2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Текстовая единица, представляющая принципы новой теории. При аксиоматическом или гипотетико-дедуктивном построении теории целостная система ее принципов - постулатов, аксиом, исходных гипотез - чаще всего воплощается в автономных текстовых фрагментах, имеющих стандартную организацию. Эти фрагменты обычно предстают как последовательности пронумерованных общих утверждений (зачастую в виде рубрик перечисления), предваряемых предложением проспективного характера (или заголовком):

РТГ базируется на следующих положениях. 1. Пространство (хц) Минковского есть фундаментальное пространство. 2. Гравитационное поле в указанном пространстве описывается симметричным тензором второго ранга Фuv и является реальным физическим полем, обладающим плотностью энергии-импульса, нулевой массой покоя и спиновыми состояниями два и ноль. 3. Движение вещества под действием гравитационного поля Фuv в пространстве Минковского... эквивалентно его движению в эффективном римановом пространстве...;


Общие биологические положения, на которых базируется СТМ

1. Клетка как простая форма жизни представляет собой сложную единую систему, нормальное существование которой определено информацией, закодированной в структуре ДНК, многочисленными молекулярными и надмолекулярными структурами, обеспечивающими реализацию этой информации в метаболических процессах, в свою очередь, необходимых для существования, репродукции и функционирования всех клеточных структур и клетки в целом.

2. Ядро клетки с заключенной в хроматине основной генетической информацией... является центральной органеллой клетки, управляющей через и-РНК процессами в цитоплазме и в то же время не способной сохранять свою структуру и функции вне постоянного обмена веществ и энергии с цитоплазмой...

3. Клетка, являясь открытой системой, может существовать и развиваться только благодаря обмену веществ с внешней средой, в осуществлении и регуляции которого ведущая роль принадлежит биомембранам клетки <...>.

Этот способ изложения принципов теории предполагает высокую степень компрессии. При развернутом же рассмотрении исходных представлений создаваемой концепции дискурс тоже строится в форме последовательного изложения системы общих утверждений, но при этом исследователь реализует и сопутствующие познавательно-коммуникативные целеустановки: определяет содержание основных понятий (ФСП — это базирующаяся на определенной семантической категории группировка...единиц...), раскрывает их эвристическое значение (...традиционное истолкование предмета грамматики дополняется аспектами взаимодействия системы и среды...), намечает области реализации исходных представлений (В грамматике, базирующейся на понятии ФСП, принцип системности распространяется на следующие аспекты анализа...) и др. В результате вводимые принципы (обычно излагаемые по мере убывания степени их общности) отделяются друг от друга значительными по протяженности участками текстового пространства.

Важнейшая специфическая стилевая черта научной речи - отвлеченно-обобщенность - выражается в этих текстовых единицах в максимальной степени, поскольку они воплощают наиболее абстрактное содержание теории. На поверхностно-речевом уровне это проявляется прежде всего в использовании лексических единиц, среди которых повышена доля терминов, причем прежде всего таких, которые обозначают исходные, наиболее абстрактные понятия данной теории:

Пространство (хц) Минковского есть фундаментальное пространство. Гравитационное поле в указанном пространстве описывается симметричным тензором второго ранга Фuv и является реальным физическим полем, обладающим плотностью энергии-импульса, нулевой массой покоя и спиновыми состояниями два и ноль;

Клетка как простая форма жизни представляет собой сложную единую систему, нормальное существование которой определено информацией, закодированной в структуре ДНК, многочисленными молекулярными и надмолекулярными структурами, обеспечивающими реализацию этой информации в метаболических процессах...

Принципы теории предстают в форме утверждений о законах. Законы же могут отражать различные отношения и связи объекта - субстанциальные, атрибутивные, причинно- следственные, функциональные, структурные и некоторые другие. Типами этих отношений и связей определяется выбор моделей предложения, используемых при формулировании принципов теории.

Поэтому в рассматриваемых субтекстах закономерно употребление двусоставных именных предложений, содержащих характеристику субъекта и выражающих атрибутивные отношения: Пространство Минковского есть фундаментальное пространство; Языковая валентность всегда есть бесконечная стихийная интерпретативно-смысловая валентность; предложений со значением обусловленности, взаимосвязи явлений (в том числе в форме пассивного оборота): Каждый языковой знак определяется своей валентностью; ...существование которой [системы] определено информацией, закодированной в структуре ДНК. Поскольку принципы теории характеризуют ее методологию, предикат предложений, используемых в составе рассматриваемой текстовой единицы, нередко выражен глаголом, обозначающим научно-познавательное действие. В других случаях субъект и (или) объект предложения выражаются отглагольными существительными, называющими познавательные операции. Например: Гравитационное поле... описывается симметрическим тензором; Моделирование структуры поля... должно быть дополнено... описанием реализации элементов данного поля.

