2011-03-03 09:00:21
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Политика цен в системе управленческого учета



Политика цен в системе управленческого учета


Ценовая политика - одно из наиболее важных направлений управленческой деятельности, в результате которой обеспечивается определенный объем выручки от реализации, а значит, во многом и прибыли предприятия. Рассмотрим некоторые аспекты политики цен с точки зрения управленческого учета.

Следует отметить, что проблема ценообразования освещена в изданных у нас работах как иностранных авторов: Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б.Берман, Д. Харпер, Э. Дихтль и других, так и российских авторов: Власова А.И., Герчикова И.Н., Герасименко В.В., Моисеева Е.И., Пунин Е.И. и других. Но дело в том, что в работах приведенных авторов проблемы ценообразования освещены в основном в рамках внешнего рынка. Хотя отечественные предприятия в настоящее время должны уметь проводить активную ценовую политику как на внешнем рынке, так и внутри страны.

В системе управления существует несколько стратегий ценообразования. Одним из самых простых методов является классический метод «средние издержки плюс прибыль», который основывается на калькуляциях полной себестоимости, а значит ориентируется главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос.

Однако, в настоящее время на Западе определяющим фактором в ценообразовании является уровень спроса (т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар).

В переходной экономике России произошел отказ от государственного планового управления народным хозяйством, ликвидировано плановое ценообразование и, соответственно, государственная политика цен, за исключением небольшого сектора товаров и услуг, цены на которые устанавливаются на государственном или муниципальном уровне. Процесс либерализации цен в России привел к резкой дестабилизации положения предприятий, разрушил систему платежных отношений между ними, привел к падению реальных доходов населения, социальной нестабильности. Но либерализация цен - необходимое условие перехода к рыночному механизму хозяйствования и ее целью является создание рыночного механизма ценообразования, позволяющего приспосабливаться к рыночной ситуации и достигать намеченных целей. Однако, на пути перехода к рыночному механизму ценообразования встала длительная и сильная инфляция. Обусловленные ею низкие спросовые ограничения позволили предприятиям в отсутствие конкуренции наращивать свои цены и денежные доходы без особой привязки к запросам потребителя.

В результате развития экономики после либерализации цен стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика отдельного предприятия. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на формирование которого направлена современная экономическая политика. В этой связи широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и появляющихся вслед за ней спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. Эти идеи базируются на общих законах функционирования рыночной экономики. Для характеристики особенностей инфляционных процессов стали применяться термины «инфляция издержек» и «инфляция спроса».

В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях становится возможным длительное и существенное завышение цен на их продукцию. Если такая продукция используется при производстве других товаров, то повышаются издержки, что делает невыгодным продолжение их производства при прежнем уровне спроса и цен, в результате оно сокращается по всей технологической цепочке вплоть до конечной продукции. А поскольку обществу необходимо продолжение и развитие производства, перед государством встает задача дать возможность повышения цен за счет расширения денежной массы. Это есть механизм «инфляции издержек».

«Инфляция спроса» возникает в результате повышения совокупного спроса вследствие увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета, повышения скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства.

Инфляция издержек распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но бороться с ней значительно труднее, ибо она связана как с организацией рынка (степень конкуренции, развитие рыночной инфраструктуры), так и с существующей структурой российского производства, определяющей структуру и уровни издержек.

Пока будут сохраняться относительно высокие темпы инфляции и соответственно низкие спросовые ограничения в ряде отраслей промышленности формирование ценовой политики в них станет происходить по единственной схеме - максимально возможного роста цен. Эта закономерность представлена на графике (рис 1.).

Ценовая политика в условиях низких спросовых ограничений

Рис 1. Ценовая политика в условиях низких спросовых ограничений.


