2011-03-16 09:00:00
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Характеристика производственной и коммерческой деятельности АО «САМЕКО» за 1995 год



Характеристика производственной и коммерческой деятельности АО «САМЕКО» за 1995 год


В 1995 году удалось приостановить падение объема продаж и производства проката по сравнению с 1994 годом. В целом объем продаж вырос на 15%, однако в структуре продаж потребление проката на внутреннем рынке снизилось до 94%. Удельный вес продаж по рынкам сбыта характеризуется следующими данными:

Удельный вес продаж по рынкам сбыта

Производство и продажи проката характеризовались неравномерностью производства и сбыта по кварталам, что связано со снижением производства на экспорт из-за падения его эффективности в связи с превышением внутренних цен на алюминий и другие материальные затраты над мировыми, а также влиянием валютного коридора.


Таблица 1

Выпуск продукции АО «САМЕКО» в 1995г.


 

В % к году

 

 

1 кварт.

2 кварт.

3 кварт.

4 кварт.

год

Объем выпуска, всего

35,0

27,5

22,0

15,5

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

внутренний рынок

7,8

7,9

8,2

7,3

 

экспорт

27,2

19,6

13,8

8,2

 


При этом по-прежнему наибольший удельный вес в выпуске составил плоский прокат - 74,2%, удельный вес труб составил 4,6%, прутков -16,0%, профилей, панелей, шин - 4,7%, штамповок - 0,5% . Экспорт был поставлен в 16 стран мира, из них наибольший объем поставок приходится на поставку в США - 63%, в Германию -27,1%. Крупнейшими покупателями проката по обороту являлись следующие фирмы: «Евромин С.А.» - 34,2%, «ИММЕТРА» - 32%. Из общего объема поставок на внутренний рынок только 7,2% поставлено в страны СНГ (1994 год -12,0%). Объем поставок проката по регионам России распределился следующим образом:

Москва и Московская область 25,8%

Северо-Запад 4,3%

Урал и Западная Сибирь 19,3%

Восточная Сибирь и Дальний Восток 3,2%

Центр России 6,4%

Самара и Самарская область 22,2%

Поволжье 16,9%

Юг России 1,9%

Итого: 100,0%

Возросли поставки в Москву и Московский регион в 1,8 раза, в Самару и Самарскую область на 1,7%, уменьшились поставки в Северо-Западный, Уральский, Сибирский регионы. Изменился портфель заказов по величине заказа. Количество потребителей имевших заказы менее 10 тн составили от общего числа - 61,9%, от 10 до 50 тн - 23,8%, от 50 до 100 тн - 6,5% и выше, 100 тн - 7,8%.

Все это значительно усложнило работу по комплектации, запуску, своевременному изготовлению этих заказов, эффективности их изготовления. В связи с ростом внутренних цен на алюминий и тарифов на энергоносители и, соответственно, цен на прокат ряд видов продукции потерял свою конкурентность. Наиболее характерным примером является производство консервной ленты. Анализ заказчиков 1995 года показал, что более 15 крупных потребителей ленты, ранее бравших ее в больших объемах, перешли на изготовление тары из жести. Значительно сократили свое потребление в 1995 году авиационная промышленность, судостроительная промышленность, оборонная промышленность, предприятия, изготавливающие товары народного потребления (стиральные машины, холодильники, фляги и т.д.). Продолжают свое потребление предприятия перерабатывающих отраслей промышленности, кабельной промышленности, нефтегазового комплекса.

В целях более детального изучения тенденций внутреннего рынка России по потреблению алюминиевого проката, определения наиболее перспективных по потреблению предприятий, организации нетрадиционных схем финансирования АО «САМЕКО» совместно с рядом коммерческих организаций создало и продолжает создавать дистрибьюторскую (маркетингово-сбытовую) сеть в первую очередь в емких по потреблению проката регионах. Так по Москве и Московскому региону заключен договор на исполнение функций дилерского центра с ЗАО «Алюминконструкция», в Самаре с АО «Евроазиатский концерн», Фактически функции крупных потребителей - дистрибьютеров осуществляют также по Московскому региону фирма «Век», по Самарскому региону фирма «Самарские автомобили». В дальнейшем предполагается расширить количество дилерских центров, что позволит дополнительно привлечь заказчиков с объемом 15-20 тыс. тн в год. Аналогичные процессы происходят и на зарубежном рынке. В настоящее время заканчивается создание совместно с торговым партнером в Германии фирмой «ИММЕТРА» торговой фирмы «САМЕТРА», с помощью которой будет создана в будущем собственная сбытовая сеть в Европе.

