2012-11-15 15:33:34
ГлавнаяРусский язык и культура речи — Речевые жанры научного академического текста



Речевые жанры научного академического текста


Обращает на себя внимание реализация в рассматриваемых субтекстах разноплановых диалогических отношений. Так, получает выражение «разговор» исследователя с другим упоминаемым лицом, чье мнение обычно передается посредством прямой или косвенной речи (форма диалогичности Я - ОН, ОНИ), при этом авторская речь, как правило, оценочна: Эйнштейн правильно отмечает, что из уравнения (А) нельзя вывести таких следствий, какие привыкли делать из законов сохранения...; Н. Хомский... стал ссылаться на то, что <...> Факты, впрочем, так же, как и вся исследовательская практика генеративной лингвистики, говорят совсем о другом...

Налицо и сопоставление двух и более точек зрения по тому или иному вопросу (ОН1 – ОН2): Шредингер показал, что <...> Эйнштейн по этому поводу отметил <...>; Н. Хомскому было сделано много упреков <...> В ответ на эту критику Н. Хомский... стал ссылаться на то, что <...>.

Приводимые и анализируемые субъектом речи точки зрения зачастую им эксплицитно оцениваются (ОН1 - ОН2 - Я): ...характерно высказывание Паули <...> Аналогичные утверждения молено найти и у Эйнштейна <...> Принцип эквивалентности, понимаемый как... неверен...; Н. Хомский пишет: “...мы располагаем мнением Гумбольдта...”. В.Гумбольдт... предлагал <...> Совершенно очевидно, что все это очень далеко от «генеративных процессов»...

Естественно, что в ходе изложении чьего-либо мнения, как и при сопоставлении различных смысловых позиций, дискурс ориентирован на адресата, тем самым обнаруживается и форма диалогичности (Я - ВЫ). Наиболее явственно она выражается в тех случаях, когда в процессе рассуждения автор текста стремится привлечь читателя к сомышлению (Я - ВЫ, МЫ С ВАМИ): Как мы видим, Эйнштейн ...считал, что... Изучим, какие физические выводы следуют из этого выражения; Обратимся теперь ко второму вопросу...

Направленность речи на адресата, стремление убедительно изложить ее содержание (и прежде всего довести до читателя мысль о принципиальной невозможности решения проблемы на основе анализируемой теории) обнаруживается и в серии развернутых вариативных повторов:

...дело здесь не в наименовании, а в сущности ОТО, в ней, как мы увидим, другого не дано <...>;

...псевдотензоры энергии-импульса в ОТО не являются энергетическими характеристиками гравитационного поля и не отражают существования волн кривизны <...>;

...подход, основанный на введении псевдотензоров энергии- импульса в теорию Эйнштейна, не имеет физического смысла...


...Генеративная теория целиком направлена на изучение компетенции (знания языка) как основы всех речевых актов, но следующего и самого важного шага не делает <...>;

Хотя сам термин «порождение» (генеративный процесс) в своей «внутренней форме» обнаруживает несомненную связь с идеей творчества..., ни один из приведенных смыслов термина «порождение» не может быть признан производным от данной идеи. Этого и не может быть, так как генеративная теория ориентирована, как указывалось, на язык <...>;

...слабость генеративной теории заключается в неспособности ее справиться с проблемой творчества, и происходит это в силу того, что генеративная теория изолируется от речи (употребления).

Наконец, в текстовых единицах рассматриваемого типа зачастую эксплицируется разговор субъекта речи со своим объективированным «Я» (Я1 – Я2):

1:] ... возникает ряд вопросов. Являются ли псевдотензоры энергии-импульса энергетическими характеристиками гравитационного поля? Отражают ли они существование волн кривизны? <...>

2:] Таким образом, псевдотензоры энергии-импульса в ОТО не являются энергетическими характеристиками гравитационного поля и не отражают существование волн кривизны;


1:] Нам необходимо будет выяснить здесь три вопроса: 1. Применительно к чему - языку или речи — говорит Н. Хомский о творческом аспекте; 2. Что понимает Н. Хомский под творчеством в языке; 3. Почему лингвистическая теория Н. Хомского именуется генеративной <...>

2:] Генеративная теория в том виде, в каком она ныне существует, фактически интересуется только... языком (компетенцией). Поэтому и вопрос о творчестве она решает применительно к языку. И это будет справедливый и обоснованный ответ на первый вопрос <...>

Конечно, речевое воплощение и этой формы диалогичности подчинено установке на убеждение адресата в правильности авторских выводов (в том числе и в результате привлечения читателя к сомышлению): Но можем ли мы сказать, что...? Нет, этого сказать нельзя.

Подчеркнем, что в рассматриваемых текстовых единицах выражение всех указанных видов диалогических отношений определяется характером решаемых исследовательских задач. Действительно, раскрывая недостаточность или противоречивость старого знания, субъект речи обязательно прибегает к изложению и интерпретации существующих подходов, причем развернутый анализ той или иной теории предполагает изучение ее связей и отношений с предшествующими, современными ей и последующими концепциями и тем самым сопоставление нескольких точек зрения на решение некоторой проблемы. Поскольку же утверждение о неразрешимости проблемы на основе старой теории обосновывается в форме рассуждения, эффективным становится привлечение читателя к совместному мышлению, а также диалог-самоанализ.

