2011-06-02 20:15:25
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Цели, задачи и направления реформирования бухгалтерского учета в России



Цели, задачи и направления реформирования бухгалтерского учета в России


В связи с переходом к рыночным отношениям в России идет непрерывный процесс реформирования бухгалтерского учета. Цель реформы заключается в построении системы, адекватной новому типу хозяйственных отношений в российской экономике, создании условий для формирования экономическими субъектами полезной информации об их финансовом положении и финансовых результатах и для обеспечения достоверности и надежности бухгалтерской отчетности как источника информации при принятии решений заинтересованными пользователями.

Выделим основные моменты произошедших изменений в отечественном учете.

Создание акционерных обществ, приватизация, функционирование совместных предприятий на территории страны, отказ от административной системы хозяйствования определили необходимость реконструкции российской системы учета.

Началом процесса реформирования можно назвать утверждение 1 ноября 1991 г. Министерством финансов Плана счетов финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Этот План не привел к коренной ломке учета, так как в нем сохранились группировка и кодирование старого Плана. Тем не менее, в ходе изменений ликвидировано 19 счетов, характерных для плановой системы управления, и введено 17 новых, связанных с объектами учета, присущими рыночной экономике. Порядок учета финансовых результатов практически не изменился, но с принятием этого документа в России получил закрепление метод начислений в учете доходов.

В 1996 г. принят Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для предприятий и организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, определяющий порядок организации и ведения бухгалтерского учета, а также взаимоотношения по этим вопросам с потребителями бухгалтерской информации. Ввод в действие Закона, безусловно, прогрессивный шаг, хотя некоторыми учеными это событие признано нецелесообразным «из-за отсутствия полного представления о российской модели рыночной экономики, стройной концепции бухгалтерского учета в российской экономике рыночного типа, научно-методической проработки многих вопросов, какой бы то ни было практики по ряду вопросов».

Текст Закона не содержит принципиально новых положений, он во многом обобщает и повторяет многие уже известные нормы. Например, в Законе объектами учета признаны имущество организаций (а не активы), их обязательства и хозяйственные операции. Финансовые результаты и элементы его формирования (доходы и расходы) Законом не определены в бухгалтерской информационной системе. Несовершенство законодательно регламентированной бухгалтерской терминологии приводит к многим трудностям не только в работе практикующих бухгалтеров, о чем свидетельствуют регулярные публикации, но и в преподавании курса «Теория бухгалтерского учета». Однако, с принятием Закона в России начинает формироваться подотрасль финансового права - система законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

В том же году вышло в свет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», устанавливающее состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Рекомендуемая им структура показателей отчетности удовлетворяла требования, предусмотренные 4 Директивой ЕС. Так, в Отчет о прибылях и убытках введены строки для отражения прочих операционных доходов, расходов и процентов к уплате, хотя План счетов 1991 г. не предусматривал формирование таких показателей в учете.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и приобщение российских организаций к международным рынкам капитала предопределили целесообразность перехода к использованию международных стандартов финансовой отчетности. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в конце 1997 г. одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, многие положения которой ориентированы на нормы, заложенные в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

В документе сформулированы следующие определения: цель бухгалтерского учета; основы организации бухгалтерского учета; содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете; состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов и их оценка. Описаны заинтересованные пользователи, их интересы в бухгалтерской информации. Установлена степень влияния налогового учета на бухгалтерский. В отношении интересов налоговых органов задача бухгалтерского учета ограничилась лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно формировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения. Особый интерес, и, в первую очередь, у лиц, занятых преподаванием бухгалтерских дисциплин, вызвали разделы, раскрывающие основные допущения и правила формирования бухгалтерской информации.

В Концепции введено такое новое для России понятие, как экономические выгоды организации. Именно через эту категорию квалифицированы активы, доходы и расходы. Но Концепция не заменила никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету, а послужила основой построения системы нормативного регулирования учета в стране. В документе намечены ориентиры, которые следует достичь в ходе проведения работы по реорганизации системы учета.

