2011-03-10 09:00:53
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Основные элементы системы сметного управления прибылью предприятия



Основные элементы системы сметного управления прибылью предприятия


Смета может быть полезным средством воздействия как на работу руководителей, так и на деятельность всех сотрудников предприятия, и побуждать их действовать в направлении достижения намеченных целей. Если сотрудники предприятия принимали активное участие в разработке сметы, то она будет представлять собой важный стимул деятельности подразделений.

Смета поможет руководителям в управлении деятельностью и ее контроле в том подразделении предприятия, за которое они отвечают. Сравнивая фактические результаты деятельности со сметными показателями различных статей расходов, руководители могут установить, какие расходы не соответствуют первоначальному плану и требуют особого внимания. Данный процесс позволяет руководителям применять систему управления по отклонениям, когда внимание руководства и его усилия концентрируются на показателях, которые имеют значительное отклонение от плановых. По мере определения причин неэффективности должны предприниматься соответствующие действия для исправления ситуации. Работа руководителя любого уровня должна оцениваться его результатами в исполнении смет.

При разработке тактического плана можно использовать следующую классификацию смет:

1. По центрам ответственности.

Эффективность контроля может достигаться через определенные центры ответственности. Поэтому программа планирования и контроля прибыли должна быть связана с организационной структурой предприятия. Такая система взаимосвязи, соподчиненности и ответственности должна закладываться во все сметы краткосрочного плана прибыли и отчеты, формируемые в течение отчетного периода по всем уровням управления.

2. По временным интервалам.

Предприятия при создании системы сметного управления, должны разбивать годовой тактический план на кварталы с последующей их детализацией. Такое временное деление оправдано в системе управленческого учета в связи с решением задач оперативного управления.

3. По затратам на производство единицы продукции.

Тактический план прибыли должен отражать реальные потребности в ресурсах на производство единицы продукции, плановые затраты и прочие расходы, которые не закрепляются за конкретным центром ответственности и рамки возникновения которых не входят в единый временный интервал.

Представленные ниже сметные таблицы иллюстрируют методику планирования и контроля прибыли по АО «Самарская металлургическая компания».

План реализации. План реализации показывает количество продукции каждого вида, которое предприятие планирует продать в предстоящий год, и планируемую цену реализации. Итоговый результат данной сметы отражает прогнозную величину совокупного дохода от реализации продукции предприятия. План реализации является отправным моментом, на основе которого строятся все последующие сметы. От величины запланированного объема реализации будут зависеть производственный план и сопряженные с ним сметы материалов, производственных расходов, запасов и т.д.

План реализации имеет три основных раздела:

1. Плановый объем реализации в плановых ценах за единицу продукции;

2. План по коммерческим видам деятельности, сопутствующим и стимулирующим реализацию;

3. Смета внепроизводственных издержек.

Ответственность за разработку и выполнение плана реализации возлагается на директора по сбыту.

Годовая смета реализации для АО «САМЕКО» представлена в табл. 2. Строка (или колонка) под названием «ссылка» дает информацию об источниках того или иного показателя, т.е. содержит номера тех смет, из которых взяты данные для построения этой сметы. Эта графа показывает взаимосвязь различных плановых показателей, а также очередность составления смет. Ссылка «выпуск» означает запланированные показатели:

- плановая цена реализации утверждается решением исполнительного директора по маркетингу, снабжению и сбыту;

- плановый физический объем реализации определяется с учетом уровня плановых цен реализации.


Таблица 2.

Тактический план реализации на 1996 г. (в млн.руб.)


Центр ответственности

Ссылка

Всего

Прямые продажи

Толлинг

Количество

Стоимость

Количество

Стоимость

1. Внутренний рынок

Выпуск

1316949


1316949



-основная продукция



67105

1266661



-прочая продукция




50288



2. Экспорт

Выпуск

997981

73334

945808

21772

52173

Всего


2314930

140439

2262757

21772

52173


Производственная смета. Следующим шагом в разработке краткосрочного плана прибыли является составление производственного плана. Он должен определить такой объем производства каждого вида продукции, который бы соответствовал запланированному объему реализации и плановому объему готовой продукции. Планирование производственной деятельности требует принятия ряда решений, например, относительно инвентаризации остатков готовой продукции на складах для проверки их соответствия запланированным объемам. Производственная смета, отраженная в табл. 3, разрабатывается исходя из сметных объемов реализации, представленных в табл. 2 и остатков готовой продукции на складе на начало и конец планового периода.


Таблица 3.

Производственная смета на 1996г.


Показатели

Ссылка

Продукция (количество, тн.)

прямые продажи

толлинг

1. Объем производства

Табл. 2.

140439

21772

2. Запасы готовой продукции на конец периода

Выпуск

4382

1028

Всего произведенной продукции

 

144821

22800

3. Запасы готовой продукции на начало периода

Факт

5617

800

Плановый объем производства на 1996 г.

 

139204

22000


Производственное планирование и его отражение в смете осуществляется в производственном отделе. Ответственность за разработку производственного плана лежит на директоре по планированию и производству. Особое внимание следует обратить на то, что производственный план является основой для планирования объемов прямых материальных затрат, прямых трудозатрат и общепроизводственных расходов.

Смета основных материалов и комплектующих изделий. Основные материальные затраты представлены материалами, которые используются непосредственно для производства готовой продукции (табл. 4).


Таблица 4.

Смета основных материалов в физическом объеме на 1996 г.


Центр ответственности

Основные материалы

алюминий первичный

лом и отходы

шихтовые материалы

1. По продукту - прямые продажи

118264

10432.7

4662.1

- толлинг

24994

8579.5

-

Всего

143258

19012.2

4662.1

2. По цехам - литейный

50140

10645

4662.1

прокатный

47275

8367.2


прессовый

31516



алюминиевой посуды

14327



Всего

143258

19012.2

4662.1


Данная смета отражает плановый объем материалов, необходимых для производства объема готовой продукции, запланированного в производственной смете. Эта смета дает не стоимостную оценку затрат, а фактический расход каждого вида материалов на производство определенного вида продукции. Таким образом, разработка сметы основных материалов и комплектующих изделий требует тщательного изучения норм затрат материалов каждого вида на производство единицы продукции. С учетом норм затрат и планового объема готовой продукции из производственной сметы рассчитывается общий объем основных материалов и комплектующих изделий.

Смета снабжения. Смета основных материалов и комплектующих изделий дает руководителю отдела материально-технического снабжения, отвечающему за обеспечение производства материальными ресурсами, данные для разработки плана снабжения. Эта смета определяет такое количество материалов каждого вида, которое должно быть закуплено для выполнения производственного плана (табл. 5).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Характеристика производственной и коммерческой деятельности АО «САМЕКО» за 1995 год
Управление качественными издержками в управленческом учете
Налоговая база как элемент налогообложения
Новые направления в развитии методологии финансового учета
Об учете в представительствах иностранных юридических лиц
Вернуться к списку публикаций