Концентрированное выражение разнообразных форм диалогичности определяет особенности собственно поверхностно-речевой организации дискурса. Прежде всего нужно указать на широкое использование конструкций чужой речи - прямой и косвенной. Изложение идей того или иного ученого посредством пересказа его мнения или прямой цитации занимает значительную (зачастую основную) часть дискурсного пространства. Развернутые цитаты во многих случаях состоят из нескольких абзацев и нередко следуют одна за другой, соединяясь высказываниями типа: Далее автор писал...; Позволим себе продолжить эту цитату... и под. Вместе с тем исследователь, пересказывая чужую точку зрения, зачастую отказывается от перефразирования отдельных ключевых мыслей и понятий, сохраняя авторские формулировки; в результате в текст встраиваются короткие цитаты - обычно длиною в предложение или словосочетание: Н. Хомский многократно повторял и продолжает повторять, что творческий аспект использования языка состоит в «способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения»... Соответственно генеративная грамматика «стремится охарактеризовать в возможно более нейтральных терминах знание языка, которое образует основу для конкретного использования языка говорящим и слушающим». Всем этим подтверждается мнение Н.А. Кузьминой о зависимости степени употребительности цитат в научном тексте от его жанровой принадлежности и, следовательно, от характера объективируемых в речи познавательных операций.

Активно используются в текстовых единицах рассматриваемого типа, определяя их своеобразие, и другие средства выражения диалогичности. Так, вопросно-ответные комплексы выполняют здесь важную композиционную функцию: заключение о принципиальных недостатках анализируемой теории, реализующее целеустановку субтектов этого вида, зачастую предстает как ответ на вопрос или серию вопросов, предваряющих рассуждение о действительном (по мнению исследователя) содержании данной теории. Иначе говоря, рассуждение, заключающее в себе толкование теории, предваряется вопросом и завершается ответом на него. Например, вывод А.А. Логунова о том, что псевдотензоры энергии-импульса не являются энергетическими характеристиками гравитационного поля, или вывод В.А. Звегинцева о нерешенности в теории генеративной грамматики проблемы языкового творчества представлены в форме ответа на сформулированные ранее указанными авторами вопросы.

Примечательно, что в тех случаях, когда критический анализ той или иной концепции образует не текстовую единицу (субтекст), а целый текст, то в виде вопроса нередко формулируется заглавие этого текста: «Изменяется ли энергия источника при излучении гравитационных волн в теории гравитации Эйнштейна?», «Существует ли в общей теории относительности гравитационное излучение?», «Объясняет ли ОТО гравитационные эффекты?».

Репродуктивность особенностей речевой организации анализируемых текстовых единиц обнаруживается и в характере комментариев исследователя к цитируемым высказываниям того или иного ученого. Среди многообразных типов комментариев наиболее регулярны такие, которые представляют собой обобщающие перифразы цитат, обычно с привнесением субъектом речи смысловых акцентов «от себя». (Цитаты в данном случае выступают средством подтверждения корректности изложения анализируемых идей.) Такими перифразами фиксируются ключевые положения изучаемой теории с целью последующей критической оценки этих положений:

Он писал: <...>. [Приводится ряд развернутых цитат, после чего их содержание кратко обобщается:] Как мы видим, Эйнштейн на основании уравнения (3) считал, что в ОТО имеется обычный закон сохранения для гравитационного поля и вещества, записываемый в интегральной форме в виде выражения (Б);

Н. Хомский пишет: <...>. Итак, как явствует из приведенных цитат, язык есть постоянный процесс порождения, а порождение определяется формой языка (отображенной в мозгу говорящих), поэтому форма и есть генеративный процесс.

Оценивая те или иные идеи критикуемой теории или теорию в целом, исследователь указывает на ее недостатки, возможный круг которых определяется сложившимися в среде ученых представлениями о природе теоретического исследования и его нормах. В результате в рассматриваемых текстовых единицах концентрированно представлены языковые и речевые средства текстовой категории оценочности (см. приводимые ниже примеры).