Начиная с марта 1998 г. реформа бухгалтерского учета в России проводится на основе утвержденной постановлением Правительства РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве международных Правительством РФ используются стандарты финансовой отчетности (МСФО), разработанные Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в г. Лондоне (Великобритания).

В Программе закреплены цели, задачи и направления реформирования учета. Цель реформирования системы бухгалтерского учета, согласно документу, - приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Хотя, на наш взгляд, применение МСФО - не цель, а средство преобразований.

Задачи реформы в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов. Сложность в решении данной задачи состоит в том, что на сегодняшний момент в России отсутствует такая «категория», как инвесторы, а вливание в экономику России зарубежных инвестиций осложняется нестабильностью политической обстановки;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

К направлениям реформы отнесены: совершенствование нормативно-правового регулирования; формирование методического обеспечения; сотрудничество с международными бухгалтерскими организациями.

Правительство РФ постановило осуществить учетную реформу в течение двух лет. Но в результате тяжелого экономического и финансового кризиса в августе 1998 г. процесс перехода к международным стандартам отчетности объективно затягивается.

Минфин России как основной орган, на который возложена обязанность проведения в жизнь реформы бухгалтерского учета, ориентируется не на прямое применение МСФО российскими предприятиями, а путем принятия национальных стандартов, так называемых Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Во исполнение Программы утверждены следующие национальные стандарты: 5/98 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Структура и содержание принимаемых после 1997 г. положений максимально приближено к международным стандартам.

Приведение в соответствие с МСФО норм российского учета повлекло за собой и пересмотр ранее введенных документов. Так, ПБУ 1/94 заменено на ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/96 на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 3/95 на ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 5/98 на ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/97 на ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Кроме нормативных документов по бухгалтерскому учету, выпущенных Минфином России в последние годы, необходимо отметить выход в ноябре 1998 г. русского перевода Международных стандартов финансовой отчетности. Редакционной коллегией в составе А.С. Бакаева, Л.В. Горбатовой, Т.Б. Крыловой, М.В. Мельник, В.Ф. Палия, Л.З. Шнейдмана с помощью экспертов КМСФО проделана огромная работа по переводу, редактированию и выпуску этого документа на русском языке. МСФО в русском официальном переводе помогают лицам, занимающимся как теорией, так и практикой бухгалтерского учета изучить методологию международных стандартов с целью их правильного применения при раскрытии информации в бухгалтерской отчетности российских организаций (особенно привлекающих иностранные инвестиции).

Принятие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» следует признать моментом, с которого механизм формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете потребовал существенных изменений. Состав доходов и расходов, предложенный ПБУ, не соответствовал показателям, формируемым по счетам бухгалтерского учета. Предусмотренный Планом счетов 1991 г. порядок учета финансовых результатов не обеспечивал системного формирования данных, необходимых для подготовки отчета о прибылях и убытках, полезного пользователям бухгалтерской информации. Сальдо счета прибылей и убытков не показывало ни величину чистой прибыли, ни величину нераспределенной прибыли. Чтобы получить сумму прибыли, подлежащую распределению, требовались многочисленные корректировки.

Упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве, развитие элементов нового хозяйственного механизма, активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой, разработка и утверждение новых нормативных документов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, обусловили необходимость изменения состава и содержания синтетических и аналитических позиций в Плане счетов.

В 2000 г. разработан и подготовлен к вводу в действие новый План счетов. При пересмотре Плана наибольшие изменения коснулись счетов учета финансовых результатов в связи с формированием новой методики учета доходов и расходов организации, что подчеркивает актуальность избранной темы для диссертационного исследования.

В результате изменения условий хозяйствования и уточнения методики бухгалтерского учета некоторых операций аннулировано 16 счетов, введено 3 новых, у многих счетов изменены номер или названия, две синтетические позиции разукрупнены и несколько объединены.

Ввод в действие нового Плана счетов следует признать существенным шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета. Новый План счетов уточняет отдельные аспекты отражения операций на счетах и приближает это отражение к требованиям МСФО (в частности, по вопросам учета капитала и финансовых результатов). Изменился и статус документа в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Новый План счетов не носит нормативно-правовой характер.

