2011-10-14 06:08:51
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Внутренний контроль и его место в системе эффективного менеджмента



Внутренний контроль и его место в системе эффективного менеджмента


Основными функциями менеджмента традиционно принято считать планирование, анализ, контроль и управление, которые, являясь самостоятельными категориями, в то же время реализуют общие цели и задачи экономического субъекта в бизнес-среде. Эффективность менеджмента определяется качеством исполнения всех его составляющих, а значит, напрямую зависит от каждой из них и в том числе от контроля.

Функционально контроль выступает средством обратной связи между объектом и системой управления, информируя о существенности всех ее элементов и фактическом выполнении управленческих решений.

В общем виде рассматриваемое понятие присуще всем хозяйствующим формациям как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом под субъектами контроля понимают контролирующие органы, должностных лиц, в пределах их компетенции осуществляющих контроль, а под его объектами - производственные процессы и потребляемые в процессе производства ресурсы.

На уровне управления экономическим субъектом принято различать внешний и внутренний виды контроля, призванные обеспечить интересы соответствующих субъектов его проведения, где к первым относятся государственные органы, контрагенты финансово-хозяйственных договоров, потребители, общественность, а к последним - собственники, администрация и персонал организации.

Основные категориальные отличия внешнего и внутреннего контроля представлены в табл. 1.


Таблица 1

Категориальные отличия внешнего и внутреннего контроля


Категория

Внешний контроль

Внутренний контроль

Объект

Система внутреннего контроля (интегрированная форма)

Система внутреннего контроля (дифференцированная форма)

Субъект

Государственные органы

Контрагенты

Потребители, общественность

Собственники

Администрация

Персонал организации

Целевая

установка

Оценка соответствия заданных параметров установленным нормам и правилам для принятия фискальных, инвестиционных и иных решений

Оценка исполнения поставленных целей и задач и их эффективности для принятия управленческих решений

Оценочная

категория

статуса

Административный контроль

Бухгалтерский контроль

Стратегический контроль

Управленческий контроль

Операционный контроль


Совокупность всех рассмотренных категорий внешнего контроля позволяет с большой долей вероятности оценить комплексный финансово-производственный потенциал экономического субъекта, обозначив при этом возможные резервы его роста, что, в частности на макроэкономическом уровне, призвано стимулировать инвестиционный климат в целом.

Вместе с тем становится очевидным, что достоверность подобных оценок значительно повышается при наличии у экономического субъекта эффективной системы внутреннего контроля, определяющее значение в оценке корпоративного статуса которой зависит от заинтересованных в экономической информации пользователей. При этом внешние пользователи оценивают в данной системе административный и внутренний бухгалтерский контроль, где под первым понимают «методы и процедуры, разработанные на основе философии управления компании, являющиеся, в свою очередь, исходным пунктом для установления бухгалтерского контроля операций, призванного планировать и проводить процедуры, направленные на предотвращение, выявление и исправление возможных ошибок в счетах бухгалтерских книг и в финансовых отчетах».

Таким образом, исследуется производственно-управленческий и финансовый (бухгалтерский) контроль, являющийся источником экономической информации, позволяющей принимать рациональные решения относительно данной компании.

Эволюция внутреннего контроля имеет глубокие исторические корни, являясь частью прогресса цивилизаций высокоразвитых государств Ближнего Востока, Китая, Афин, Рима. Ряд форм контроля описан еще в Библии.

Формирование внутреннего контроля видоизменялось, преследуя цель стремления к адекватности получаемой управленческой информации вместе с развитием процесса производства.

В переводе с французского контроль (control) означает «список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо». Лексическое значение слова «контроль» (control) имеет довольно широкий диапазон значений: от «управлять», «регулировать» до «проверять», «инспектировать».

Исторически перевод английского выражения «Internal Control» часто искажался, поскольку термин «control» и являлся синонимом проверки. В современном понимании считается традиционным полномасштабный синтезированный термин - корпоративный контроль, включающий в себя все перечисленные значения.

Системно преобразовавшись к началу XX столетия, общепринятая концепция внутреннего контроля основывалась на трех элементах:

- разделение полномочий;

- ротация персонала;

- использование и анализ учетных записей.

При этом достигалась цель предотвращения мошенничества, в определенной степени минимизировался риск от принятия неверных управленческих решений, в том числе за счет укрепления дисциплины, делегирования полномочий в пределах необходимой компетентности персонала, повышалась эффективность производственно-финансовой деятельности при расширении учетно-аналитических процедур.

Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на сохранность активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности финансово-хозяйственных операций, следование предписанной политике и процедурам компании.

Концептуально контроль, являясь непосредственной управленческой функцией в любой экономической среде, очевидно постоянен, поскольку призван решить целый ряд конкретно поставленных задач, векторно-направленных на эффективное использование различного рода ресурсов организации как корпоративной системы.

Вместе с тем дискретность стадий производственно-финансового процесса позволяет дифференцировать и контроль, реализуемый на каждой из них. Отсюда можно утверждать, что контроль - интегрированная функция, элементы которой присутствуют на каждой стадии деятельности компании - от планирования до итогов реализации производственно-финансовой программы. В частности, на стадии планирования реализуются следующие контрольные функции:

- оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;

- соответствие плановых решений стратегии и тактики компании и др.

При этом выполняется следующая концептуальная установка: «где царит планирование, там можно и проверить само планирование».

Контроль, реализуемый на итоговой стадии производственно-финансового процесса, является «сравнением между запланированными и реализованными ценами для информации о результате производственной деятельности».

Таким образом, реализацию функций внутреннего контроля представляется целесообразным рассматривать двояко:

- во-первых, как оценочный инструмент эффективности элементов различных стадий процесса управления при достижении целей организации;

- во-вторых, как самостоятельную управленческую категорию, обеспечивающую качество финансово-производственного процесса компании.

Таким образом, рассматриваемое понятие объективно выведено за рамки бухгалтерского учета, интегрировано практически с любой управленческой функцией и присутствует на каждом этапе производственного процесса.

В общем виде цель внутреннего контроля состоит в информационном обеспечении системы управления для получения возможности принятия более эффективных решений. Выполнение такой целевой направленности должно базироваться на системном подходе для обеспечения условия получения существенной информации по каждому дифференцированному объекту контроля, а для оценки ее эффективности - иметь разработанную методологическую основу.

Структурирование системы внутреннего контроля традиционно основывается на трех ее элементах - контрольная среда, система учета и процедура контроля. Основные составляющие системы и их функциональность, рассмотренные А. Аренсом, Дж. Лоббеком, Р. Монтгомери, представлены в табл. 2.


Таблица 2

Система внутреннего контроля


Среда контроля

Учетная система

Контрольные процедуры

Элементы контрольной среды:

• Философия администрации и стиль управления

• Организационная структура

• Состав совета директоров и комитетов

• Методы распределения полномочий и ответственности

• Контрольные методы администрации

• Методы и процедуры работы с персоналом

• Внешние влияния

Преследуемые цели:

• Законность

• Санкционирование

• Полнота

• Оценка

• Классификация

• Своевременность

• Подготовка отчетности

Категории контрольных процедур:

• Адекватное разделение

• Действенная система санкционирования

• Качественные документы и регистры

• Фактический контроль

• Независимые проверки



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Бюджетирование в системе управленческого учета
Системы учета стандарт-кост и нормативного метода - основа организации управленческого учета
Бухгалтерское моделирование реорганизационных процессов коммерческой организации
Состав и классификация затрат и расходов
Эволюционный аспект формирования статуса внутреннего аудита
Вернуться к списку публикаций