Таким образом, своеобразие текстовых единиц рассматриваемого типа проявляется: а) в весьма характерной для них стандартной организации, которая при изложении теории в соответствии с гипотетико-дедуктивным методом предполагает наличие последовательности рубрик перечисления, содержащих общие утверждения (принципы); б) в максимальной отвлеченности изложения, выражающейся прежде всего лексическими единицами, особенно терминами, представляющими исходные понятия теории; в) в активном использовании синтаксических средств, служащих экспликации тех типов отношений и связей (атрибутивных, причинно-следственных и др.), которые чаще всего отражаются научными законами.

***

Итак, важнейшие целеустановки первой фазы теоретического исследования определяют типовой замысел постановочного теоретического текста и его субжанров. Рассмотренные научно-речевые произведения строятся в соответствии с жанровыми формами, являющимися коммуникативно преобразованными познавательными моделями. Эти узуальные формы характеризуются подвижностью, которая обнаруживается в том, что автор-ученый может актуализировать лишь часть образующих их типовых целеустановок, он может реализовать эти цели с разной степенью развернутости, а в некоторых случаях и в разной очередности, придать соответствующим субтекстам различную информационную значимость.

Хотя теоретические тексты, объективирующие процесс постановки проблемы, отличаются от охарактеризованных в предыдущей главе научно-эмпирических текстов значительно более свободной композицией, они тоже весьма отчетливо проявляют единство композиционно-тематической и стилистической организации. Анализ показывает, что и в этом случае субъект текстовой деятельности в ходе реализации повторяющихся коммуникативно-познавательных целей использует типовые способы построения текстовых единиц, а также сложившийся репертуар языковых средств и приемов их употребления. Таким образом, обнаруживается особая стилистикоречевая системность исследуемых текстов.

Речевой жанр «Экспликация научного понятия»

Композиционно-смысловая структура жанра. В логике и в философии науки под экспликацией неопределенного или не вполне точного понятия подразумевают его замещение иным, более точным понятием. Экспликация основного понятия теории, его конкретизация, развертывание, расчленение есть построение теоретической системы (вторая стадия теоретического исследования). «Теория - это другое (противоположное) определение научного понятия». «Проследить развитие научного понятия означает проследить развитие теории».

Понятие может быть определено как целостная совокупность суждений об отличительных признаках изучаемого объекта. Ядро этой совокупности образуют суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках данного объекта. Развитие научного понятия предполагает формулирование новых суждений о природе познаваемой предметной области. Эта область включает не только объекты, их свойства и отношения между объектами, «но и свойства свойств, свойства свойств свойств, свойства отношений, отношения между свойствами и т.д.». Совокупности суждений о природе изучаемых объектов, их свойств, связей образуют новые понятия, развивающие понятие исходное.

Типовая целеустановка автора-ученого, воплощающего в тексте операции построения научной теории, состоит в последовательном и обоснованном представлении читателю создаваемой системы абстрактных понятий и утверждений. Реализация этой цели требует предварительного - в большинстве случаев лаконичного - изложения исходных теоретических представлений, поскольку содержание теории не может быть понято адресатом без знания лежащих в ее основе принципов. (В этом проявляется неразрывная связь первой и второй фаз теоретического исследования.)

Общая стратегия субъекта текстовой деятельности состоит в такой организации научно-речевого произведения, при которой развертывание содержания теории направлено от базисных факторов к производным и периферийным. Однако это развертывание не является чисто дедуктивным: фонд посылок может расширяться за счет включения дополнительного содержания извне теории; большую роль играет мысленные экспериментирование с абстрактными объектами. Таким образом, при продуцировании научно-речевых произведений рассматриваемого жанра процесс целеполагания не определяется строгими воспроизводимыми формами и требует от исследователя эвристических способностей. Можно сказать, что содержание произведений указанного типа в целом строится по узуальным моделям, носящим довольно общий характер.

Важнейшими тематическими макроструктурами текста являются: «исходные теоретические представления (принципы)», «основная идея (определение основного понятия)», «схема теории», «система частных понятий и утверждений».