Основные моменты процесса реформирования бухгалтерского учета, повлиявшие на механизм формирования финансовых результатов представлены в табл. 1.


Таблица 1

Основные моменты процесса реформирования бухгалтерского учета, повлиявшие на механизм формирования финансовых результатов


№ п/п

Предпосылки изменений в учете

Официальный документ

Влияние на механизм формирования финансовых результатов

1.

Приватизация, отказ от административной системы учета, создание акционерных обществ и совместных предприятий

План счетов 1991 г.

Доходы признаются не только в момент поступления денег, но и по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги

2.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и, соответственно, необходимость составления отчетности по международным правилам

ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации»

В отчет о прибылях и убытках введены строки, отражающие прочие операционные доходы, расходы; проценты к уплате. Система счетов бухгалтерского учета не предусматривала формирование таких показателей.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Определено место элементов формирования финансовых результатов (доходов, расходов) в бухгалтерской информационной системе. Даны определения доходов и расходов, критерии их признания. Документ не носит нормативный характер.

ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»

В систему нормативного регулирования бухгалтерского учета введены понятия доходы и расходы, дано их определение, критерии признания. Доходы и расходы бывают от обычных видов деятельности и прочие (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Такая группировка не соответствует системе показателей, формируемой на счетах учета и в отчетности

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Состав показателей отчета о прибылях и убытках приведен в соответствие с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

3.

Упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве; активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международными.

План счетов 2000 г.

Существенно изменен порядок учета финансовых результатов. Для учета механизма формирования результатов деятельности предназначены счета специального раздела.


Реформирование бухгалтерского учета, ориентированное на рыночные преобразования, не может обойти стороной и систему бухгалтерского образования, как высшего, так и послевузовского (профессионального). Так, А.С. Бакаев, руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, подчеркивает, что появление большого количества изменений в правилах бухгалтерского учета потребует значительных усилий по обучению их применения на практике не только со стороны руководителей, бухгалтеров, аудиторов, но и преподавателей в части выработки новых методик обучения, учебных материалов, пособий, наглядных средств обучения.

Одним из перспективных направлений в этой области следует признать разработку нового поколения стандартов по экономическим дисциплинам вообще и по специальности 06.05 «Бухгалтерский учет и аудит», в частности. В 1998 г. Учебно-методическим объединением в рамках российско-нидерландского субпроекта №353 под руководством профессора Гетьмана В.Г. создана рабочая группа по разработке образовательного бухгалтерского стандарта. В нее вошли проф. В.Г. Гетьман, проф. В.Б. Ивашкевич, проф. З.В. Кирьянова, проф. М.И. Кутер, проф. А.Д. Ларионов, проф. М.В.Мельник, проф. Е.А. Мизиковский, проф. В.Д. Новодворский, проф. В.И. Петрова, проф. А.Д. Шеремет. С 1.09.2000 г. стандарт вступил в силу.

Длительное время преподавание отечественного бухгалтерского учета начиналось с «Теории бухгалтерского учета», которую обычно преподают как на экономических факультетах ВУЗов, так и на бухгалтерских курсах. Многие учебники по теории последних лет преследовали весьма узкую цель - ознакомить студента с основами профессии (предмет, элементы метода, классификация счетов). Реформирование учета предопределило необходимость рассмотрения принципов, концепций, моделей учетных процедур формирования финансового результата, теоретического обоснования сущности и состава элементов формирования основного показателя производственно-хозяйственной и финансовой деятельности экономического субъекта.

Считаем целесообразным в ходе преподавания курса «Теория бухгалтерского учета» рассмотреть более детально понятия доходов и расходов, дать их классификацию, соответствующую требованиям международных стандартов бухгалтерской отчетности и российских правил. Особое внимание в ходе становления новых рыночных отношений следует уделять исследованию сущности категорий, формирующих понятие финансового результата, различным подходам к исчислению прибыли.


Шматова Елена Владимировна







Интересное:


Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)
Политика цен в системе управленческого учета
Управление качественными издержками в управленческом учете
Технологический процесс управления
Основные элементы системы сметного управления прибылью предприятия
Вернуться к списку публикаций