или ином аспекте (типологическом, структурном, функциональном и др.) в речи закономерно активизируются лексико-синтаксические средства, сложившиеся в научной сфере общения для выражения соответствующих отношений. В рассматриваемых текстовых фрагментах это стереотипные конструкции, с помощью которых выражаются бытийные, классификационные, причинно-следственные, партитивные отношения: популяция... существует в природе; ...вся совокупность особей... подразделяется на ряд отдельных... совокупностей...; ...неравномерность... ведет к тому, что...; Грамматический строй включает частные системы и др.

Во многих случаях понятие эксплицируется в его сопоставлении с другими понятиями этой концепции или иных теорий. В результате в речи активизируются сравнительно-сопоставительные лексико-синтаксические средства: Изоляция, и в этом ее существенное отличие от флуктуирующих волн жизни (также имеющих, но лишь на короткое время размеры популяций...), - длительно действующий фактор; Понятие значения, реализованного в речи, по существу смыкается с понятием функции (семантической). Функция также связана с языковой системой, но прежде всего с ее динамическим аспектом...

Разнообразен репертуар средств квалифицирующе-характеризующей семантики, используемых, в частности, при определении понятия: Функционально-семантическое поле - это система разноуровневых средств данного языка; популяция является элементарной эволюционной структурой...; ФСП представляет собой двустороннее... единство; она выступает... как определенное единство.

Мы видим, таким образом, что автор теоретического текста, развернуто характеризуя содержание того или иного понятия, опирается на определенные дискурсивные модели. На их основе текстовая единица строится индуктивным или дедуктивным способом; эти модели предусматривают совмещение описания существенных свойств объекта с аргументативными типами речи, использование пояснений и иллюстраций; в соответствии с аспектом исследования активизируется определенный состав лексико-синтаксических средств; при определении понятия регулярно используются синтаксические конструкции квалифицирующе-характеризующего значения.

Рассмотрим еще одну текстовую единицу, раскрывающую взаимосвязь важнейших понятий и утверждений теории (в том числе концептов, не специфических для данной теоретической системы, но вводимых в нее и осмысливаемых под углом зрения ее основных идей):

Содержание и правила ролевой деятельности определяются ролевыми ожиданиями (экспектациями), которые представляют собой социальные нормы, ориентированные на личность как владельца конкретной роли. В основе ролевых ожиданий лежат интересы общества, социальной группы, коллектива, в качестве члена которых личность совершает ролевую деятельность. Агентами ролевых ожиданий являются ролевые партнеры, владеющие другими позициями в той же социальной системе и связанные с рассматриваемой позицией социальными отношениями.


Функциональная группа - это ограниченное число атомов центра катализа, при непосредственном взаимодействии компонентов реакции с которыми осуществляется каталитический акт. Остальная часть центра составляет зону трансмолекулярного влияния, представляющую собой совокупность других атомов кристаллической решетки гетерогенного катализатора..., связанных непосредственно или друг через друга с атомами функциональной группы и оказывающих влияние на ее каталитическую функцию. Зона трансмолекулярного влияния участвует в формировании каталитических свойств центра катализа, но проявляет свою роль индуктивно, через функциональную группу. Она составляет с функциональной группой единое целое.

Вводимые понятия определяются в этом случае в ходе установления их отношений с другими понятиями данной теории. В первом примере ролевые ожидания рассматриваются как социальные нормы, ориентированные на личность; в основе ролевых ожиданий лежат интересы общества, социальной группы, коллектива. Ролевые партнеры, будучи агентами ролевых ожиданий, занимают те или иные социальные позиции. Во втором примере систему взаимосвязанных концептов образуют: функциональная группа, центр катализа, каталитический акт, трансмолекулярное влияние и др.

Нередко высказывания, определяющие и характеризующие взаимосвязанные понятия, выступают в роли посылок для вывода, заключающего в себе одну из ключевых идей теории, тем самым фрагмент текста строится в форме рассуждения:

Местом, где стыкуются общественные и межличностные отношения, является социальная группа. Именно она формируется в определенной системе разделения труда, соответствующего определенному типу общественных отношений, выступает некоторой единицей деятельности. Межличностные отношения, складывающиеся внутри группы, развиваются на основе этой деятельности, определяются ею. Хотя по форме межличностные отношения опосредованы групповой деятельностью, по существу они — через группу — опосредованы всем социальным контекстом. Отсюда следует чрезвычайно важный вывод: ...познание людьми друг друга предполагает не только непосредственное восприятие другого человека, но и опосредованное его восприятие через его деятельность, а точнее — через деятельность его группы ...