На рисунке изображена базовая ситуация прибыльного производства, все показатели которого имеют индекс 1. Предположим, что предприятие имеет в условиях переходной экономики хорошие стартовые позиции, т.е. достигает выпуска продукции Q1, который приносит при реализации по ценам P1 выручку V1, превышающую критическую точку V0, за которой производство становится убыточным. Такое предприятие имеет даже некоторый запас прочности, позволяющий ему в условиях кризиса переходной экономики безубыточно наращивать производство на величину Q1-Q0. Действие инфляции повышает переменные и отчасти постоянные издержки до уровня, представленного на рисунке пунктирной линией «Издержки 2». Зона прибыльного хозяйствования в связи с этим резко сужается (критическая точка V2), и предприятие оказывается за ее пределами. Для того, чтобы в дальнейшем эффективно хозяйствовать, есть два пути. Первый - расширять масштабы производства за пределы Q2. Но в условиях экономического кризиса это недостижимо, так как повсюду происходит сокращение производств и спроса, особенно на продукцию производственно-технического назначения. Другой путь - увеличение выручки от продаж за счет роста цен. Для того, чтобы сохранить исходную позицию, предприятию необходимо увеличить цену до уровня Р2. Тогда минимально допустимый объем выпуска останется на уровне Q0 (критическая точка V3), а выручка предприятия повысится до V4. Таким образом, максимально возможное повышение цен предприятиями в переходной экономике - это не экономический беспредел, а средство выживания. Там, где оно срабатывает, предприятие продолжает существовать. Все другие формы ценовой политики в это время не действуют, так как основная предпринимательская стратегия в условиях кризиса - не развитие, а выживание.

Однако такое поведение предприятия возможно только при условии слабых спросовых ограничений. Именно они существовали до сих пор в российской экономике и продолжают действовать в отраслях, генерирующих инфляцию издержек.

По мере снижения общих темпов инфляции спросовые ограничения еще более усилятся. Отрасли, которые оказались сегодня в зоне жесткой конъюнктуры, -это производство потребительских товаров легкая, пищевая, текстильная промышленность, производство бытовой электротехники), а также обслуживающие их отрасли (соответствующие отрасли машиностроения и аграрный сектор).

На рис. 2 изображена ситуация производства, функционирующего в условиях высоких спросовых ограничений. На рисунке показано, как под давлением инфляции издержек, начинающейся в базовых отраслях производства, увеличиваются затраты и в тех отраслях, которые выпускают конечную продукцию, или обслуживают ее производство (по расчетам специалистов, инфляция издержек распространяется по всем отраслям экономики до конечной продукции двумя волнами: через два месяца и затем еще раз через полгода).

Ценовая политика в условиях высоких спросовых ограничений

Рис. 2. Ценовая политика в условиях высоких спросовых ограничений.


На графике появляется новая линия издержек - «Издержки 2 (инфл)». В то же время линия объема выручки от реализации измениться не может, поскольку росту цен препятствуют спросовые ограничения. Порог выгодности перемещается вправо - с точки V0 до точки V2. Объем производства V1, достигнутый предприятием, становится убыточным. Для того, чтобы снова получать прибыль в отсутствие возможности повышения цен, необходимо увеличить выпуск продукции до величины, большей чем V2. Однако это невозможно из-за высоких спросовых ограничений и кризиса.

В условиях переходной экономики происходит резкая дифференциация доходов и сегментация рынка. При этом развиваются следующие специфические явления.

1. Спрос внутри сегментов ограничен покупательной способностью соответствующих категорий потребителей и в значительной мере удовлетворяется за счет импорта промышленных и продовольственных товаров.

2. При резком снижении реальных доходов происходит ограничение спроса минимальным и самым дешевым потребительским набором. Резкое повышение стоимости коммунальных и транспортных услуг вследствие роста цен на энергоресурсы усиливает этот процесс.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Системы учета стандарт-кост и нормативного метода - основа организации управленческого учета
Направления реформирования учетных процедур формирования финансового результата
Стандарты и гибкие бюджеты в управлении прибылью предприятия
Методические особенности формирования показателей расходов организации
Цели, задачи и направления реформирования бухгалтерского учета в России
Вернуться к списку публикаций