2011-03-14 09:00:24
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Установление (расчет) исходной цены (на примере Самарской трикотажной фабрики).



Установление (расчет) исходной цены (на примере Самарской трикотажной фабрики).


Самарская трикотажная фабрика выпускает верхний и нижний трикотаж для женщин и детей. При установлении цен на свою продукцию фирме можно рекомендовать методику, разработанную на основе опыта американского и европейского предпринимательства, учитывающую специфику ведения учета на предприятии (рис. 1.)

Экономический эффект применяемого метода ценообразования заключается в том, что установление исходной цены с учетом потребительской оценки позволяет фирме выгоднее продать продукцию с установленной нормой прибыли и увеличить оборачиваемость оборотных средств, что способствует достижению основной цели предприятия - выжить.

Схема установления исходной цены

Рис. 1. Схема установления исходной цены.


Остановимся на каждом этапе установления цены с использованием приведенной методики (в качестве примера рассмотрено одно из изделий Самарской трикотажной фабрики - арт. С 63-92).

Для производства продукции на фабрике используется полотно собственного производства и закупленное у поставщиков. Учет фактического расхода полотна осуществляется по технически обоснованным нормам и отклонениям от норм в специальных таблицах, составляемых экономистами закройного цеха и подписываемых главным технологом. Данные о расходе полотна на изготовление продукции и отходах содержатся в отчетах закройного цеха.

Для выработки продукции необходимы вспомогательные материалы, данные о которых содержатся в отчетах швейного цеха «Об использовании вспомогательных материалов». Цены на полотно и вспомогательные материалы содержатся в специально разработанных таблицах из-за постоянно меняющихся цен.

Учет расходов на оплату труда ведется по технологическим переходам с начислением премии их фонда заработной платы. Данные о расценке по каждому технологическому переходу на одно изделие предоставляет отдел труда и заработной платы.


Таблица 1.

Калькуляция фактической себестоимости изделия арт. С 63-92; февраль 1995 г., в тыс.руб..


Статьи калькуляции

Факт.

Основные материалы

31,75

Вспомогательные материалы

4,63

Возвратные отходы

0,2

Транспортные расходы

7,29

Основная з/п

8,86

Дополнительная з/п

0,92

Отчисления на социальные нужды

3,71

Элекроэнергия на технологические цели

0,14

Цеховые расходы

5,99

Общехозяйственные расходы

5,09

Фабрично-заводская себестоимость

68,56

Внепроизводственные расходы

1,99

ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

70,55


Таким образом рассчитаны затраты предприятия, определяющие нижнюю границу цены, ниже которой продажа данного изделия будет не выгодна.

После расчета фактической себестоимости предприятием исследуется спрос потребителей. В основе исследования запросов потребителей фирмой используется анкета следующего вида:

1. Максимальная цена изделия, приемлемая для покупателя.

2. Возраст покупателя.

3. Ежемесячный доход на одного члена семьи.

4. Личный ежемесячный доход.

5. Место работы:

а) акционерное общество

б) государственное предприятие

в) безработный

г) частное предприятие.

Обработка анкеты производится в течении двух дней, данные двухсот опрошенных потребителей дают достаточно объективные результаты.

При проведении исследования было установлено, что наиболее нуждающимися в данном изделии являются женщины старше 45 лет, многие из которых не работают (опрос покупателей производился в универмаге «Самара» 10 февраля 1995 года. Сводная таблица данных опроса приведены в табл. 3).

Используя программу иммитационного моделирования IMMOD, можно рассчитывать интервал цены (от минимальной до максимальной) приемлемый потребителями данного товара (табл. 2).


Таблица 2

Моделирование распределения максимально доступной цены для потребителей в возрасте 45-50 лет.


 

Цена изделия

Доля потребителей

1

140,2

0,01

2

144,0

0,01

3

147,7

0,08

4

151,5

0,23

5

155,3

0,38

6

159,0

0,22

7

162,8

0,07


Таблица 3.

Группировка данных маркетингового опроса по изделию февраль 1995 г. арт. //С - 63 - 92»


Возрастная группа /лет/.

Кол-во чел.

Средняя макси­мальная цена /т.руб./

Средняя личная заработная плата /т.руб./

Место работы

А.О.

Гос. пред.

Части, пред.

Безраб

20-25

3

80

4267

 

2

 

1

25-30

6

127

6500

2

4

1

 

30-35

1

100

20000

 

3

 

2

35-40

5

130

7900

1

9

 

3

40-45

22

120,8

9909

10

 

 

 

45-50

49

153,4

11800

27

17

1

4

50-55

36

136,38

10719

20

11

 

5

55-60

44

114

6718

8

6

 

30

60-65

17

91,76

5826

2

1

 

14

65-70

5

94

5680

 

 

 

5


Из таблицы следует, что интервал максимально допустимых цен для потребителей в феврале находился от 140,2 тысяч рублей до 162,8 тысяч рублей, наибольшее количество потребителей (38%) могут приобрести изделие за 155,3 тысяч рублей и, примерно, одинаковый удельный вес приходиться на 151,5 и 159 тысяч рублей (23% и 22%).

После расчета цен, приемлемых для покупателей, производится проверка соответствия полученных цен и предполагаемых финансовых результатов от реализации продукции (табл. 4.).


Таблица 4.

Предположительный результат от реализации единицы изделия (арт. //С - 63 - 92) февраль 1995 года.


Розничная цена

Торговая наценка

Свободная отпускная цена

НДС

Себестои­мость

Прибыль

(руб.)

%

т.руб.

(т.руб.)

%

руб.

 

 

151,5

25

30,3

121,2

20

20,2

70,55

30,45

155,3

25

31,06

124,24

20

20,7

70,55

32,98

159,0

25

31,8

127,2

20

21,2

70,55

35,45


В феврале 1995 года предприятие установило на изделие арт. //С - 63 -92» свободную отпускную цену в размере 121,2 тысячи рублей, что позволило получать прибыль на одно изделие в размере 30,45 тысяч рублей. Установление данной цены позволило предприятию в течении короткого срока реализовать 80% выпускаемой партии.

Следует отметить, что принятие данного решения об уровне цены способствовало получению предприятием установленной нормы прибыли.

Одним из достоинств представленной здесь методики является ориентация метода ценообразования как на спрос, так и на издержки производства, что позволило Самарской трикотажной фабрике не только выжить, но получить приемлемую прибыль и увеличить оборачиваемость оборотных средств, что способствует ее дальнейшему существованию. Данная методика может быть использована предприятиями текстильной и легкой промышленности, попавшими сейчас в особенно сложное положение.







Интересное:


Системы учета стандарт-кост и нормативного метода - основа организации управленческого учета
Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета
Международный опыт исчисления налогооблагаемой прибыли
Организация управленческого учета на промышленных предприятиях в условиях новой внешней среды
Подходы к построению модели внутреннего аудита
Вернуться к списку публикаций