Среди недостатков теории чаще всего отмечаются:

- ее несоответствие фундаментальным законам научного знания: ОТО оказывается несовместной с фундаментальными законами природы - законами сохранения энергии, импульса и момента количества движения; представление о... должно быть исключено из теории строения молекул как противоречащее основам квантовой механики;

- несоответствие положений теории твердо установленным истинам частного характера, эмпирическим данным: Экспериментальные данные также опровергают гипотезы о необходимости образования химической связи парой электронов...; Однако экспериментальные свидетельства... были противоречивыми... Это говорило о тщетности попыток...;

- внутренняя противоречивость теоретических построений: ...из двух разных, по точных соотношений ОТО в идеологии Эйнштейна мы приходим к совершенно взаимоисключающим физическим выводам; Третий важнейший недостаток рассматриваемого приближения состоит в том, что результаты последовательного проведения такого приближения могут оказаться противоречащими его исходным посылкам;

- неопределенность понятий и утверждений теории: это дополнительное положение не может быть сформулировано точно потому, что... нельзя определить точно понятие «валентные электроны»; ...к числу радиотоксинов... автор относит и так называемые биологически активные вещества - понятие расплывчатое и неопределенное;

- слабость теории в отношении объяснения или предсказания фактов: Все это неизбежно приводит к общему выводу об органической неспособности ОТО давать однозначные предсказания для гравитационных эффектов...; Сами по себе эти принципы... не позволяют сделать какие-либо предсказания о том, в какой степени эти организмы будут соответствовать своей экологической нише;

- неполнота теории: Мы видим, что предложенные схемы далеко не полны...; И. Акишиге не определяет «условия, необходимые для константности», и ограничивает свою теорию диапазоном между отсутствием константности и полной константностью, сверхконстантность остается вне рассмотрения;

- неоригинальность тех или иных идей, некорректность утверждений и пр.


Своеобразие рассматриваемых текстовых единиц обнаруживается и в активном использовании определенного репертуара строевых слов и клише (слов, создающих строй речи), являющихся стандартными средствами освещения некоторого круга жанровых вопросов (и соответственно микротем). Приведем некоторые примеры:

[Каковы объект и предмет анализируемой концепции?] Главной (основной) темой (областью) чьих-либо исследований является...; Кто-либо исследует (изучает, обсуждает) вопрос о... (проблему); Кто-либо обращает (концентрирует) внимание на...; Чье-либо внимание сосредоточено на...; В центре (в фокусе) чьего-л. внимания находится...; Объектом чьего-либо интереса является... и др.

[Каковы ее истоки?] Истоки теории восходят к...; Своим источником теория имеет...; Кто-либо развивает чьи-либо идеи (мысли) (чьи-либо идеи впоследствии были развиты кем-либо); Кто-либо следует за кем-либо...; Чьи-либо работы выросли из чьей-либо теории; Кто-либо предлагает (дает, развивает) свой ответ на какую-либо проблему; Кем-либо была подготовлена почва для чьих-либо исследований и др.

[Каковы цели (задачи) ученого]? Кто-либо ставит своей задачей что-либо; Перед кем-либо стояла какая-либо задача...; Чьи- либо усилия направлены на что-либо; Кто-либо стремится показать что-либо; Кому-либо важно выявить что-либо и др.

[Какие идеи лежат в основе концепции?] В основе теории (концепции, подхода, модели и др.) лежит идея...(мысль о.., понятие.., предположение..., гипотеза...); Теория базируется (основывается) на идее...(понимании чего-л. как...); Теоретическим фундаментом концепции является представление...; Кто-либо исходит из какой-либо идеи...; Во главу угла ставится идея...; Согласно основным представлениям теории...; В теории постулируется (принимается), что...; Основным постулатом теории является положение о...; Основное утверждение теории состоит в...; Мысль о... является стержнем всей теории; Это понятие является исходным в теории...(составляет ключ к концепции) и др.

[Каковы взгляды ученого по тому или иному вопросу?] Кто- либо по этому поводу отмечает (пишет, замечает, указывает) что-л.; Кто-либо считает (полагает), что...; Кто-либо рассматривает (понимает, трактует) что-либо как...; Под чем-либо кто-либо понимает (имеет в виду) что-л.; Кто-либо придерживается иной позиции; Кто-либо высказывает серьезные возражения против чего-либо; Кто-либо разделяет чье-либо мнение; С чьей-либо точки зрения...; По чьему-либо мнению...;

[К каким результатам (выводам) пришел ученый?] Кто-либо приходит к чему-либо (приходит к выводу о...; делает вывод о... ); Кто-либо выдвигает следующие положения...; Кто-либо показал, что...; Установлено (было доказано, оказалось), что...; Конечный вывод заключается в том, что...; Одним из основных выводов является положение...и др.

Таким образом, своеобразие рассматриваемых текстовых единиц определяется составом конституирующих их познавательно-речевых действий, прежде всего пересказом и цитированием ключевых положений анализируемой теории, их комментированием, интерпретацией и оценкой. Специфика поверхностно-речевой организации этих текстовых единиц проявляется в концентрированном выражении всех присущих письменной научной речи основных форм диалогичности и активном употреблении соответствующих языковых и речевых средств - конструкций прямой и косвенной речи, перифраз, вопросно-ответных комплексов, средств категории оценочности, а также в использовании определенного круга строевых слов и клише.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Топоним в составе структуры образа
Этнокультурные характеристики концепта «management» в американской и русской лингвокультурах
Жанроведение в его отношении к функциональной стилистике
Новая урбанонимия Лондона, Москвы и Парижа
Аспекты лингвистического описания речевого конфликта
Вернуться к списку публикаций