В 1996 году предполагается расширить рынки сбыта экспортной продукции на Дальний Восток и Азию с объемом продаж до 10-15 тыс. тн в год, освоить продажу ленты для крышек, ключиков и корпусов банков в объеме 6-8 тыс. тн с последующим расширением этих продаж на экспорт до 20 тыс. тн в год.

Финансовое положение Общества и проводимая политика.

На финансовое положение компании существенное влияние оказали следующие факторы:

- рост внутренних цен на алюминий и шихтовые материалы, которые превысили мировой уровень,

- рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки,

- введение валютного коридора.

Динамика цен и тарифов за 1995 г. показывает, что внутренние цены на алюминий в долларовой оценке выросли за год в 1.26 раза, в то время как цены на алюминий на ЛБМ снизились на 0,88 раза. Рост тарифов на энергоносители составил 3,02 раза, теплоэнергию - 2,98 раза, газ - 2,53 раза, воду - 3,29 раза, пиломатериалы - 4,0 раза, лак - 2,7 раза. Официальный темп инфляции составил 2,32 раза, валютный курс рубля и доллара с мая по декабрь - 0,9 раза. Указанные причины с учетом снижения объемов продаж и производства проката по кварталам привели к резкому снижению рентабельности продукции, поставляемой на экспорт, и в целом, что видно из данных:

снижения объемов продаж

От всех видов деятельности компанией получено 150340 млн. руб. балансовой прибыли (95,3% к плану), в том числе и от реализации продукции, работ и услуг - 165928 (78,6%), от внереализационных операций получены убытки на 15687 млн. руб. (10,4% к общей прибыли), от реализации прочих активов - 99 млн. руб.

Из 96457 млн. руб. общей прибыли от внереализационных операций 56025 млн. руб. (58,1%) составляет положительная курсовая разница и 40432 млн. руб. (41,9% из общей суммы) - прибыль, полученная непосредственно от деятельности компании.

Убытки и налоги, относимые на убытки от внереализационных операций, составили 112144 млн. руб.

Из общей суммы убытков от внереализационных операций платежи, предусмотренные нормативными документами (в основном налоги), составляют более 24578 млн. руб.: налог на имущество - 13621 млн. руб., налог на содержание социальной сферы и жилого фонда - 10679 млн. руб., целевой сбор на содержание милиции - 278 млн. руб. и около 4429 млн. руб. - штрафы и убытки, связанные непосредственно с деятельностью компании (3,9% в общей сумме убытков), отрицательная курсовая разница - 77868 млн. руб. (69,4% от общей суммы убытков и 51,8% к прибыли).

Отрицательная курсовая разница, сложившаяся в результате государственного регулирования курса доллара, превысила положительную курсовую разницу на 21843 млн. руб., уменьшив размер балансовой прибыли за счет отрицательного результата по внереализационной прибыли на эту же сумму.

Из общей суммы полученной балансовой прибыли в 150340 млн. руб. уплачено налогов на сумму 61255 млн. руб. (40,7% прибыли), направлено на создание резервного фонда АО - 38000 млн. руб. (25,3%), на заработную плату, социальные льготы и гарантии - 14465 млн. руб. (9,6%), на благотворительные цели - 3376 млн. руб. (2,2%), на другие цели - 28383 млн. руб. (18,9%), неиспользованная прибыль - 4861 млн. руб. (3,2%).

Учитывая большое отрицательное влияние на размер получаемой прибыли снижения курса доллара в мае 1995г. и введение с этого же периода валютного коридора, заведомо обеспечивающего отрицательную рентабельность экспортной продукции, компании, реализующая около 70% продукции на экспорт, была вынуждена принять жесткую политику снижения затрат на производство и реализацию продукции, в результате снижены затраты на заработную плату (в основном за счет сокращения численности работающих), сокращены коммерческие и прочие расходы.

На выплату заработной платы в части поощрения и социальные льготы и гарантии из прибыли использовано 14465 млн. руб., в том числе на компенсацию на питание - 8832 млн. руб. (61,5%), оплату административных отпусков по причине частичного простоя производства - 1597 млн. руб. (11%).

