2011-03-03 09:00:21
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Политика цен в системе управленческого учета



Политика цен в системе управленческого учета


При соотношении 1:4 уменьшение цены оправдано при эластичности спроса, равной 6.27.

Требуемую эластичность можно получить по формуле:

эластичность

где V0; V1 - старый и новый объем производства,

Р0; Р1 - прежняя и новая цены,

Y - доля переменных затрат,

С - полные затраты на производство продукции при прежней цене, тогда коэффициент эластичности определяется следующим образом:

коэффициент эластичности

Рассчитаем эти показатели для нашего примера:

показатели для нашего примера

показатели для нашего примера

При эластичности равной 1.5 можно определить соотношение затрат, при котором оправдано снижение цены. Оно составляет 17:8 (постоянные затраты к переменным) и рассчитывается по формуле:

постоянные затраты к переменным

Тогда отношение постоянных затрат к переменным равно: (1-Y)/Y.

отношение постоянных затрат к переменным

отношение постоянных затрат к переменным

Для наглядности ответа умножаем и делим отношение на 8:

отношение постоянных затрат к переменным

Аналогичные вычисления могут производиться при анализе последствий повышения цены на результаты деятельности предприятия. Так, в нашем примере, если цена на товар не снизится, а повысится на 140 тыс.руб. с 3500 тыс.руб., то новый объем производства составит 0.94 млн.штук при данной эластичности 1.5.

Выручка от продаж сократится до 3421.6 млн.руб. на 78.4 млн.руб. Однако, влияние повышения цены на прибыль будет противоположным: при цене 33640 тыс.руб. полные издержки будут равны

полные издержки

при соотношении постоянных и переменных затрат 1:4. В этом случае прибыль предприятия составит 3421.6 - 3065.4 = 356.2 млн.руб., что на 76.2 млн.руб. больше, чем при прежней цене.

Итак, при данных условиях производства и данной эластичности спроса на товар целесообразно увеличение цены с целью максимизации прибыли.

Таким образом, на основании этих расчетов предприятие принимает обоснованные решения по ценообразованию, которые наиболее полно учитывают воздействие проводимой ценовой политики на величину прибыли предприятия.

Разработка ценовой политики фирмы связана с применением различных приемов установления исходной цены. Все существующие методы ценообразования можно разбить на следующие группы: методы, основанные на собственных издержках; методы, ориентированные на спрос; методы, учитывающие уровень конкуренции.

Методы, ориентированные на издержки производства.

Главное преимущество данных методов заключается в их простоте. При использовании этих методов, основой определения цены являются издержки на единицу продукции плюс прибыль, которую предприятие предполагает получить. Данный способ установления исходной цены целесообразно применять в условиях насыщенного рынка, при отсутствии конкурентов.

На практике используют, как было отмечено выше, два основных подхода: с использованием полных затрат, с использованием переменных издержек. Установление цен, основанное на полных издержках, является удобным и быстрым методом ценообразования. При использовании этого метода для определения цены товара, помимо переменных составляющих издержек, учитываются также и постоянные накладные расходы предприятия пропорционально вкладу в производство данного товара (при использовании метода полных издержек калькуляция себестоимости производится по методу абзорпшен-костинг).

Следует отметить, что данный подход распространен не только в России, но и в других странах. Одной из причин является мнение о том, что продажа по цене ниже издержек обернется потерей для предприятия. Руководители утверждают, что ценообразование на основе полных издержек является правильным, так как дает право на получение чистой прибыли. Другая причина распространенности данного метода заключается в том, что многие руководители считают, что цены установленные таким методом покупателям легче понять, чем цены, на которые влияют спрос и конкуренция. Именно поэтому увеличение цен в зависимости от изменения издержек является более приемлемым для покупателей.

Во втором случае учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к производству данного товара. Данный метод ценообразования позволяет учесть изменение затрат под влиянием масштабов производства (использование этого приема ценообразования опирается на систему учета переменных издержек /директ-костинг/). Этот метод ценообразования приемлем для установления цены на все виды продукции на короткий период или для некоторых видов продукции на длительный период. Реализация продукции по таким ценам может быть выгодна, если: цены являются настолько высокими, что превышают переменные издержки и позволяют компенсировать постоянные издержки фирмы; при установлении цены на новую продукцию; требуется значительное расширение производства; необходимо избежать затоваривания складов.