Размер изучаемых текстов зависит от того, насколько полно и детально эксплицируется понятие о предметной области теории. Эти тексты могут быть как статьями, так и монографиями. В статьях обычно содержится либо сжатое систематизированное изложение важнейших положений концепции, либо подробное освещение лишь отдельных вопросов (в частности, определение тех или иных производных понятий). Для развернутого же анализа основного понятия теории обычно требуется значительное текстовое пространство (объем монографии).

Экспликация научного понятия нередко осуществляется исследователем в течение продолжительного времени и в целом ряде его работ. Если теория уже в основном построена и логически (а отчасти и эмпирически) обоснована, ученый, представляя ее, зачастую решает дополнительные задачи, связанные с упрочением ее положения в системе научного знания, - раскрывает недостатки конкурирующих концепций, подчеркивает роль своей теории в решении стоящих перед наукой проблем и др. Таким образом, анализ и критика наличного знания, обязательные для постановочного текста, достаточно органичны и для речевых произведений исследуемого жанра.

Нужно также отметить, что автор-ученый, эксплицируя основное понятие своей теории, как правило, не обходит молчанием вопрос о состоянии исследований в изучаемой области, о характере возникающих научных проблем; в тех же случаях, когда это возможно и целесообразно, он приводит опытные данные, подтверждающие выдвигаемые положения. Таким образом, как и на первой стадии теоретического исследования, ученый в конечном счете ориентируется на итоговую цель осуществляемой им познавательно-коммуникативной деятельности - создать и представить читателям теорию в целом. Однако информативным центром речевого произведения теперь становится не анализ проблемы и демонстрация эвристических возможностей выдвигаемой гипотезы, а результаты собственно построения теории; смысловые же блоки, конститутивные для постановочного текста, чаще всего компрессируются, а нередко и отсутствуют. Заметим при этом, что гибкость и пластичность анализируемой жанровой формы позволяет исследователю варьировать строение научно-речевых произведений в достаточно широких пределах.

Обратимся к примерам.

Статья П.К. Анохина «Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики» является одной из публикаций ученого, в которых эксплицируется понятие «функциональной системы» и строится тело теории.

Статья начинается обсуждением фундаментального принципа концепции саморегулирующихся систем, который сформулирован так: Само отклонение от конечного приспособительного эффекта служит стимулом возвращения системы к этому эффекту.

После этого дается определение основного понятия теории: Под функциональной системой мы понимаем такое сочетание процессов и механизмов, которое....

Развивая это понятие, ученый в строгой логической последовательности решает ряд познавательно-коммуникативных задач. Они формулируются в виде вопросов, за которыми следуют развернутые ответы: ...мы должны прежде всего спросить себя: на чем основано ото органическое единство...? Для ответа разберем типичную функциональную систему... Кем же заданы параметры рецепторных аппаратов функциональных систем организма? <...> Итак, «заданное» конструктором чувствительное устройство в автоматике в случае организма представлено закрепленными свойствами метаболизма соответствующих рецепторных аппаратов... О намерении обратиться к решению тех или иных задач автор информирует читателей и с помощью подзаголовков, обозначающих узловые понятия теории: Афферентный синтез; Аппарат акцептора действия. Близкую функцию выполняют ментальные перформативы типа: Рассмотрим вопрос о... и другие проспективные формулы: Прежде всего необходимо охарактеризовать «жизненный узел» всякой функциональной системы - ...конечный результат.... Реализация этих целеустановок занимает большую часть текстового пространства.

В заключительном разделе речевого произведения ученый подчеркивает значимость своей теории и в связи с этим рассматривает возможные области ее применения.

Наиболее строго исследуемая жанровая форма реализуется в текстах (обычно небольшого объема), авторы которых обобщают результаты своих предшествующих работ и целенаправленно организуют эти результаты в соответствии с существующим каноном представления теоретического знания (с дедуктивной схемой). В итоге читатель получает возможность в главных чертах осмыслить и оценить теорию как целое и соотнести ее с другими подходами.

Проиллюстрируем сказанное на примере статьи Г.М. Андреевой «К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции» и статьи Г.А. Золотовой «К построению функционального синтаксиса русского языка».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Макро- и микротопонимия. Урбанонимы как вид топонимов
Жанры речи как функционально-стилистический феномен (вопросы теории)
Природа в русских путешествиях XVIII века
Легенды и сказания о табаке в круге чтения устьцилемов.
Характеристика и конститутивные признаки дискурса СМИ
Вернуться к списку публикаций