2011-03-07 09:00:46
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Управление качественными издержками в управленческом учете



Управление качественными издержками в управленческом учете


Эффективность управления предприятием в условиях рыночной экономики непосредственно связана с качеством выпускаемой продукции. Поэтому, предметом дальнейшего исследования явились особенности управления качеством продукции на промышленном предприятии на базе информации управленческого учета.

К качественной продукции относятся изделия:

а) соответствующее деталям дизайна и стандарта, отраженным в технической документации;

б) удовлетворяющее требованиям потребителей.

Изделия, не удовлетворяющие названным требованиям, считаются некачественными, или изделиями низкого качества. Качественные издержки связаны с тем, что низкое качество может иметь место или уже имеет место. Первые подразделяются на превентивные и оценочные. Превентивные издержки включает в себя затраты на предупреждение изготовления некачественных изделий в процессе производства, оценочные издержки - это результат действий, предпринимаемых с целью предотвращения возникновения низкого качества, но за рамками производственного процесса, причем как до начала производства изделий (оценка состояния сырья и материалов), так и после (оценка потребительских свойств готового продукта). Качественные издержки, связанные с фактом существования низкого качества, называются вынужденными, так как представляют собой своего рода ответную реакцию изготовителя на факт возникновения низкого качества. В зависимости от места возникновения проблемы низкого качества эти издержки подразделяются на внутренние и внешние. Первая группа включает в себя затраты на ликвидацию несоответствий изделий стандартам качества, отраженным в технической документации. При обнаружении низкого качества изделий на стадии потребления производитель несет внешние вынужденные издержки.

Из вышеназванных типов качественных издержек превентивные издержки в целом являются наиболее предпочтительными, т.е. они должны преобладать в структуре затрат на качество продукции. Нежелательными для предприятия являются внешние вынужденные издержки: выгоднее понести значительные оценочные издержки с целью выявления внутренних источников возникновения низкого качества, нежели позволить некачественным изделиям дойти до потребителя.

Определение качественной продукции, включающей проверку соответствия произведенной продукции запросам потребителей не может быть выражено в количественных параметрах, поэтому для определения некачественной продукции используются требования технической документации или характеристики дизайна продукции. Использование стандартов дизайна для измерения качества изделий предполагает два возможных источника возникновения низкого качества:

1) различия между запросами потребителей и требованиями дизайна;

2) различия между требованиями дизайна и характеристиками произведенного продукта.

Два указанных источника предполагают два различных понятия качества продукции. Качество дизайна представляет собой степень соответствия стандартов дизайна запросам потребителей и служит основой для отнесения готового изделия к тому или иному сорту. Качество соответствия представляет собой степень удовлетворения данного продукта требованиям дизайна и оказывает влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Дело в том, что качество дизайна оказывает повышательное воздействие на величину совокупных производственных издержек предприятия (чем выше сорт, тем больше затраты). Напротив, между качеством соответствия и производственными издержками существует обратная пропорциональная зависимость: высокая степень соответствия продукта стандартам дизайна означает сокращение расходов производителя на доработку, «доводку» произведенного изделия, а соответственно - улучшение финансовых результатов работы предприятия. В связи с этим остановимся на определении качества продукции через качество соответствия. Это означает, что к качественной продукции следует относить изделия, соответствующие требованиям дизайна.

Производительность является основным критерием эффективности использования ресурсов. Важнейшим путем достижения высокой производительности производства служит повышение качества продукции (качества соответствия). Так возникает взаимозависимость между качеством изделий и финансовыми показателями работы предприятия (рис. 1).

Рассмотрение возможностей повышения прибыли предприятия посредством совершенствования качества продукции свидетельствует, что качество является важнейшим конкурентным показателем для промышленных предприятий в условиях современной внешней среды, позволяющим удерживать рыночные позиции и получать прибыль.

Взаимосвязь качества изделий и финансовых показателей

Рис. 1. Взаимосвязь качества изделий и финансовых показателей.


Качественные издержки связаны с фактом существования или возможностью возникновения низкого качества соответствия. Общая качественная себестоимость включает:

1) контрольные издержки;

2) вынужденные издержки;

3) издержки потерянных продаж (упущенную выгоду).

Все три вида качественных издержек взаимоувязаны: например, дополнительные контрольные издержки могут выражаться как в сокращении абсолютного объема вынужденных издержек, так и в снижении упущенной выгоды.