Руководители считают, что установленные цены на основе переменных издержек на одну часть продукции, заставит их также снизить цену и на другую часть продукции, в результате чего почти не будут компенсированы постоянные издержки. Действительно, политику ценообразования, основанную на переменных издержках для одной части продукции и на полных издержках для другой, целесообразно проводить лишь в том случае, когда рынки отделены друг от друга. Важным недостатком ценообразования на основе переменных издержек является проблема их изменения. Хотя теоретически разграничить постоянные и переменные издержки просто, на практике не так легко определять переменные издержки. Следует отметить, что при ценообразовании на основе полных издержек кроме распределения переменных издержек на отдельные виды продукции, должно быть произведено и произвольное распределение накладных расходов. В табл. 1. представлена общая характеристика методов определения исходной цены.


Таблица 1.

Общая характеристика методов определения исходной цены.


N

п/п

Наименование

Сущность

Преимущества

Недостатки

1

На основе

издержек

производства

Основа - базовые

затраты (себестои-

мость+неучтенные

издержки+

прибыль)

Позволяет установить нижний предел цены, обеспечить оптимальную выручку от продажи товара

Ориентация на затраты, а не на спрос

А

исходя из

полных

издержек

переменные +

постоянные

затраты

полное

возмещение

издержек

произвольность распределения накладных расходов

Б

исходя из

предельных

издержек

учет только прямых затрат на производство

получение

приемлемой

прибыли

может быть использован только для отдельных видов товаров

2

Метод безубыточности

Основные этапы:

1) оценка полных затрат при различных программах выпуска

2) прогноз выпуска на данный период времени

3) установление коэффициента прибыльности

Учет рыночных

факторов,

учитывает

платность

ресурсов

Необходимо построение функции опроса

3

На основе ориентации на спрос

Исследование спроса: при увеличении спроса цена увеличивается; при сокращении спроса цена снижается

Ориентация на потребителя

Субъективная оценка полезности товара, не учитывает действия конкурентов

4

Ориентация на конкурентов

Цена постоянна при постоянной цене конкурентов и изменяется вместе с ценами конкурентов

Учет действий

конкурентов,

спроса

 

А

метод текущей цены

 

совместное формирование цены хорошо информированными фирмами

действует на рынке с однородным товаром, необходимо наличие лидера с хорошей репутацией

Б

метод

«запечатанного конверта»

основа - предполагаемая цена конкурента

обеспечивается равноправие

возможность ситуации, при которой цена может быть ниже себестоимости


На российских предприятиях с успехом используются некоторые методы расчета цены, причем это делалось еще в самом начале перехода к рыночным отношениям.

Большое значение при формировании исходной цены продукции имеет правильное трансфертное ценообразование. Трансфертная цена - это внутренняя цена, по которой одно подразделение предприятия передает другому продукцию или услуги.

В силу своей природы трансфертная цена существенно влияет на отчетные показатели подразделения - затраты и выручку - и поэтому сама по себе является важным инструментом оценки или даже предпосылкой оценки деятельности подразделения. Подразделение, которое передает свою продукцию или услуги другим подразделениям того же предприятия, не может быть верно оценено, если при этом не учитывается метод, использованный подразделением при установлении внутренней (трансфертной) цены.

В практике последних десятилетий у нас накоплен немалый теоретический и практический опыт использования внутренних цен в крупных производственных объединениях. Наиболее распространенным и, на наш взгляд, единственно правильным определением сущности внутрипроизводственных цен как инструмента внутрихозяйственного расчета, позволяющего, во-первых, исчислить объем конечной продукции данного подразделения; во-вторых, разграничить и четко индивидуализировать ответственность за формирование затрат между структурными подразделениями; в-третьих, исчислить вклад подразделений в конечные результаты деятельности вышестоящего подразделения и предприятия в целом. При данном подходе всегда имеется в виду, что внутренние цены носят в значительной мере условный характер и не могут выполнять саморегулирующих функций, которые присущи рыночным ценам. Однако, они способны при правильном подходе к исчислению быть стимулятором деятельности подразделений. Неправильный подход к их исчислению и применению может стать тормозом для деятельности подразделения, направить ее в сторону, нежелательную для вышестоящего структурного звена и предприятия в целом.

