2011-03-03 09:00:21
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Политика цен в системе управленческого учета



Политика цен в системе управленческого учета


Названные явления, характерные для сегодняшней российской экономики, еще более усиливают спросовые ограничения, не позволяя наращивать не только цены, но и объемы выпуска продукции на предприятиях. На рис. 1 видно, что наращивая производство (от Q1 до Q2), предприятие увеличило бы свои убытки. Погасить разницу в доходности за счет других товаров из ассортимента, производимого предприятием, обычно не представляется возможным, так как описанные явления носят общий характер и распространяются на все производство.

Российские рынки пока развиты очень неравномерно, степень их насыщения различна. Чтобы достоверно судить об этом обратимся к анализу развития одной из наиболее всеохватывающих систем рыночной коммуникации - компьютерной сетевой коммерческой связи. Являясь одним из современных элементов рыночной инфраструктуры, она обеспечивает накопление и перераспространение рыночной информации между субъектами.

Одной из крупнейших в России систем коммерческой связи является компьютерная сеть RELKOM. Коммерческие предложения, передаваемые по сети RELKOM, охватывают широкий спектр предлагаемой продукции и услуг. Сеть покрывает все экономическое пространство России, что позволяет практически мгновенно распространять и получать информацию на огромной территории. Количество заявок на продажу и покупку исчисляется десятками тысяч в месяц, поэтому использование данного массива информации для анализа процессов развития рыночных отношений на базе управленческого учета является достаточно показательным.

О степени товарного насыщения рынка свидетельствует структура предложения и спроса на отдельные виды товаров. Из 14 выделенных в ней товарных групп доминируют по предъявляемому спросу три: продукция черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, продукты питания. Спрос на продукты других товарных групп незначителен и имеет тенденцию к снижению.

Таким образом, на макроуровне соотношение спроса и предложения на товарных рынках уже сложилось. Исключение составляют две товарные группы: продукция черной и цветной металлургии, а также продукция химической и нефтехимической промышленности, где спрос заметно превышает предложение, продукция продается по монопольно высоким ценам довольно узким кругом продавцов и недоступна широкому кругу потенциальных потребителей.

Несоответствие спроса и предложения по продуктам рассматриваемых товарных групп весьма интересно. Если рынок достаточно насыщен товарами потребительского назначения (в значительной степени - за счет импорта), то с продукцией производственного назначения ситуация иная. Возможности импорта здесь более ограничены, а промышленность, несмотря на все свои проблемы, продолжает предъявлять спрос, который в немалой степени формируется коммерческими структурами, экспортирующими эти товары.

Однако, существует устойчивое превышение спроса над предложением на продукцию производственно-технического назначения - особенно на металлы и продукцию нефтехимии, которые в настоящее время активно вывозятся отечественными предприятиями на мировой рынок. Стимулом для экспорта служит высокий уровень мировых цен. Для того, чтобы увеличить продажи этих товаров на внутреннем рынке и насытить высокий спрос, необходимы специальные меры государственной экономической политики. Сам по себе высокий спрос может расцениваться как хорошее основание для оптимистического прогноза развития российской промышленности, несмотря на ее сегодняшний кризис.

Что касается степени совокупного насыщения розничных товарных рынков в России, то этот показатель по данным Госкомстата составляет на конец 1995 года по основным товарам народного потребления 95%. Будут ли они проданы реально - зависит не в последнюю очередь от их цен, способы установления которых рассмотрим далее.

Наибольшее влияние на ценообразование, как показывает зарубежный опыт, оказывают покупатели, конкуренты и затраты. При изучении взаимоотношений затрат, прибыли и объема реализации возможно установление такой минимальной цены, которая в краткосрочном периоде обеспечит прибыль. При этом целесообразно использовать маржинальный подход. Во-первых, он представляет более детальную информацию, выделяя переменные и постоянные расходы. При нем легко сопоставить поведение прибыли, затрат и объема и таким образом установить разумную цену для различных объемов производства. При методе учета полной себестоимости постоянные расходы наравне с переменными усредняются и, если меняется объем, то доля постоянных расходов, приходящихся на единицу, изменяется. Во-вторых, заданная формула цены может распространяться при моделировании, как на обычные, так и нестандартные ситуации. При маржинальном подходе расчет начинается с переменных расходов. Может быть использован коэффициент отношения прибыли к переменным расходам в целом и по отдельной продукции. Например, в предшествующем году такой коэффициент составил 1,4. При планировании на следующий год повышение прибыльности до 1,5, планируемая цена составит, тыс.руб.:

планируемая цена

В-третьих, маржинальный подход эффективно использовать при моделировании ситуаций с индивидуальными производствами и индивидуальными заказами. В этом случае система управленческого учета способна постоянно давать информацию следующего содержания. Например,

моделировании ситуаций с индивидуальными производствами и индивидуальными заказами

Данные приведенного расчета могут быть использованы руководителями различных уровней предприятия в условиях жесткой конкуренции. Такая методика позволяет осуществлять гибкое ценообразование.