Расходы на благотворительность составили 3376 млн. руб. В числе благотворительных мероприятий, финансируемых компанией, - финансирование Фонда милосердия АО на сумму 1805 млн. руб. (53,5% от общей суммы), а также школ, ГПТУ, организаций спорта - на сумму 1571 млн. руб. (46,5%).

При плане направить прибыль на другие цели в сумме 50795 млн. руб. фактически направлено 28383 млн. руб.

Расходы за счет прибыли на уплату штрафов и пени составили 4534 млн. руб., списание дебиторской задолженности - 712 млн. руб.

Общая сумма финансовых источников за год составила 236556 млн. руб., в том числе прибыль - 51085 млн. руб., эмиссионный доход - 2025 млн. руб., инвестиции победителей инвестиционных конкурсов - 82790 млн. руб., амортизационные отчисления на полное восстановление - 46150 млн. руб., внебюджетный инвестиционный фонд - 33974 млн. руб., прочие средства - 20531 млн. руб.

Из общей суммы полученных финансовых источников 154601 млн. руб. (77,0%) использовано на финансирование капитальных и финансовых вложений, на потребление, благотворительность и другие цели использовано 46224 млн. руб. (23,0%).

Затраты на содержание объектов социально-культурной сферы и уплату налога на их содержание в местный бюджет составили 38583 млн. руб. (25,7% к прибыли), в том числе налог к уплате - 11086 млн. руб., затраты на содержание льготных объектов в пределах нормативов, устанавливаемых местной администрацией, -10574 млн. руб., затраты на содержание льготных объектов сверх норм и нельготных объектов с их капитальным ремонтом -16923 млн. руб.

Удельный вес затрат объектов социально-культурной сферы и жилфонда, покрываемых налогом в счет уменьшения перечисляемой суммы в местный бюджет, составил за год 27%.

Дебиторская задолженность компании на 01.01.96 г. составляет 152149 млн. руб. и возросла в сравнении с началом года на 97,1% (74948 млн. руб.).

Кредиторская задолженность компании на начало 1996 года составила 442687 млн. руб., рост кредиторской задолженности имел место по причине авансирования компании покупателями и заказчиками и роста сумм краткосрочных кредитов банков.

Остаток непогашенных кредитов на 01.01.96 г. составляет 148615 млн. руб.

Коэффициенты, определяющие уровень платежеспособности, характеризуются следующими значениями и имеют тенденцию в 4 квартале к улучшению:


Таблица 2

Коэффициенты уровня платежеспособности


п/п

Коэффициенты

На дату

 

 

 

 

1.10.95

1.11.95

1.12.95

01.01.96

1

Коэффициенты текущей лик­видности (нормативный-2)

1,29

1,26

1,36

1,32

2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативный-0,1)

0,225

0,228

0,257

0,231

3

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

0,725

0,693

0,765

0,728


Финансовые результаты за 1995 год были получены при выполнении следующих правил оценки статей бухгалтерской отчетности, принятых учетной политикой АО:

- выручка от реализации продукции определялась по мере ее поступления на расчетный счет, либо в кассу АО, при проведении бартерных сделок - по дате оформления бартерной операции;

- валютная выручка от реализации продукции на экспорт определялась в суммах, полученных путем перерасчета иностранной валюты по курсу ЦБ, действующему на дату поступления выручки на транзитный валютный счет;

- основные средства отражались в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости;

- сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запчасти, тара и другие материальные ресурсы отражались в учете по их фактической себестоимости;

- готовая продукция отражалась в балансе по фактической производственной себестоимости;

- товары отгруженные, сданные работы и услуги отражались в балансе по полной фактической себестоимости.

В течение 1995 года руководством АО и службами были предприняты значительные усилия по улучшению структуры баланса, совершенствованию финансового, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности. Окончание этой работы в 1995 году и введение бюджетного планирования позволило принимать в условиях действия разноречивых нормативных документов, несовершенного налогового законодательства руководству и Правлению АО более взвешенные и оптимальные решения.

В табл. 3 приведен бухгалтерский баланс АО «САМЕКО» на 1.01.96г.


Таблица 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.96 г. (млн. руб.)