Наиболее широкое, а, главное, стабильное применение внутренние цены получили у нас на предприятиях, выпускающих массовую сложную продукцию, в том числе в автомобилестроении. Обобщение опыта использования внутренних цен производственными объединениями позволяет сделать следующие выводы.

В системе внутреннего управления производственных объединений используются следующие виды внутрипроизводственных цен:

- планово-расчетные цены, в которых оценивается сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты при исчислении плановой и фактической себестоимости подразделений;

- планово-расчетные цены на отходы (заводские, покупные) для исчисления планового и фактического объемов продукции цеха металлоотходов;

- планово-расчетные цены, в которых оцениваются изделия и полуфабрикаты основного производства для их включения в себестоимость подразделений-потребителей, а также оценивается объем продукции, выпускаемой подразделениями.

- условно-оптовые цены, в которых оценивается конечная продукция предприятий, составляющая внутренний оборот объединения, если на эту продукцию нет прейскурантных оптовых цен предприятия;

- планово-расчетные цены, в которых оцениваются повторяющиеся услуги, работы, продукция вспомогательного производства и исчисляется себестоимость, по которой они включаются в затраты подразделения-заказчика.

- сметно-расчетные цены, в которых оценивается объем изготовления нового оборудования; капитального ремонта, капитального строительства, текущего ремонта и т.д.

Обобщение опыта применения и исчисления трансфертных цен в зарубежной практике позволяет сделать следующие выводы.

Трансфертная цена - это условная, «искусственная» цена на продукцию или услуги одного подразделения, передаваемые другому подразделению того же предприятия. При этом имеется в виду крупная децентрализованная (возможно диверсифицированная) организация с достаточно самостоятельными подразделениями. В различных источниках по-разному интерпретируется дальнейшее понимание сущности трансфертной цены. На основе анализа доступной информации можно выделить два основных подхода к определению и дальнейшей работе с трансфертной ценой:

- трансфертная цена в контексте внутренних операций подразделений.

- трансфертная цена в контексте внешних операций подразделений.

Первая трансфертная цена представляет собой более узкое понимание наших внутренних цен как цен передачи промежуточной продукции одним подразделением другому. Такая цена не включает в себя внутренних цен на совокупные материалы и полуфабрикаты, на отходы производства и т.д. Методы ее исчисления для нас также не новы - в основе лежит нормативная себестоимость, а также может использоваться нормативная прибыль. Проблема заключается в установлении справедливой цены, по которой будет составляться отчетность таким образом, чтобы результаты деятельности каждого подразделения предприятия были правильно измерены и оценены. Потребность в таких трансфертных ценах возникает на всех крупных предприятиях, где существует необходимость обособить в управлении и учете деятельность основных подразделений.

Использование трансфертной цены в случаях, когда подразделения имеют право самостоятельно определить объемы и цены реализации, заставляет совершенно по-иному взглянуть на природу и содержание трансфертных цен. Этот аспект анализа внутренних цен является принципиально новым для нашей теории и практики, и поэтому, по нашему мнению, введение в оборот самого термина «трансфертная цена» не будет модным подражанием Западу. Важно отметить, что в условиях, когда подразделения имеют свободу покупать и продавать продукты и услуги на внешнем рынке, когда существуют незагруженные мощности, трансфертная цена перестает быть чисто учетным, условным показателем и обретает реальный экономический смысл, выражающий отношения подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом. В идеале трансфертная цена должна содержать в себе информацию, которая заставила бы руководителей подразделений принимать оптимальные решения для предприятия в целом. В качестве показателя оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход предприятия. Свобода рыночных операций должна представляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограничений, которые представляют собой обеспечение максимального маржинального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутренней и внешней реализации промежуточной продукции. Другими словами, предприятие в целом должно максимум выигрывать и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности руководителей подразделений и исчисления трансфертных цен.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета
Методика учета формирования финансовых результатов согласно Плану счетов
Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)
Регламентация институционального статуса субъектов внутреннего аудита
Методологические проблемы исчисления налогооблагаемой прибыли
Вернуться к списку публикаций