Мотив является источником активности личности, он побуждает к выполнению определенных действий. В основе мотива лежит необходимость удовлетворения некоторой потребности. Если рассматривать человека как личность, т.е. как члена общества, то оказывается, в основе мотива деятельности лежат потребности, интересы общества, группы, коллектива, в качестве члена которых он совершает конкретную деятельность. Категория общественных интересов отражает рассматриваемый нами социальный феномен побудителя деятельности на высшем уровне абстракции. Этот же социальный феномен на уровне конкретной социально-исторической общности описывается как социальные нормы. В сознании личности социальные нормы функционируют в форме ролевых предписаний. Другими словами, ролевые предписания — это форма существования интересов социально-исторической общности в сознании личности.

Таким образом, в ТРК в качестве мотива, побудителя деятельности должны фигурировать ролевые предписания (ролевые ожидания).

В подобных случаях текстовой фрагмент концентрированно воплощает процедуру обоснования некоторого утверждения теории понятиями и утверждениями других (обычно более общих) теоретических систем, вводимыми автором-ученым в свою теорию. В первом случае в теорию социальной перцепции вводится ряд понятий социальной философии, политической экономии, теории деятельности («общественные отношения», «разделение труда», «деятельность» и др.). Эти понятия используются в посылках рассуждения (умозаключения): поскольку социальная группа формируется в определенной системе разделения труда, соответствующего определенному типу общественных отношений, и выступает некоторой единицей деятельности, поскольку межличностные отношения, складывающиеся внутри группы, развиваются на основе этой деятельности, поскольку, наконец, межличностные отношения — через группу - опосредованы всем социальным контекстом (утверждения, считающиеся достоверными или хорошо согласующиеся с достоверным знанием), - в силу этого познание людьми друг друга предполагает опосредованное восприятие другого человека через деятельность его группы. Аналогичным образом во втором примере утверждение о том, что в концепции речевой коммуникации ролевые предписания должны фигурировать в качестве мотива деятельности, обосновывается положениями общепсихологической теории деятельности и теории ролей (Мотив является источником активности личности... В сознании личности социальные нормы функционируют в форме ролевых предписаний).

Своеобразие собственно речевой организации рассматриваемой текстовой единицы обнаруживается в активном использовании терминологии в составе клишированных конструкций, посредством которых выражаются различные отношения между терминами- понятиями: Содержание и правила ролевой деятельности определяются ролевыми ожиданиями (экспектациями); В основе ролевых ожиданий лежат интересы общества; Функциональная группа - это ограниченное число атомов центра катализа; Остальная часть центра составляет зону трансмолекулярного влияния; и под.

***

Итак, сложившиеся в науке формы (образцы) экспликации понятия определяют строение открытого множества текстов и, следовательно, выполняют жанрообразующую функцию. В разных случаях эти формы варьируют в соответствии с традициями той или иной отрасли знания, с особенностями изучаемой проблемы, со степенью дискуссионности высказываемых точек зрения и т.д. Но при всех частных различиях, обнаруживаемых в организации научноречевых произведений, последние реализуют инвариантную дедуктивную модель, представленную рядом общих тематических макроструктур (ими являются: «принципы теории»; «ключевая идея / основное понятие»; «теоретическая схема»; «система концептов»). Строя теорию, автор-ученый использует воспроизводимые стратегии выражения идеи и ее «доведения» до адресата, развернутой характеристики содержания понятий, представления читателю целостных понятийных систем и др. Устойчивые комплексы актуализируемых познавательно-коммуникативных целеустановок определяют модально-целевую окраску речи, меняющуюся от одной текстовой единицы к другой, особенности отбора и использования языковых средств. Таким образом, как и предполагалось, модели второй стадии теоретического исследования (обычно во взаимодействии с моделями постановки проблемы, реализуемыми в данном случае частично и в сжатом виде) лежат в основе особого композиционно-тематического и стилистического типа текстов (речевого жанра).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Теоретические предпосылки изучения образных средств, содержащих топонимы
Сопоставительный анализ семантических основ урбанонимов Лондона, Москвы и Парижа
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Эвристические следствия изучения жанров речи в функциональной стилистике
Природа в русских путешествиях XVIII века
Вернуться к списку публикаций