1. Контрольные издержки - это расходы, предупреждающие возникновение некачественных изделий в процессе производства, причем они могут быть понесены как внутри, так и за рамками производственного процесса. В зависимости от этого контрольные издержки подразделяются на превентивные и оценочные: КИ = ПИ + ОИ. Превентивные издержки включают инвестиции в основные фонды и новые технологии; затраты на образовательные программы, разработанные с целью сокращения выпуска некачественных изделий (производственное обучение и подготовка технических контролеров); затраты на распределение функций по предотвращению низкого качества и надзор за их исполнением (включая расходы как на мониторинг, так и организацию периодических проверок); затраты на обзор и пересмотр производственных инструкций и технической документации; затраты на приемное и техническое испытание оборудования; затраты на техническую поддержку дистрибьюторов; анализ внутренних резервов повышения качества изделий; аудит эффективности системы действий по контролю за качеством (включающей организацию учета качественных издержек). Превентивные издержки в большинстве своем фиксированы и представляют собой необходимую часть полной качественной себестоимости. Оценочные издержки включают: оценку технических характеристик и потребительских свойств конкурирующих товаров; затраты на поиск новых материалов и производственных технологий; затраты на техническую приемку готовой продукции (в том числе износ тестового оборудования); затраты на получение экспертных оценок «внешних» лабораторий и организаций; затраты на оценку потребительских свойств изделий «на месте» потребления; затраты на тестирование «входящих» материалов и комплектующих изделий; надзор за работой службы технического контроля; внутренний аудит материальных запасов. Оценочные издержки также в основном фиксированы, но их размер в большей мере определяется менеджментом предприятия.

2. Вынужденные издержки - это расходы, связанные с фактом возникновения некачественных изделий как в процессе производства (внутренние издержки), так и на стадии потребления (внешние издержки). В целях облегчения выявления и учета вынужденных издержек в управленческом учете они подразделяются на:

а) себестоимость переработки (стоимость производственных отходов, стоимость брака и порчи, затраты на выбраковку некачественных изделий, конверсионные расходы на переработку бракованных изделий, затраты на техническую приемку переработанных изделий; простои оборудования, вызванные возникновением брака, альтернативные издержки переработки бракованных изделий, затраты на исследование и анализ причин возникновения брака, пересмотр внутрипроизводственных компьютерных программ, вызванный ошибками в программном обеспечении). Себестоимость переработки равна совокупным внутренним издержкам;

б) прибыли, недополученные при реализации дефектных изделий со скидкой;

в) издержки по удовлетворению претензий потребителей (удовлетворение жалоб потребителей, удовлетворение требований потребителей о послепродажном обслуживании, затраты на установку и ремонт в присутствии заказчика, отзывы реализованных товаров, включая затраты на возмещение убытков потребителям).

Две последние группы издержек составляют совокупные внешние вынужденные издержки. Общая величина вынужденных издержек находится в прямой пропорциональной зависимости от количества бракованных (дефектных) единиц готовой продукции.

Себестоимость переработки включает издержки по «приведению» бракованных изделий к стандартам качества соответствия. Ее величина зависит от принятия управлением предприятия решений о переработке некачественной продукции. Однако в отдельных случаях затраты на переработку оказываются столь значительными, что для предприятия более выгодной становится реализация дефектных изделий со скидкой, обеспечивающая возмещение издержек производства, либо приносящая небольшой убыток. Продажа таких изделий сопряжена с возникновением альтернативных издержек, представляющих собой (в стоимостном выражении) сумму скидок, или недополученную прибыль. Обнаружение некачественных товаров на стадии потребления означает для производителя возникновение издержек по обслуживанию претензий потребителей. Сумма вышеназванных групп издержек представляет собой величину совокупных вынужденных издержек: ВИ = СП + НП + ИУ.

3. Издержки потерянных продаж являются наиболее трудноопределяемой частью общей качественной себестоимости, поэтому не все предприятия рассматривают их в системе учета качественных издержек. Они представляют собой упущенную выгоду, возникающую при сокращении объемов реализации продукции, «заслужившую» репутацию некачественной.

Процесс калькулирования качественной себестоимости подразделяется на основные стадии:

1. калькулирование прибыли, недополученной при реализации дефектных изделий:

калькулирование прибыли, недополученной при реализации дефектных изделий

где: ДЕ - количество дефектных (бракованных) единиц изделия,

ПЕ - количество переработанных бракованных изделий,

ПК - прибыль на единицу качественной продукции,

ПД - прибыль на единицу реализованной продукции.

2. Калькулирование совокупных качественных издержек (качественной себестоимости):

Калькулирование совокупных качественных издержек

где: КС - общая качественная себестоимость, ПП - издержки потерянных продаж.


Минимизация совокупных качественных издержек становится одной из основных задач современного промышленного предприятия. В связи с этим целью системы управленческого учета на предприятии является предоставление аппарату управления достоверной информации о качественных издержках. Помимо выявления отражения во внутренней отчетности всех составных компонентов качественной себестоимости, средством достижения этой цели становится выяснение взаимозависимостей между различными видами качественных издержек. Так существует обратная пропорциональная зависимость между абсолютной величиной превентивных издержек (ПИ) и количеством дефектных (бракованных) единиц изделия (ДЕ), стоимость которых включается в совокупные вынужденные издержки, подчиняющаяся закону «убывающей предельной производительности» превентивных издержек (рис. 2).

Взаимосвязь между величиной превентивных издержек и количеством дефектных единиц изделий

Рис. 2. Взаимосвязь между величиной превентивных издержек и количеством дефектных единиц изделий



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Формирование управленческого учета российских предприятий
Внутренний контроль и его место в системе эффективного менеджмента
Трактовка принципов бухгалтерского учета российскими и зарубежными авторами
Директ-костинг в системе управленческого учета и контроллинга
Комплексный подход к проведению аудита процессов реорганизации
Вернуться к списку публикаций