Внутренние источники информации о состоянии рынка включают отчеты отдела сбыта, результаты обследования мнения покупателей. Внешние источники -результаты исследования рынка, специальные агентства и средства коммуникаций. Предприятия, которые опираются при ценообразовании на затраты чаще всего используют данные о полной себестоимости, а не данные директ-костинга (маржинальный подход). Объясняется это следующим:

1. В условиях долгосрочного периода все затраты должны быть покрыты.

2. Считается дорогостоящим проводить анализ соотношений объема и затрат для всех наименований продукции, поэтому минимальная цена рассчитывается исходя из полной себестоимости.

3. Кривые спроса достаточно неопределенны.

4. Полная себестоимость обеспечивает большую стабильность. Использование информации директ-костинга необходимо в следующих сферах:

а) сравнение с конкурентами;

б) принятие решений о реализационной корзине и структурных сдвигах;

в) установление цен на новую продукцию;

г) принятие решений об индивидуальных заказах.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в системе управленческого учета формируется информация для определения величины долгосрочного и краткосрочного предела цены, которые применяются в двух методах ценообразования:

- установление цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

- установление цены на основе уровня текущих цен.

Краткосрочный нижний предел цены соответствует переменным затратам (равен себестоимости, исчисленной только по переменным затратам - маржинальный подход); долгосрочных нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы гарантировано покрыть все затраты, хотя и без получения прибыли (равен полной себестоимости продукции, по методу абзорпшен-костинг).

Существует такое направление ценовой политики в системе принятия решений в управлении как установление демпинговых цен. Демпинг включает временное снижение цен с целью разорения конкурентов и захвата рынка сбыта и затем повышение цен. Согласно американским антитрестовским законам, таким как «Sherman Act», «Clayton Act», «Robinson - Patman Act» (закон Шермана, акт Клейтона и акт Робинсона - Пайтмана), ценообразование не должно носить демпинговый характер. В России аналогичными законодательными актами, регламентирующими отношения хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции, является Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, принятый 22 марта 1991 г. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное положение, практически не связанное с реальной деятельностью на рынке.

В связи с включением нашей страны в мировой рынок для многих предприятий стала актуальной проблема внедрения своей продукции на внешний рынок. Система управленческого учета помогает решить задачу установления минимальной цены на экспортную продукцию для целей завоевания рынка. В этом случае, если постоянные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются во внутренних ценах (ценах для внутреннего рынка), то экспортную цену определяют на базе переменных затрат. Кроме того, предприятие получит прибыль от экспорта данного изделия, если экспортная цена будет выше величины переменных затрат на изделие.

Ценовая политика в управлении включает в себя анализ последствий снижения или повышения цены. Воздействие изменения цены на прибыль от реализации рассматривается в двух аспектах:

1) влияние цены на уровень спроса и, следовательно, на выручку от реализации;

2) влияние изменения объема реализации на себестоимость продукции.

Рассмотрим вышеуказанные изменения на основе следующих данных.

Для решения первой задачи необходимо знать эластичность спроса на продаваемый товар. Пусть она составит 1.5. Будет ли производителю выгодно уменьшить цену на 140 тыс.руб., если первоначальная цена товара равна 3500 тыс.руб., а планируемый объем по этой цене -1 млн.шт.

Снижение цены с 3500 до 3360 тыс.руб. составляет 4%. При данной эластичности спроса продажа товара должна увеличиться на 6% и составить 1.06 млн.шт.

Изменение спроса = Э изменение цены = 1,5 0 4 = 6%

Выручка от продажи составит:

при цене 3500 тыс.руб.: 3500 х1 млн.шт. = 3500 млн.руб.;

при цене 3360 тыс.руб.: 3360 х1.06 млн.шт. = 3561.6 млн.руб.

Таким образом, выручка от продажи товара увеличится на 61.6 млн.руб.

Можно сделать вывод, что возможность увеличения выручки от продажи путем снижения цен на товар зависит от эластичности спроса на него. (Если эластичность меньше единицы, то меньшая цена невыгодна для предприятия).

Однако показатель выручки от продажи товара не является исчерпывающим, поскольку основная цель предприятия - сохранение существующего уровня прибыли и увеличение ее. Чтобы оценить этот показатель, необходимо обратиться к затратам на изготовление продукции.

Влияние дополнительного производства 60-ти тыс.шт. продукции на себестоимость зависит от соотношения между постоянными и переменными издержками. Пусть для данного предприятия оно равно 1:4. До изменения цены полные затраты составляют 3220 млн.руб. и прибыль 280 млн.руб. Постоянные затраты - 644 млн.руб.и переменные- 2576 млн.руб. на единицу продукции.

Теперь сделаем расчет при цене 3360 тыс.руб.:

расчет при цен

Мы видим, что, хотя, снижение цены товара дало увеличение выручки, оно одновременно привело к снижению прибыли с 280 млн.руб. до 187 млн.руб., т.е. на 93 млн.руб.

Однако, может существовать такой уровень эластичности, при котором снижение цены оправдано при данном соотношении издержек, либо некоторое соотношение издержек при данном уровне эластичности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете
Установление (расчет) исходной цены (на примере Самарской трикотажной фабрики).
Международный опыт исчисления налогооблагаемой прибыли
Состав и классификация затрат и расходов
Исследование состава и совершенствование классификации доходов
Вернуться к списку публикаций