Актив

Код стр

На начало года

На конец года

1. Основные средства и прочие внеоборотные

активы

 

 

 

Нематериальные активы:

 

 

 

первоначальная стоимость*)(04)

010

60

194

износ*)(05)

011

5

51

остаточная стоимость

012

55

143

Основные средства:

 

 

 

первоначальная стоимость(01,03

020

1849655

1808745

износ*) (02)

021

868669

905632

остаточная стоимость

022

980986

903113

Оборудование к установке (07)

030

6478

19511

Незавершенные капитальные вложения (08,61)

040

57295

53482

Долгосрочные финансовые вложения (06)

050

21677

41204

Расчеты с учредителями (75)

060

-

19595

Прочие внеоборотные активы (09)

070

-

-

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1:

2080

21066491

21037048

2. Запасы и затраты

 

 

 

Производственные запасы (10,15,16)

100

51743

165137

Животные на выращивании и откорме (11)

110

921

3513

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:

 

 

 

первоначальная стоимость*)(12)

120

5425

21033

износ*)(13)

121

2630

9970

остаточная стоимость

122

2795

11063

Незавершенное производство (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44,)

130

31211

75130

Расходы будущих периодов (31)

140

65

572

Готовая продукция (40)

150

32344

78902

Товары (41)

162

4928

14054

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

175

5310

21571

Прочие запасы и затраты (43)

176

-

3002

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2:

2180

2129317

2372944

3. Денежные средства, расчеты и прочие активы

 

 

 

Товары отгруженные (45)

199

65862

74941

Расчеты с дебиторами:

 

 

 

за товары, работы и услуги (62,76)

200

3893

20196

по векселям полученным (62)

210

-

2409

с дочерними предприятиями (78)

220

120

-

с бюджетом (68)

230

-

14589

с персоналом по прочим операциям (73)

240

77

10751

с прочими дебиторами

250

45

11251

Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам (61)

260

7401

18013

Краткосрочные финансовые вложения (58)

270

200

11755

Денежные средства:

 

 

 

касса (50)

280

105

207

расчетный счет (51)

290

1879

2964

валютный счет (52)

300

7415

6669

прочие денежные средства (55, 56, 57)

310

7954

35854

Прочие оборотные активы (83)

320

15446

940

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3:

2330

2110397

2210539

Убытки:

 

 

 

прошлых лет (88)

340

-

-

отчетного года

350

-

-

БАЛАНС (сумма строк 080, 180, 330, 340, 350)

2360

21306205

21620531

Пассив

Код стр

На начало года

На конец года

1. Источники собственных средств

 

 

 

Уставный капитал (85)

400

11100

255000

Добавочный капитал (87)

401

1042349

823821

Резервный капитал (86)

402

2775

38000

Фонды накопления (88)

420

-

-

Фонд социальной сферы (88)

425

-

12994

Целевые финансирования и поступления (96)

430

2778

36303

Арендные обязательства (97)

440

-

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

460

863

863

Прибыль:

 

 

 

отчетного года*)(80)

470

-

150340

использовано*)(81)

471

-

145479

нераспределенная прибыль отчетного года

472

-

4861

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1:

2480

21059865

21171842

2. Расчеты и прочие пассивы

 

 

 

Долгосрочные кредиты банков (92)

500

15802

1110

Долгосрочные займы (95)

510

-

-

Краткосрочные кредиты банков (90)

600

59887

148615

Кредиты банков для работников (93)

610

-

-

Краткосрочные займы (94)

620

-

-

Расчеты с кредиторами:

 

 

 

за товары, работы и услуги (60,76)

630

109063

178981

по векселям выданным (60)

640

-

-

по оплате труда (70)

650

3292

8387

по социальному страхованию и обеспечению (69)

660

3004

3768

по имущественному и личному страхова-нию (65)

670

-

-

с дочерними предприятиями (78)

680

-

44

по внебюджетным платежам (67)

690

3822

-

с бюджетом (68)

700

5127

-

с прочими кредиторами

710

12576

18540

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков (64)

720

31148

83242

Расчеты с учредителями (75)

725

5

-

Доходы будущих периодов (83)

730

-

-

Фонды потребления (88)

735

-

-

Резервы предстоящих расходов и платежей (89)

740

2614

6002

Резервы по сомнительным долгам (82)

750

-

-

Прочие краткосрочные пассивы

760

-

-

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2:

2770

2246340

2448689

БАЛАНС (сумма строк 480 и 770)

2780

21306205

21620531



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Характеристика производственной и коммерческой деятельности АО «САМЕКО» за 1995 год
Методологические особенности формирования налогооблагаемой прибыли в Российской Федерации
Трактовка принципов бухгалтерского учета российскими и зарубежными авторами
Политика цен в системе управленческого учета
Регламентация институционального статуса субъектов внутреннего аудита
Вернуться к списку публикаций